На поиски вышли 15 кораблей, поднялся воздушный шар и погрузилась группа водолазов. Все, что нашли – тело матроса, втиснутое страшной силой под настил шлюпки, прибитой к острову. 19 сентября 1893 года в Финском заливе пропал русский броненосец "Русалка" с экипажем из 178 человек.
"Русалка" следовала за броненосцем "Туча". Кораблям надо было пройти из Таллина (тогда Ревеля) в Хельсинки (Гельсингфорс): по сегодняшним меркам смешной маршрут. "Туча" прошла – "Русалка" исчезла в тумане.
Американский образец
Первым русским броненосцам и миноносцам давали имена нечистой силы. Кроме "Русалки" были "Водяной", "Леший" и "Баба-Яга". Суеверные матросы говорили, что "Русалка" когда-нибудь затянет их на дно. Несуеверные офицеры – о том же, но не из-за имени, а из-за конструкции корабля. Он был построен по "мониторному" типу. На американский броненосец "Монитор" ориентировался не только русский, но и британский броненосный флот, а также голландцы. При этом в каждой стране "мониторы" рано или поздно переворачивались. Первая причина – слишком низкий борт. По замыслу, высота бортов меньше метра (на "Русалке" было 76 см) делала корабль незаметным для противника. Но при этом через "мониторы" легко перекатывались волны. Если были неплотно закрыты палубные люки, корабль стремительно набирал воду. С тяжелыми орудиями он шел на дно буквально утюгом. Так погибли экипажи английского "Кэптена", голландского "Адлера" и образцового "Монитора".
© Фото : Statens maritima och transporthistoriska museer/Jim Hansson
Трагедия по-русски
У кораблей первого поколения броненосного флота была очень низкая устойчивость. Тем не менее они проходили службу на Балтике. Рассказывает капитан 1 ранга запаса Василий Дандыкин:
«
"Наверное, считалось, что Балтика это совсем не океан, это мелкое море, но, однако, не один корабль и не только российский ушел там под воду. С другой стороны, броненосцы вроде "Русалки" использовались исключительно для береговой обороны. Они должны были охранять подход к Кронштадту, действовать в Финском заливе и не уходить далеко от побережья. Маневренность у броненосцев была неплохая, но волну держать они не могли. А это главное, из-за чего может быть опасен даже небольшой шторм. Если такие корабли выходили в открытое море, всегда возникали проблемы".
Около 20 лет назад "Русалку" обнаружили в 25 км от Хельсинки. По положению корпуса, повороту лопасти руля и другим деталям прояснилась жуткая картина гибели корабля. "Русалка" отстала от "Тучи", когда ее нагнал туман. Потом дождь и вовсе свел видимость к нулю. Поднялся сильный ветер, увеличились волны. Броненосец шел на зимовку с учебных стрельб, на которые не взяли то, что спасло бы жизнь морякам. Это штормовые крышки палубных люков. Они лежали на складе в Кронштадте, когда внутрь корабля обрушилась вода. Минута, и он ткнулся носом в ил на глубине 74-х метров.
Автор Ольга Бугрова, радио Sputnik
Коротко и по делу. Только отборные цитаты в нашем Телеграм-канале.