В национальный день комиксов в США продавцы и производители историй в картинках призывают читателей не выбрасывать купленные издания. Даже самый простенький комикс, считают они, через несколько лет может стать раритетом, и его можно будет продать за несколько сотен или даже тысяч долларов.
Действительно, комиксы становятся с каждым годом все популярнее, и уже мало кто спорит, что это еще один вид искусства, а не просто "книжки с картинками". Хотя даже знаменитый Стэн Ли, создавший известных на весь мир супергероев, признавался, что он никогда не думал, что Человек-паук станет всемирной иконой. Тогда он лишь надеялся, что все комиксы продадутся, и он не потеряет работу. Причем, одно время Стэну было даже стыдно за то, что он автор комиксов, в то время как другие строят мосты или делают карьеру в медицине. Но потом он начал понимать, что развлечения – одна из важнейших вещей в жизни людей, без которой можно уйти в глубокую депрессию.
Сегодня и в России все больше людей открывают для себя комиксы, во многом благодаря интернету. Новые медиаформаты, такие как TikTok или Instagram, являются продолжением того самого визуального нарратива, который представляет собой структуру комикса. Причем сказать, что рисованные истории сильно меняются в эпоху Instagram, нельзя. Они просто чуть-чуть иначе подаются, рассказал в интервью радио Sputnik руководитель Центра рисованных историй Российской Государственной библиотеки для молодежи Александр Кунин.
«
"В Instagram очень хорошо выкладывать стрипы, то есть полоску из нескольких кадров. Если на страницах книжных изданий мы сразу видим все кадры, то Instagram позволяет добавить небольшой интриги, когда мы не видим следующий кадр, но перед нами уже целиком картинка предыдущего. Плюс есть возможность благодаря формату сториз добавлять звук, какие-то интерактивные моменты и расчленять сам комикс на составляющие, то есть, когда текст появляется наложением. Поэтому различные разговоры на счет того, что с появлением новых медиа комикс превращается из авангарда визуального нарратива в такое ретроградное явление, уже связанное с историей, как виниловые пластинки, абсолютно беспочвенны".
Сегодня мы живем в контексте глобальных нарративов, хотя еще есть фанаты чего-то конкретного. Скажем, "Игра престолов" есть и в виде сериала, есть книга, которую мы как бы воспринимаем отдельно, и есть комиксы по "Игре престолов". И они дают нам особый взгляд на этот сюжет, но это все равно часть того же нарратива. Поэтом TikTok или Instagram не выносят читателя на новое пространство, они лишь дополняют мир глобальных нарративов, отмечает Александр Кунин.
По его словам, здесь главный вопрос должен быть не в том, как складывается судьба комикса как жанра и куда ведет нас Instagram, а в том, какими нарративами мы оперируем и какие сюжеты сейчас существуют в нашем мире.
А с комиксом вопрос решен: он существует, и это неотъемлемая часть молодежного чтения во всем мире и в России теперь тоже, считает эксперт.
Кстати, еще в 90-е годы в Германии исследователи визуальной культуры предсказали, что наступит момент, когда комикс станет основой всего культурного мироздания и, похоже, это предсказание начинает сбываться. Кино, телевидение и даже современные массмедийные проекты, которые включают в себя разные элементы, строятся по принципу комикса, то есть мы складываем из кирпичиков в определенной четкой последовательности тот нарратив, который нам нужно выстроить.
Сегодня комикс – это оголенный нерв современной культуры и он не может пропасть. Даже если кинокомиксы исчезнут с экранов, популярность графических историй не пошатнется.
Автор Ольга Гаврилова, радио Sputnik
Коротко и по делу. Только отборные цитаты в нашем Телеграм-канале.