Гостиница "Националь" и этикетка водки "Столичная"

Интерьеры "Националя" поражали своей роскошью и великолепием. В нем были все технические новинки начала XX века. Об этом в программе радио Sputnik "Российская летопись" расскажет ее автор и ведущий Владимир Бычков.
Читать на сайте radiosputnik.ru
В декабре 1902 года состоялось официальное открытие московской гостиницы "Националь".
Это была по тем временам самая высококлассная и шикарная гостиница старой столицы. Она построена архитектором Александром Васильевичем Ивановым, который также известен проектом дома страхового общества "Россия" на Лубянской площади, ныне занимаемого ФСБ.
Интерьеры "Националя" поражали своей роскошью и великолепием. В гостинице были все технические новинки начала XX века: электрические лифты, телефоны, система парового отопления, ватерклозеты.
Гостиница "Националь"
Фасады "Националя" были выполнены в смешанном стиле: сочетание неоренессанса, неоклассицизма и модерна. Угловой аттик украшало майоликовое панно "Аполлон и музы". В 1932 году оно было заменено на другое, более отвечавшее духу тогдашнего времени – прославлявшее успехи первой пятилетки. Колхозник на тракторе на фоне заводских труб и высоток ЛЭП. Смешно, конечно. Но тогда заботились больше не об эстетизме, а об идеологии.
До революции в "Национале" останавливались Шаляпин, Римский-Корсаков, Бунин, балерина Павлова, писатель-фантаст Герберт Уэллс, Анатоль Франс...
Какое-то время после переезда в 1918 году советского правительства из Петрограда в Москву в "Национале" проживали руководители Страны Советов – Ленин с Крупской, Дзержинский, Троцкий. А совсем рядом с ними шикарно расположилась в изысканной и причудливой "Гостиной Людовика Пятнадцатого" 45-летняя Александра Коллонтай со своим очередным возлюбленным, 28-летним матросом Павлом Дыбенко.
Вскоре вожди съехали в Кремль, который подлатали после боев с юнкерами. И уж не знаю, Ленин ли, Крупская ли, другие ли, но кто-то прихватил из гостиницы в качестве сувенира пару фирменных тарелок "Националь" (они присутствуют в музее Ленина в Кремле). Эта стародавняя традиция жива и поныне.
С гостиницей связано и окончательное поражение Троцкого во внутрипартийной борьбе со Сталиным. Троцкий, видя, что теряет влияние, даже хотел устроить нечто вроде революции в 10 годовщину Октябрьской революции – призвал выйти на улицы Москвы своих сторонников. А сам он собирался перед ними выступить с зажигательным спичем с балкона "Националя". Троцкий был прекрасным оратором. Однако было уже поздно.
Молодые студенты-сталинисты были организованы в ударные бригады, которыми руководил выдвиженец Сталина Георгий Маленков. Эти отряды сумели разбить на мелкие группы колонну сторонников Троцкого. А командующий Московским военным округом Борис Шапошников, сторонник генерального секретаря ЦК РКП(б), вывел на улицы столицы броневики. Троцкий все-таки сделал попытку выступить перед участниками демонстрации с балкона "Националя", но многочисленные сторонники Сталина устроили ему жесткую обструкцию. "Кадры решают всё!"
Троцкий проиграл. И Сталину уже никто не мог помешать стать в недалеком будущем вождем всех времен и народов…
Национальная гостиница и часовня Александра Невского в Москве в начале XX в.
Любопытные воспоминания оставил о "Национале" 1934 года Илья Эренбург:
"В Москве у меня квартиры не было... я с помощью "Известий" получил номер в гостинице "Националь"...
Как-то утром я заказал чай; официант выслушал меня и вскоре вернулся без подноса: чая я не получу, с сегодняшнего дня ресторан отпускает только на валюту. Я рассердился, но смолчал, попросил принести кипяток и чайник для заварки – у меня были чай и сахар. Официант снова пришел с пустыми руками: "И кипятка не дали, говорят, советским не отпускаем…"
Я решил пойти к директору гостиницы... Директор объяснил, что я должен немедленно очистить номер: через час из Ленинграда прибудет большая группа американских туристов.
Я задержался, чтобы поглядеть на знатных путешественников; это были очень богатые люди; коридорные задыхались, волоча тяжелые чемоданы... Я сердился, но не удивлялся. Незадолго до этого происшествия я был в Иванове. Зашел в ресторан. Зал загромождали пыльные пальмы. На столиках лежали грязные скатерти с засохшими следами вчерашних соусов и позавчерашних борщей. Я сел за столик, который выглядел чище. Официантка закричала: "Вы что, не видите?… Это для иностранцев…"
Оказалось, в местном текстильном институте учатся два молодых турка. К ним относились с почтением и обед им подавали на чистой скатерти"...
Оскорбленный в лучших чувствах Эренбург написал гневную статью. И что же? "Руководители "Интуриста" утверждали, что несколько англичан и французов, собиравшихся посетить Советский Союз, после моей статьи отказались от поездки и что я нанес государству материальный ущерб".
От скверных последствий Эренбурга защитил Бухарин, главный редактор "Известий" – тогда еще у него оставалось кой-какое влияние.
А после войны "Националь" стал излюбленным местом отдыха творческой и артистической богемы.
Гостиница "Националь", ресторан "Белуга" находится на втором этаже
В конце XX века гостиница была отреставрирована, здание обрело почти тот же облик и внутреннее убранство, что и до революции.
"Националь" также славился своим рестораном. С ним связана любопытная история. Там, во время одного из застолий советским художником Андреем Иогансоном была придумана этикетка водки "Столичная". На ней изображена гостиница "Москва" как раз под тем ракурсом, который увидел художник со своего столика в ресторане "Националь". С тех пор этикетка водки практически не изменилась. Удивительное долголетие!..
В этом выпуске вы также услышите:
– Высоко-Петровский мужской монастырь.
Коротко и по делу. Только отборные цитаты в нашем Телеграм-канале.
Обсудить
Рекомендуем