Речь Посполитая могла уцелеть лишь на каком-нибудь далеком от всего мира острове. Ее падение было неминуемым, а соседи просто воспользовались ситуацией. О том, почему Речь Посполитая исчезла с карты Европы – наш сегодняшний рассказ на радио Sputnik.
Двадцать второго сентября 1772 года была ратифицирована Конвенция о первом разделе Польши между Пруссией, Австрией и Россией.
Вслед за этим произойдут еще два раздела Речи Посполитой: в 1793 и 1795 годах.
Поляки, конечно, пытались спасти неспасаемое – страну-призрак. Они ее сами таковой и сделали. Центральная власть была очень слаба. Король – выборный. От "либерум вето" поляки отказались лишь в 1791 году. Когда, собственно, уже можно было этого не делать: поздно!
Историки пишут: всякая законодательная власть была как бы уничтожена; в сеймы внесено зерно ничем не устранимого раздора, и в течение ста лет 47 сеймов разошлись без всякого толка. Наступила эпоха падения, нравы испортились, распространилось религиозное неверие и легкомыслие; пронырства, подкупы, женские милости сделались рычагами государственных дел. Польское дворянство добилось такого объема прав, который перешагнул пределы свободы и сделался своеволием. Этот близорукий, преступный эгоизм подточил государство, низведя его до полного ничтожества. И при этом польские паны не без тайной гордости повторяли старинную поговорку: "Polska stoi nierzadem", то есть "Польша стоит беспорядком". А еще есть немецкое ироничное выражение Polnische Wirtschaft – польское хозяйство. В переносном смысле – бестолковщина, балаган и отсутствие нормального государственного устройства.
До полного хаоса Речи Посполитой недоставало одного – иноземного вмешательства. За этим дело не стало.
Польша, могла уцелеть лишь на каком-нибудь отделенном от всего мира острове. Падение Польши было неминуемым; она дошла до него своей собственной виной, которою соседи только воспользовались.
После разделов Польша как государство перестала существовать. Больше всех на этом нагрели руки пруссаки – они получили в свои владения в том числе и польскую столицу. К России отошла Западная Белоруссия, Курляндия и часть Литвы.
Священная Римская империя присоединила к себе земли, получившие название Галиция и Лодомерия, вместе с городом Лемберг, ныне Львов.
Хочу обратить внимание: к России перешли русские земли Белой и Малой Руси с преимущественно русским коренным населением, а коренные польские земли, населенные этническими поляками, были поделены между Пруссией и Австрией.
И напоследок приведу мнение польского историка Ежи Сковронека, который в свое время возглавлял государственные архивы Польши: "Разделы и падение Польши явились трагическим опровержением одного из "гениальных" принципов внешней политики Речи Посполитой. Он гласил, что именно бессилие государства — основа и условие неограниченной демократии и свободы каждого его гражданина, одновременно служащее гарантией его существования… На деле вышло наоборот: именно бессилие польского государства подтолкнуло ее соседей к ликвидации Польши.
Главным зачинщиком разделов Польши была Пруссия, ее охотно поддерживала Австрия".
А ведь Берлин и Вена выступали когда-то спонсорами независимости и государственности Польши. И вот они, европейские реалии: сосед ослаб – почему этим не воспользоваться? С европейцами надо всегда держать ухо востро: они непременно воспользуются слабостью даже тех, кого вчера еще называли близкими друзьями. Рационально распланированная подлость? Нет! Это – история Европы. И именно прусский король Фридрих II выступил инициатором уничтожения Речи Посполитой. А Екатерина II, наоборот, не преследовала цели стереть с географической карты Польшу. С геополитической точки зрения это даже было невыгодно: исчезал буфер между Россией и "миролюбивым" Фридрихом.
Автор Владимир Бычков, радио Sputnik
Коротко и по делу. Только отборные цитаты в нашем Телеграм-канале.