Авторы

Не учи ученого: Иван Кулибин – гений или неудачник

Читать на сайте radiosputnik.ru
Соседи звали его колдуном. Он изобрел механические ноги и лифт, веломобиль и водоход, делал часы с секретом и проектировал 300-метровые арочные мосты. Почти ничего не пригодилось. 21 апреля 1735 года родился русский механик-самоучка Иван Кулибин.
После Кулибина осталось 2000 рабочих чертежей: оптические и физико-химические приборы, проекты машин и судов. При этом никакого регулярного образования у сына нижегородского мукомола не было. Он брал любой предмет, разбирал его "до косточек", изучал и снова собирал.
Человек для праздника
Звезда самоучки взошла, когда представился случай показать Екатерине II самодельные пасхальные часы. Они были величиной с гусиное яйцо. Кулибин нашпиговал их тысячами деталей, которые приходили в движение в конце каждого часа. Открывались дверки в позолоченный чертог, внутри был "гроб Господень" с приваленным камнем и два воина. Часы играли пасхальный гимн, появлялся ангел, камень отваливался, воины падали на колени, а из глубины выходили жены-мироносицы. Кулибина сразу назначили главой механических мастерских Академии наук. Он непрерывно фонтанировал. Каждая его идея проверялась на практике, получала одобрение и… ложилась под сукно. Кулибина лишь повысили до придворного пиротехника и устроителя праздничных иллюминаций. Ему удавались необычные фейерверки и автоматические игрушки. Особенно эффектным был "кулибинский фонарь". Это прожектор, для которого требовались зеркала и только одна свеча. Иван разработал несколько фонарей разных размеров и силы – их можно было использовать в военном деле, наконец, просто улицы освещать. Но заказы шли исключительно на "фонарики" для карет. А еще при дворе очень понравилось его "подъемное кресло": лифт с винтовым механизмом.
Винтовой лифт
Лестница в небо
Ни одно полезное изобретение Ивана Кулибина не поступило в серийное производство. Даже улучшенный веломобиль. Рассказывает научный редактор телеканала "Наука" Иван Семенов:
«
"Вклад Кулибина в науку связан с первым использованием идеи махового колеса в его самобеглой коляске. Самоходные конструкции были еще при Александре Македонском, но маховик, который стабилизировал ход коляски и позволял, используя мускульную силу ног, подниматься в гору, появился впервые. Не имела аналогов и установленная на коляске коробка передач".
Инженер за работой
Другая печальная история – водоход Кулибина. Судно могло идти вверх по реке, и бурлаки больше не были нужны. Оно отлично проявило себя в испытании, но в производство не пошло: не допустило лобби владельцев бурлацких артелей. Из Академии наук Кулибина уволили. Дали медаль, математик Леонард Эйлер тепло сказал: "Теперь, Иван Петрович, вам остается построить лестницу на небо!". Тот, видимо, понял это буквально и стал изобретать вечный двигатель. Так и умер над его чертежами.
Автор Ольга Бугрова, радио Sputnik
Радио Sputnik – самая цитируемая радиостанция России. Будьте с нами в Telegram и Яндекс.Дзен.
Обсудить
Рекомендуем