Авторы

Каюк Кучуму: как Ермак Сибирь брал

Читать на сайте radiosputnik.ru
Спускался по рекам, скакал на коне, бился врукопашную и стал народным героем. 1 сентября 1581 года атаман Ермак с дружиной казаков отправился покорять Сибирь. Подробности у радио Sputnik.
Это не был государственный проект. Это был счастливый случай для Ермака Тимофеевича. Он спокойно работал на Волге: отбивал табуны лошадей у ногайцев, по ходу грабил суда иноземных послов. Но тут его отряд позвали в Пермский край – защищать работящее население от Сибирского ханства. Ермак приехал и смекнул: лучшая защита – это нападение.
Мягкая рухлядь
"Пригласившей стороной" были солепромышленники Строгановы. Они получили огромные территории "на льготные годы" и вполне процветали, если бы не набеги сибирских татар. Ермака и 450 человек с ним купцы экипировали с головы до ног. Пороха и муки – немеряно, воюй сколько хочешь. На все про все ушло два года. Дружина продвигалась по воде и суше вглубь Западной Сибири, громя отряды хана Кучума. Огнестрельное оружие было большим преимуществом против татарской конницы. Ближний бой "на ножах" русские тоже выигрывали – кучумцы не имели представления о боевых порядках и действовали просто толпой. Ермак выбил хана из его столицы, Кашлыка, подумал, что делать дальше, и решил приводить аборигенов к присяге царю Ивану Грозному. "Войсковой приговор" Ермака и стал историческим документом о присоединении Сибири к России. Для подтверждения своих побед казаки взяли в плен и отправили в Москву племянника Кучума. К живому подарку добавили "мягкую рухлядь", как тогда называли пушнину.
Не завоевал, а присоединил
Поход в Сибирь – личная инициатива Ермака, и его успех очевиден. "Был нанесен смертельный удар Сибирскому ханству", – говорит ведущий научный сотрудник Института российской истории Николай Никитин:
«
"Поход Ермака – это эпизод тяжелейшей борьбы Руси с наследием ордынского ига. После его свержения опасность осколков Золотой Орды сохранялась еще несколько столетий. И разгром очередного татарского царства воспринимался в ряду финальных этапов давнего противостояния".
Исторический авторитет Ермака Тимофеевича пошатнулся только один раз. Это произошло в Советской России. Николай Никитин продолжает:
«
"Большевики взяли установку на развенчание "колониальной политики русского царизма". По новой концепции все, что было до 1917 года, – это мрак и угнетение народов, и только с приходом Советов народы были спасены от вымирания. Спустя много лет в СССР поняли, что концепция вредит государственному строительству и что власть сама себе стреляет в ногу".
Как бы Советская Россия ни дистанцировалась, уверен Николай Никитин, она все же была преемницей царской державы. Ее потом назвали Советским Союзом, но по сути она оставалась исторической Россией. Ермак Тимофеевич снова стал героем. Только не как прежде – за завоевание Сибири, а с более мягкой формулировкой: за присоединение.
Автор Ольга Бугрова, Радио Sputnik
Коротко и по делу. Только отборные цитаты в нашем Телеграм-канале.
Обсудить
Рекомендуем