Какие операции банки могут счесть подозрительными и как не стать жертвой жуликов, выдающих себя за представителей кредитной организации, объяснил в интервью радио Sputnik первый замдиректора Департамента информационной безопасности Банка России Артем Сычев.
Говорить о каком-то одном критерии, по которому платеж или другая транзакция могут быть признаны подозрительными, нельзя, поскольку антифрод-системы (от англ. anti-fraud "борьба с мошенничеством"), которые работают в финансовых организациях, оценивают ситуацию по многим параметрам. В среднем их не меньше 50, в зависимости от размера банка их количество может доходить до полутора тысяч, рассказал первый заместитель директора Департамента информационной безопасности Банка России Артем Сычев в интервью радио Sputnik.
«
"Эти критерии в большинстве своем носят универсальный характер, но все зависит от так называемого профиля пользователя, его типичного поведения. Например, если вы обычно совершаете покупки у себя рядом с домом и вдруг неожиданно совершаете покупку на другом конце мира где-нибудь в Юго-Восточной Азии, естественно, такое платежное поведение для кредитной организации будет основанием предположить, что против вас как клиента идет целенаправленная атака. Если человек постоянно оперирует небольшими суммами и вдруг в его платежном профиле возникнет платеж на очень существенную сумму, банк также обратит на это внимание", – сказал Артем Сычев.
Эксперт объяснил алгоритм действий банка в такой ситуации.
«
"Банк по закону обязан принять все меры, чтобы связаться с клиентом и выяснить, действительно ли он совершает платеж. Важно, что проведение такой операции банк должен приостановить, а не заблокировать или прекратить. Если клиент подтвердит, что все нормально, то операция должна быть продолжена. Если банк не сможет связаться с клиентом, по закону он обязан дальше провести эту операцию", – предупредил Артем Сычев.
По его словам, выдавать себя за работников службы безопасности банка могут телефонные мошенники. Изобличить их очень просто.
«
"Задача злоумышленника – создать впечатление у пользователя, что с его деньгами что-то происходит. Звонки якобы от службы безопасности или от правоохранительных органов и дальнейший разговор о подозрительных операциях – сценарий как раз вокруг такого страха. Если у вас есть сомнение, что с вашими деньгами что-то произошло, то сами перезвоните в контакт-центр банка. Номер телефона можно найти на обратной стороне вашей платежной карты", – напомнил Артем Сычев.
И, конечно же, нельзя сообщать по телефону персональные данные: номера банковских карт, код с обратной стороны карты, проверочные коды СМС и так далее. Сотрудники банков никогда не запрашивают такие данные, ими могут интересоваться только мошенники.
Коротко и по делу. Только отборные цитаты в нашем Телеграм-канале