Вот и Всемирная организация здравоохранения определилась с терминологией. ВОЗ сдвинулся, поскольку дальше оставаться в парадигме или пан, или пандемия уже не вариант. Корона теперь только у вируса и ему безразлично, кто пан, кто холоп. Чубы трещат у всех. Просто, когда выясняется, что и у сильных мира сего тоже, это звучит громче. А так, все одинаково не знают, что делать, и на всякий случай отказываются от всего. При этом одни перечитывают Камю, рассчитывая хоть в его "Чуме" найти рецепт. Другие переслушивают "Крематорий", уже, видимо, не рассчитывая ни на что. Ведь "незначительным стало все, что было когда-то главнее всего".
Закон всемирного тяготения – это всемирное тяготение друг другом. Закон сохранения с пугающей скоростью становится законом распространения. Из Китая коронавирус убывает, остальному миру прибывает. Но то, что для Китая с его полутора миллиардом эпизоды, для Европы, например, грань выживания. Заболевших за сто тысяч, не доживших до выздоровления за четыре тысячи. По прогнозам, ста миллионам еще предстоит узнать, в какую группу попадут они. И только Богу известно, на кого он пошлет. Хотя некоторые из тех, что за судьбу человечества переживают больше, чем за себя, опасаются, что он пошлет всех. Когда не пошлет Благодатный огонь.
Красная-то корова уже родилась. Правда, и подросла за полтора года. Но когда продумывали признаки Апокалипсиса, и представить не могли, какой из них в 2020-ом окажется самым зловещим. Это даже не предвестник, а сразу конец Света. Пусть и только Нового. Трамп закрыл Америку. А что это, как не поворот истории вспять. Во всяком случае, для тех, кто уже не мыслит себя без США. Но это не единственная привычка, от которой приходится отказываться. Кажется, что и Луна старается держаться от нас на расстоянии, искренне жалея, что она спутник Земли, а не, скажем, Сатурна. И пятна на Солнце уже отчетливо напоминают очертания медицинских масок.
Медицинская маска. Первый претендент на слово года. Хотя COVID с ней еще поспорит. Уже спорит. И пока выигрывает. Ощущение, будто мир что-то перепутал. Или кто-то его попутал. Ведь болели уже и до пандемии тоже. Но чтобы с запретом болеть даже на трибунах. Чтобы ученье – тьма и в школу не ходи. На время Олимпиады отменялись войны. Тут же вот-вот отменят Олимпиаду, а войнам хоть бы хны. У них просто появился конкурент. Только прежде люди гибли за металл, а сейчас за туалетную бумагу. В ней смысл жизни. Признак того, что не все про…теряли. Есть еще, чем утереться.
Мир становится другим. Каким-то дешевым. Обесценивается даже политика изоляции. Потому что в нее стремятся все. Верх малодушия – это назначить международную конференцию по борьбе с коронавирусом и отменить ее из-за коронавируса. Вместо того чтобы "свистать всех наверх", всяк решает пропадать поодиночке. А как иначе, если "возьмемся за руки, друзья" – это вчерашний день. Сегодня настоящий друг не подаст руки, чтоб не заразить. И вроде ВОЗ уже не там, мораль сей басни та, что прежде. Коль разбегутся по углам, не сдвинуться в прорыв надежде. А всего-то и нужно, что Соломоново решение. Но для этого надо понять, что все пройдет – пройдет и это.
Автор Михаил Шейнкман, радио Sputnik