Аналитик – одна из самых востребованных позиций. Работать в такой должности можно, лишь обладая нужными знаниями. Чем занимается специалист этой профессии, рассказывает радио Sputnik.
Кто такой аналитик
Сбор данных, их структурирование и расшифровка, поиск общих тенденций, а затем приведение таблицы накопленных и проанализированных цифр в единую форму – это обязанности сотрудника, которого наняли на должность аналитика. Одна из главных задач аналитического отдела на любом предприятии – это прогноз, который строится на скрупулезно собранной информации. И как видно из обозначенных профессиональных обязанностей, аналитик – это не столько профессия, сколько обобщенное название должности на предприятиях совершенно разных сфер деятельности.
Сначала слово "аналитик" ассоциировалось у большинства с финансовым, банковским, брокерским делом. Теперь же без аналитического отдела не обходится ни одна крупная фирма, независимо от того, в какой области она работает – от биотехнологий до продажи мороженного.
Для того, чтобы лучше понять, чем занимаются специалисты этого профиля, сначала нужно разобраться со значением слова "анализ", применительно к этой профессии. Итак, анализ – это метод научного исследования. Его законы точно определены и строятся на сборе статистических данных. Даже когда речь идет о так называемых гуманитарных сферах деятельности, например, о психологии или живописи. Любой процесс сначала расчленяют на составные элементы, по каждому из них собирают информацию, анализируют ее, а затем сводят в единую таблицу. На основании полученных данных можно не только определить, как работало отдельное подразделение компании, но и все предприятие в целом. Более того, составить прогноз, который покажет, что ожидает фирму в дальнейшем, каких показателей удастся добиться, если нынешние тенденции останутся неизменными.
Анализ данных
Например, предприятие занимается продажей запчастей для автомобилей. Аналитик изучает спрос на определенные детали в течение года, информацию о том, удалось ли компании все распродать или склады оказались затоварены, сравнивает цены у конкурентов и готовит отчет. На его основании сразу несколько отделов принимают решения о стратегии работы в следующем году: маркетологи – о том, нужно ли менять принципы работы с клиентами, отдел закупок – об объемах нужных запчастей в зависимости от спроса, отдел продаж – о том, когда и сколько деталей привозить в конкретный магазин.
Аналитики внутри компании могут собирать информацию о зарплатах, выплаченных налогах, времени, проведенном сотрудниками на работе, больничных листах, качестве предложенных решений и выполненных работ, на основании чего руководством может быть сделан вывод об эффективности работника или какого-либо отдела предприятия.
Востребованность профессии
Помогать руководству предприятия делать выводы, повышать эффективность управления, снижать расходы и увеличивать доходы – основная обязанность аналитика. Она основывается на умении не только собирать, но и обрабатывать информацию. И при этом нужно вычленять только те данные, которые действительно нужны при проведении определенного анализа, отбрасывая массу неактуальных в этот момент сведений. Такие навыки пользуются повышенным спросом у работодателей. В этой сфере нужен не только опыт аналитической работы, но и способность делать выводы на основании полученных данных. Не зря ведь существует понятие "аналитический склад ума". А потому в любой социально-экономической ситуации профессия аналитика считается весьма востребованной у работодателя.
© Depositphotos.com / skat_36
Специализации
Аналитик-криминалист
Без аналитиков-криминалистов не обходится работа ни одной правоохранительной структуры во всем мире. Расследование запутанных уголовных дел обычно тесно связано с анализом огромного массива данных об уже совершенных ранее преступлениях. Аналитики МВД, основываясь на поступающей информации, могут не только подсказать направление, по которому должно пойти расследование, но иногда даже предсказать, в каком месте и почему может произойти следующее похожее преступление.
Сотрудник проводит дактилоскопическую экспертизу в экспертно-криминалистическом центре
Аналитики спецслужб
Любая уважающая себя спецслужба мира гордится своим аналитическим отделом. Работа этих подразделений сильно засекречена. Данные поступают из источников, которые известны только узкому кругу, а выводы, которые делают аналитики, доступны лишь руководителям спецслужб.
Бизнес-аналитик или BI-аналитик
Аналитик в этой сфере занимается и внутренними процессами, которые происходят в компании, и сегментом рынка, в котором она работает. Один из самых важных аспектов работы бизнес-аналитика – изучение именно тех факторов, которые непосредственно влияют на уровень прибыли предприятия: цены, конкуренты, качество товаров и услуг, спрос на них, изменение предпочтений клиентов с течением времени… Главная цель – повысить эффективность принятия решений топ-менеджментом компании.
