В 2024 году День железнодорожника в России отмечается 4 августа – это день, когда поздравляют с праздником всех работников отрасли вне зависимости от должности.
ДЕНЬ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИКА В 2023 ГОДУ
Выражение "под стук колес в вагоне поезда" постепенно становится неактуальным. Все больше железных дорог в России становятся "бархатными" – стыки между рельсами почти неощутимы, колеса больше не стучат, поездки становятся все более комфортными. Но неизменным вот уже больше ста лет остается праздник – День железнодорожника, который в стране отмечают вот уже больше века.
КОГДА ОТМЕЧАЕТСЯ
День железнодорожника был утвержден постановлением Совнаркома СССР в 1940 году. С тех пор его отмечают в первое воскресенье августа. В 2024 году профессиональный праздник всех работников отрасли выпадает на 4 августа.
КТО ПРАЗДНУЕТ
В этот день принято поздравлять машинистов поездов, проводников, всех сотрудников вокзалов и станций, преподавателей и студентов профильных учебных заведений – железнодорожных колледжей и высших учебных заведений, путевых обходчиков и работников вспомогательных цехов и депо. Но этот праздник считают своим не только те, кто работает на железной дороге, но и водители трамваев и машинисты метро, дежурные по станциям и сотрудники эскалаторных и лифтовых комплексов, связисты, без чьей работы невозможно представить себе современный железнодорожный транспорт, и кассиры – все, кто поддерживает статус России как великой железнодорожной державы и трудится на стальных магистралях, простирающихся на тысячи километров от Арктики до южных морей и от Калининграда до Приморского края.
ИСТОРИЯ ПРАЗДНИКА
Считается, что именно День железнодорожника – это первый профессиональный праздник в России. Его история начинается задолго до постановления Совнаркома от 1940 года. Впервые его стали отмечать еще в Российской империи. Железнодорожную сеть в самой большой по площади стране Европы XIX века стали строить при Николае I. Император издал Указы о необходимости проложить Царскосельскую, Петербурго-Московскую и Петербурго-Варшавскую железные дороги.
Николай II, правнук Николая I, к столетию со дня рождения своего прадеда подписал 25 июня 1896 года Указ, которым учредил в России первый профессиональный праздник – День железнодорожника. В Министерстве путей сообщения, на вокзалах Петербурга, Москвы и Варшавы в тот день прошли богослужения, а на знаменитом Павловском вокзале дали торжественный обед в честь работников железных дорог империи.
Праздник быстро стал популярным среди сотрудников отрасли. Уже в начале XX века его отмечали на всех ж/д станциях страны. Причем не только высшее руководство, но и простые работники – в депо, мастерских и даже на полустанках. Велено было украшать в честь торжеств железнодорожные вокзалы флагами, а на торжественные вечера по случаю Дня железнодорожника приглашали представителей разных чинов других ведомств.
© Фото : Public domain
Император Николай II везет тачку с землей к месту начала строительства Транссибирской магистрали. 19 мая 1891 года
Но в 1918 году, после революции в России, праздник отмечать перестали. Железные дороги сыграли свою роль во время гражданской войны. И белые, и красные использовали стальные пути для переброски войск и вооружений, для снабжения своих подразделений. Часть дорог была разрушена, мосты взорваны, станции пришли в упадок, смотрители за железнодорожным полотном, кочегары, машинисты, работники многочисленных депо вынуждены были искать себе другую работу – переходящие из одних рук в другие железные дороги иногда оставались вообще без присмотра.
Уже в 1936 году в СССР традиция отмечать День железнодорожника опять возобновилась. Все началось за год до этого – в 1935-м в Кремль пригласили большую группу передовиков-железнодорожников. Руководители партии и правительства СССР выслушали мнение рабочих, машинистов, инженеров о том, как сделать отрасль более современной, а заодно согласились с пожеланием простых людей восстановить профессиональный праздник. 28 июля 1936 года вышло постановление "Об установлении ежегодного "Всесоюзного дня железнодорожного транспорта Советского Союза 30 июля".
Через четыре года еще одним постановлением Совнаркома СССР дату Дня железнодорожника сделали плавающей – с тех пор праздник отмечают в первое воскресенье августа. Эта традиция жива до сих пор. В современной России это не только государственный профессиональный праздник, но и корпоративный, который отмечают сотрудники компании РЖД.
