Авторы

Мифы финской войны: как фермер Хяюхя охотился на советских солдат

Читать на сайте radiosputnik.ru
Как сделать "берсеркера" из простого финского фермера? Симо Хяюхя, по мнению западных СМИ, был самым результативным снайпером за всю историю войн. По некоторым данным, менее чем за 100 дней он убил до 700 советских военнослужащих. Может ли это быть правдой?
Клейнмихель: глава МПС, доктор медицины и кандидат в митрополиты
"Я постарался сделать то, что мне приказали, наилучшим образом". Это слова финского снайпера Симо Хяюхя, когда его, уже глубокого старика, спросили, как он чувствует себя, уничтожив несколько сотен красноармейцев в ходе так называемой Зимней (Советско-финской) войны 1939‒1940 годов.
Ставить под сомнение свой послужной список бывший снайпер не стал: незачем, он же легенда. Хяюхя, получив серьезное ранение на войне, прожил 96 лет. Он скончался 1 апреля 2002 года.
Простой фермер был берсеркером?
Крестьянин Симо Хяюхя начал служить в финской армии в 1925 году во втором велосипедном батальоне в Райвола, ему тогда было 20 лет. Снайперскую подготовку получил в крепости Утти. Во время Советско-финской войны ему дали прозвище Valkoinen Kuolema (Белая Смерть).
В финской прессе сообщалось, что в первые же дни войны Симо застрелил более пятидесяти советских бойцов, а в один из дней конца декабря 1939 года убил 25 красноармейцев. Все подсчеты основывались на рассказах самого снайпера и его сослуживцев.
Эти данные перекочевали затем в специализированные западные источники, которые называют финна самым результативным снайпером в истории ‒ ему приписывается 542 застреленных солдата и офицера противника. Некоторые СМИ идут еще дальше, называя цифру в 700 убитых им советских военнослужащих. Просто берсерк какой-то.
Меткость Хяюхя не удивляет: он был опытным охотником и отличным стрелком. Но настолько ли?
Бойцы Красной Армии обстреливают финские укрепления
Рекорды меткости во вранье?
Финские историки, как и журналисты времен войны, большей частью опирались на сведения, полученные от самого снайпера, его командиров и сослуживцев, которые якобы были свидетелями его попаданий в цель. Главная сложность подсчета заключалась в том, что тела предположительно застреленных красноармейцев оставались на советской стороне. А в документах подразделений РККА, якобы чуть ли не поголовно уничтоженных метким стрелком, позже историки не нашли подтверждений словам снайпера. Да, жертвы от огня противника в соответствующие дни были ‒ но в разы меньше.
Но и в финских источниках имеются расхождения. Фантазировали кто как мог. В армейской грамоте, врученной уже после войны Симо Хяюхя, сказано, что он уничтожил "219 противников огнем из винтовки и примерно такое же количество из пистолета-пулемета". А один из пропагандистов "подвигов" финского снайпера писал уже про 259 солдат РККА, убитых из винтовки, и примерно столько же ‒ из пистолета-пулемета и ручного пулемета.
То есть в любом случае о 500 с лишним снайперских попаданиях говорить нет вообще никаких оснований. А считать ("примерно"), сколько человек Хяюхя поразил плюс к этому из пулемета ‒ это уже совсем из области художественной литературы. Да, везде и всегда снайперы ведут свой личный счет. Бывает, что привирают. Но приплюсовывать предполагаемое количество жертв пулеметного огня ‒ это что-то новое. Как-то это не по-снайперски.
Пулемётчики на огневой позиции
Трудно сказать, что тут было причиной, а что следствием. То ли финская пресса дала волю фантазии, а скромному бойцу потом было неловко опровергать столичных журналистов. То ли он сам охотно рассказывал небылицы ‒ сейчас это уже не установишь.
Как бы то ни было, якобы небывалые достижения унтер-офицера Хяюхя использовала в своих целях финская пропаганда того времени, раздувая их и создавая образ национального героя, отметил в интервью радио Sputnik главный специалист научного отдела Российского военно-исторического общества (РВИО) Никита Буранов.