Продуктовый (товарный) аналитик
Товарный аналитик – понятие более узкое, чем бизнес-аналитик. Этот специалист должен точно знать уровень спроса на отдельные категории продуктов или товаров и то, как он меняется в течение определенного промежутка времени. И на основании этого давать свои рекомендации. Например, утром квас продается лучше, чем вечером, поэтому в каждом магазине он должен быть на полках в первой половине дня, а ближе к вечеру лучше покупают продукты быстрого приготовления, поэтому недопустимо, чтобы их не было в магазине в это время.
Покупатель в магазине
Финансовый аналитик
Финансовый аналитик работает, в частности, с ценными бумагами, инвестиционными портфелями и валютами. Анализ изменений стоимости акций, фьючерсов, спотовые цены на углеводороды и металлы, курсы валют – все это сфера его деятельности. От того, насколько качественно проведен анализ, может зависеть устойчивость всего предприятия, ориентированного на работу на рынке ценных бумаг.
Маркетинговый аналитик
Маркетинговый аналитик отвечает в первую очередь за конкурентоспособность продукта или услуги. В его задачи входит исследование сегмента рынка, на котором представлена компания, и определение новых каналов продаж. В отчетах маркетинг-аналитиков также содержатся данные об окупаемости и рентабельности предприятия. Частный случай внутри маркетинг-аналитики – бренд-аналитика. Сотрудники анализируют стоимость всего, что входит в понятие бренд, определяют его рыночную стоимость и факторы, которые на нее влияют.
Системный аналитик и аналитик данных
Работа системного аналитика и аналитика данных во многом схожа. Цель – не просто собрать и проанализировать данные, а сделать понятным для программистов задание, которое им отправляет заказчик. Еще одна задача – наладить и поддерживать в эффективном и работоспособном состоянии процесс автоматизации внутри самой компании. Эта работа подойдет тем, кто кроме анализа знает и техническую сторону работы IT-специалистов.
© Depositphotos.com / EdZbarzhyvetsky
Веб-аналитик
Смежная с системным аналитиком специальность – веб-аналитик. Специалист в этой сфере должен анализировать информацию о посетителях интернет-порталов. Для этого даже были специально разработаны глобальные специализированные программы, например, Google Analytics, Яндекс.Метрика, Call tracking. Веб-аналитик особенно важен компаниям, которые стремятся догнать и потеснить конкурентов, а для этого требуется не только увеличить трафик посетителей, но и монетизировать его.
UX-аналитик
Название этой специальности восходит к английскому выражению User Experience (UX) – "опыт пользователя". Основная задача аналитика в этой области – собирать, а потом анализировать информацию о том, как именно пришедшие на сайт компании люди им воспользовались: по каким ссылкам переходили, где останавливались на более долгое время, какой именно раздел привлек внимание больше остальных. Далее эти знания можно использовать, чтобы развивать проект или чтобы исправить ошибки и пробелы, незамеченные ранее.
Спортивный аналитик (каппер)
Это одна из наиболее редких специализаций среди аналитиков. Каппер умеет профессионально играть на спортивных ставках. При этом он может давать советы и тем, кто только начинает этот высоко рискованный бизнес. Спортивный аналитик опирается не на интуицию и веру в команду, а на анализ многочисленных данных, поступающих к нему перед игрой. Зачастую он специализируется на конкретном виде спорта. Наибольшее число капперов сейчас работает в сфере футбола, регби, гольфа и соккера.
Аналитик рынка недвижимости
Этих специалистов называют "серыми кардиналами рынка недвижимости" за влияние, которым они пользуются в сообществе риелторов. Аналитик рынка недвижимости связан в первую очередь с информацией, которая стекается к ним по многочисленным каналам от продавцов, покупателей, арендаторов и арендодателей. Он не просто мониторит данные о рынке, но и строит прогнозы дальнейшего развития сегмента недвижимости, а значит может быть полезен всем участникам сложного бизнес-процесса, связанного со строительством, перепродажей и арендой объектов.
Образование
Учебные заведения
Учиться по специальности "аналитика данных" сейчас можно в различных вузах страны – новая профессия привлекает внимание и абитуриентов, и работодателей. Только в Москве по этому направлению выпускают специалистов более пятидесяти институтов и университетов. Однако, стать аналитиком можно и получив образование по другой специальности – для этого следует пройти дополнительное обучение в самом вузе или на курсах повышения квалификации для выпускников высших учебных заведений.
