Спор о том, кто должен воспитывать ребенка, родители или школа, разрешен учеными. Будет ли человек талантливым, успешным, в конце концов, умным - зависит от раннего развития мозга, до семи лет. А наши гены всего лишь на 10% влияют на формирование личности. Об этом рассказал нейробиолог Филипп Хайтович в новом выпуске подкаста "Кот ученый".
Например, размер мозга – то, на что ученые раньше обращали внимание, на самом деле не играет определяющую роль. Ребенок рождается с размером серого вещества примерно на треть от того, каким у него будет мозг в дальнейшем. Этот объем быстро "нарастает", примерно к трем годам. Однако это совсем не означает, что мозг сформирован. Более важные процессы происходят позже - с трех до семи лет. Устанавливаются связи между клетками, формируются нейронные сети. Поэтому так важно воспитание и социальное взаимодействие с ребенком-дошкольником. Это не означает, что нужно учить интегралы и иностранные языки. Важнее и полезнее для маленького человека - общение и подражание взрослым. Заканчивается формирование основных нейронных связей примерно к 15 годам. До этого человек не полностью самостоятелен психологически и рассчитывает на поддержку со стороны социума. Все это говорит о том, что кроме действующей системы образования, должно быть уделено внимание дошкольному развитию. Несмотря на достаточно убедительные результаты исследований нейробиологов, пока ни одна из стран не пришла к коренной перестройки формы образовательной деятельности.
Процесс формирования нейронных сетей и личности не заканчивается в молодости, как думали раньше, в течение всей жизни происходит корректировка этих сетей. И этому способствует познание чего-то нового, творческая работа, освоение новых навыков.
Интересно, что и разделение мозга на зоны и функции различных его частей не нашло подтверждение в новейших исследованиях. Ученые полагают, что участки и структуры мозга работают все одновременно, а также взаимозаменяемы, пластичны. При травме или инсульте здоровые клетки берут на себя функции утраченных. Это говорит о том, что, например, в мозге нет центра речи, как считали раньше. Нельзя провести аналогий и с животными, с обезьянами. Нет и жестких алгоритмов в том, как работает мозг. Сегодня реакция человека на раздражитель может быть одной, а завтра – совершенно другой при неизменной причине.
Еще удивительнее, как работает мозг во сне. Существует гипотеза, что в это время мозг проходит самотестирование и проверку всех связей. Об этом говорят данные измерений активности – мозг никогда не спит, он всегда "в боевой готовности".
Однако все вышеперечисленное - это гипотезы, которые ждут своего подтверждения. Несмотря на то, что исследованиями мозга занимаются десятки тысяч ученых, знания о том, что у нас в голове, сильно ограничены. Правильнее сказать, что о человеческом мозге мы почти ничего не знаем. Все дело в том, что ученым для детального исследования достается мертвый орган. В живые головы вставить электроды не всегда получается - только при ограниченных показаниях к вскрытию черепной коробки. А заглянуть в здоровый, эффективно действующий мозг, пока не придумали как.
Как работает память, как происходит обучение и развитие мозга в детстве, где сконцентрирована личность человека - все это темы будущих открытий.
Подробнее в новом выпуске подкаста "Кот ученый".
Коротко и по делу. Только отборные цитаты в нашем Телеграм-канале.