ТРАДИЦИИ ПРАЗДНИКА
День железнодорожника – праздник, под который легко подобрать музыкальное сопровождение. Сколько песен, мелодий, стихов, художественных и даже мультипликационных фильмов связано с поездами, вокзалами, романтикой дальних путешествий и задушевных встреч! "Вокзал для двоих" – для влюбленных, "Паровозик из Ромашкова" – для детей, "Вагончик тронется" – для ностальгии…
В каждом коллективе от отдаленных станций до крупных узловых центров в этот день традиционно поздравляют и тех, кто отдал железным дорогам России половину своей профессиональной жизни, и тех, кто только недавно присоединился к многотысячному коллективу сотрудников российских железных дорог. Самым официальным мероприятием, конечно, остается вручение ведомственных наград, которое традиционного проходит в этот день. С 2016 года в РЖД День железнодорожника отмечают в формате забега "Достигая цели!", а собранные средства потом передают подопечным благотворительных фондов. Это мероприятие проводится по всей стране.
Кадр из фильма «Вокзал для двоих»
О ПРОФЕССИИ
Железнодорожный транспорт в России занимает ведущее положение в сфере не только пассажирских, но и грузовых перевозок. Регулярное движение круглый год возможно вне зависимости от погодных условий, что делает железную дорогу самым надежным видом транспорта в стране. Кроме того, особое значение она приобрела из-за огромных расстояний в России, где существует необходимость связать удаленные регионы, центры финансов, районы добычи полезных ископаемых, морские и речные порты, которые иногда находятся на расстоянии многих тысяч километров друг от друга.
Но День железнодорожника – это и праздник тех, кто строит дороги и поддерживает инфраструктуру. Получить профессию железнодорожника можно в профильных колледжах и вузах страны. Например, Сибирский государственный университет путей сообщения – один из немногих в стране вузов, который до сих пор проводит распределение своих выпускников. Они востребованы, в первую очередь, в РЖД и в органах государственной власти. А в Московской области работают сразу пять средних учебных заведений, которые готовят специалистов среднего звена по самым востребованным специальностям – это и сварщики, и строители, и специалисты электрооборудования…
CC BY-SA 3.0 / Andshel /
Дальневосточный государственный университет путей сообщения
Железнодорожные специальности по-прежнему остаются популярными у молодежи.
«
"Существует не так много профессий, где приходится свои личные интересы отодвигать в сторону, когда речь касается, например, обеспечения безопасности на железной дороге. Ответственность и чувство долга – это главные качества в профессии железнодорожника. Мы – одни из первых проложили оптоволокно от Москвы до Дальнего Востока. Сейчас вводится повсеместная цифровизация, новые технологические приемы управления транспортом. Железная дорога остается главным полигоном для технического прогресса, что не может не привлекать молодежь", – делится с радио Sputnik своим мнением о профессии академик Академии транспорта России, почетный железнодорожник, председатель ЦК Российского профсоюза железнодорожников и транспортных строителей Анатолий Васильев, который много лет служил начальником Забайкальской и Сахалинской железных дорог.
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ
В 2020 году только компания РЖД перевезла 869,4 миллиона пассажиров. Получается, что в среднем каждый житель России проехал в поездах компании шесть раз. И это без учета перевозок другим железнодорожным транспортом – метро, трамваев, фуникулеров.
Самая длинная магистраль в мире – Транссибирская. Ее длина от Москвы до Находки – почти 9,5 тысячи километров. Вторая по протяженности, функционирующая в Китае магистраль Лхаса-Гуанчжоу почти вполовину короче.
В центре Транссибирской магистрали есть станция Половина. Расстояние от нее по железной дороге до Москвы и до Владивостока – одинаковое.
Слово "шофер" – это тоже про железную дорогу. Сначала так называли кочегаров в поездах (от французского chauffeur – "истопник").
Логотип РЖД на фоне железнодорожного моста
ЧТО ПОДАРИТЬ
Кроме обычных сувениров и банальных подарков, которые подходят и другим профессиям, железнодорожникам можно преподнести в честь профессионального праздника то, что им действительно может пригодиться в работе. Например, многофункциональный термос. Незаменимая вещь для тех, кто подолгу должен находиться вдали от офиса – машинисты и обходчики путей. Внешний аккумулятор – из той же серии, он поможет подзарядить телефон, который, как известно, садится в самый неподходящий момент. Практичным подарком может оказаться и теплый легкий дорожный плед из флиса, которым можно укрыться в редкие минуты отдыха.
Автор Евгений Майструк, радио Sputnik
Коротко и по делу. Только отборные цитаты в нашем Телеграм-канале.