Курсы
Курсы (в том числе и онлайн) подойдут тем, кто чувствует необходимость получить новые знания и даже навыки для того, чтобы улучшить эффективность своей работы. На таких занятиях обычно предлагают не только освоить азы аналитики, но и научиться основам высокоуровневых языков программирования Python и SQL.
Устройство на работу
Аналитики и иногда целые аналитические отделы работают практически во всех компаниях среднего и крупного уровня, независимо от сферы их деятельности. А также в государственных структурах, в том числе в федеральных министерствах и ведомствах, на телевидении и в области интернет-СМИ. Без анализа поступающих данных не могут обойтись в первую очередь IT-компании, рекламные и маркетинговые фирмы, фармакологические и медицинские корпорации, страховщики и банки и, конечно, инвестиционные фирмы.
Основные обязанности
Любой аналитик в первую очередь должен уметь работать с большим объемом информации и постоянно поступающих новых данных. Самые распространенные программы и редакторы, знание которых необходимо, это Excel и Power BI. Кроме сбора показателей и их анализа, аналитик должен уметь строить модели, делать прогнозы на основании имеющихся данных и, конечно, постоянно формировать отчеты. В зависимости от сферы, в которой работает компания, ее аналитики должны знать специфику ее рынка и основные бизнес-процессы.
Навыки и личные качества
Навыки этой профессии складываются постепенно и состоят из множества аспектов, связанных со сферой деятельности компании. К примеру, умение работать веб-аналитика с трудом применимо в секторах, связанных с продажей электрооборудования или саженцев сельскохозяйственных растений. Хотя, безусловно, умение анализировать данные пригодится в любой из сфер не только в бизнесе, но и в государственном управлении и даже в политике. Среди основных качеств, которые работодатели считают важными для аналитиков, в первую очередь называют внимательность и аккуратность при анализе большого объема данных, усидчивость и терпеливую работу с цифрами, а еще, конечно, пригодится хорошая память и умение подходить творчески к рутинному процессу обработки информации.
Место работы
Аналитик – один из немногих специалистов, чье постоянное присутствие в офисе не считают необходимым. Многие компании готовы рассмотреть возможность удаленной работы для таких специалистов, поскольку обрабатывать поступающую информацию можно вне зависимости от того, где именно находится аналитик. Но у этой специальности есть и минусы, связанные не столько с местом, сколько со временем работы. Иногда данные начинают поступать в нерабочее время, а обработать их и принять решение об информировании руководителя нужно срочно. В таком случае, конечно, аналитикам приходится выделять для работы часть своего личного времени.
Зарплата
По данным на третий квартал 2021 года, средняя зарплата для аналитика в России составляет около 40 тысяч рублей в месяц. Как и в других профессиях, меньше всех платят начинающим сотрудникам – примерно 17 тысяч рублей. Специалист с опытом работы и достойным портфолио может претендовать на 85 тысяч рублей, если он занимает рядовую должность в аналитическом отделе компании. Руководитель такого подразделения может зарабатывать в два-три раза больше.
Плюсы и минусы
Главный плюс работы аналитиков состоит в том, что такой специалист требуется на любом предприятии среднего и крупного размера, независимо от сферы деятельности компании или учреждения. Широкий спектр специализаций. Из этого вытекает еще один неоспоримый плюс – востребованность таких специалистов на рынке труда и достойная оплата труда аналитиков, обладающих необходимыми навыками работы.
Среди минусов профессии выделяют ее рутинность при высокой степени ответственности. Работа требует постоянного внимания и умственного напряжения, а также умения включаться в выполнение задач, поставленных руководством, в любое время, если происходит экстренное для компании событие.
Перспективы и карьера
Сегодня ни один бизнес-процесс не обходится без предварительного и скрупулезного анализа огромного объема данных. А значит любой аналитик, который сможет выявить закономерности и риски, посчитать рентабельность, проследить динамику изменений рынка и на этом основании дать необходимый совет топ-менеджменту – всегда будет цениться работодателем. Считается, что именно в постиндустриальную эпоху эта профессия наиболее востребована, а для тех, кто ее выбирает, становится трамплином в карьерном росте. Кстати, все SEO крупнейших компаний мира – в первую очередь талантливые аналитики.
Автор Евгений Майструк, радио Sputnik
Коротко и по делу. Только отборные цитаты в нашем Телеграм-канале.