«
"Цифры, которые приписывают Симо, превышают стрелковый батальон Красной Армии. Если этому верить, то это странно очень. Более того, у нас на руках есть документы. В любой армии все серьезно, все потери записываются, документируются. Последние исследования, которые проводят наши коллеги, военные историки, показывают, что достижения финна увеличены в разы. Не на 50, не на 100 человек, а в разы", – подчеркнул он.
Бойцы Красной Армии слушают радио на привале
По мнению эксперта, в истории Симо Хяюхя нельзя не заметить некоторые фантастические элементы.
«
"Человек воевал неравномерно, сначала у него ничего не получалось, потом вдруг на определенном участке фронта в определенное время он показывает фантастические результаты. Потом выбывает из армии по ранению, затем эта история прекращается. В этом, конечно, есть фантастический элемент. Поэтому доверять каким-то россказням финских коллег я бы не стал. Героя из него раздуло финское командование, нужны были свои герои. Кого сделать героем? Снайпера. Он подходил по всем параметрам. Из него некоторые пытаются делать такую большую фигуру, которая абсолютно не соответствует фактуре", – уверен Никита Буранов.
У снайпера были свои секреты?
"Гроза красноармейцев" использовал для снайперской стрельбы винтовку M/28-30 системы Мосина – ее выпускали в Финляндии в 20-е годы. Оружие с утяжеленным стволом было хорошо приспособлено для суровых зим. Также Хяюхя применял пистолет-пулемет Suomi M-31. Позднее у снайпера спрашивали, в чем причина его успехов. Он отвечал, что дело в практике и хорошей погоде.
Симо Хяюхя, как утверждают некоторые исследователи, любил стрелять при температуре 20‒40 градусов ниже нуля. Держал во рту снег, чтобы пар от дыхания его не выдал. Но дышать-то тогда придется носом. А это та же струйка пара, способная выдать человека.
Более правдоподобным выглядит другой прием: по рассказам, финн замораживал с помощью воды наст перед стволом винтовки. Все это для того, чтобы при выстреле снег не взлетал, указывая местонахождение стрелка. А еще таким образом оружие получало опору и прицелиться удавалось точнее.
Но в этом тоже ничего экстраординарного не было: работа снайперов и заключается в том, чтобы метко стрелять и не выдавать себя.
Красноармейцы-снайперы в засаде на территории Карелии. Советско-финская война 1939-1940 гг.
А еще он якобы ненавидел оптические прицелы. Мол, из-за блеска линз, который зачастую выдавал расположение стрелка, а также из-за хрупкости стекол на морозе. И поэтому Хяюхя предпочитал стрелять с открытого прицела.
Но у этой части "легенды о финском снайпере" есть внятное объяснение: уровень оснащения регулярной армии Финляндии современными средствами ведения боя был крайне низок, говорит Никита Буранов:
«
"И наши снайперы, и финские были в равных условиях, все сражались в мороз, ведь не зря эту войну называют еще Зимней. По поводу снега во рту и всего остального – почему нет, очень даже может быть. Но это личные привычки человека, которые совершенно ни на что не влияют, особенно на качество стрельбы. Прицелов не было – насколько я помню, у них (финнов, ‒ ред.) не было ни танков, ни самолетов, да и с прицелами была большая напряженка. Скорее всего, можно было найти какие-нибудь охотничьи, спортивные прицелы, по всей видимости, но они не подходили ему по условиям стрельбы".
Генерал Терентий Фомич Штыков (в центре) рассматривает вооружение красноармейцев
На каждого снайпера найдется другой снайпер
Стрелка ранили 6 марта 1940 года. С раздробленной челюстью и пробитой щекой Симо Хяюхя очнулся в финском госпитале через неделю. К этому моменту война уже закончилась.
После войны он несколько лет продолжал лечение, перенес 26 операций по восстановлению лица. Жил в одиночестве, семью не создал. Занимался охотой и разведением собак. Последние годы провел в деревушке Руоколахти.
Скончался Хяюхя на 97 году жизни. Соседи говорили, что все эти годы он страдал от одиночества и жаловался, что по ночам ему снились кошмары.
Автор Кирилл Гришин, радио Sputnik
"Потаенное судно": первая российская субмарина
Коротко и по делу. Только отборные цитаты в нашем Телеграм-канале.
Обсудить
Рекомендуем