Президенты России и Турции Владимир Путин и Реджеп Тайип Эрдоган по итогам шестичасовых переговоров в Москве согласовали режим прекращения огня в сирийской провинции Идлиб. Проект соглашения озвучили министры иностранных дел двух стран.
Боевые действия должны прекратиться с полуночи 6 марта. Кроме того, Москва и Анкара организуют коридор безопасности у трассы М-4 шириной шесть километров к северу и югу от нее, а с 15 марта в этом районе начнется совместное патрулирование.
Россия и Турция также подтвердили приверженность ранее заключенным договоренностям ‒ о создании зон деэскалации от 2017 года и сочинскому меморандуму 2018 года.
Москва и Анкара также отметили решимость бороться со всеми проявлениями терроризма. Стороны согласились, что конфликт в Сирии не имеет военного решения и подтвердили приверженность суверенитету САР.
Директор Центра военно-политических исследований МГИМО, доктор исторических наук Алексей Подберезкин отметил в эфире радио Sputnik принципиальную важность достигнутых двумя лидерами договоренностей.
«
"Договоренности Путина и Эрдогана имеют принципиальный характер. Другое дело – их техническая реализация, это очень сложно. Путин и Эрдоган взяли на себя ответственность за всех участников конфликта, а это очень рискованно. .. Нельзя гарантировать, что другие участники военного конфликта в Идлибе последуют совету Путина и Эрдогана. Но то, что наши вооруженные силы будут вместе контролировать ситуацию, имеет колоссальное значение – это демонстрация того, что можно договориться даже по самым сложным вопросам, если есть желание… Достижение договоренности – это удачное и крайне своевременное решение, Путин и Эрдоган доказали, что политические средства не исчерпаны", ‒ считает Алексей Подберезкин.
Ситуация в зоне деэскалации Идлиб обострилась 27 февраля, когда террористы атаковали войска САР. Правительственная армия Сирии открыла ответный огонь, в результате погибли 36 турецких военных, которые находились рядом с боевиками.
В ответ Анкара объявила о старте новой военной операции на северо-западе Сирии ‒ "Весенний щит". Как заявлял ранее министр иностранных дел России Сергей Лавров, Турция не смогла выполнить ряд своих обязательств для решения проблем вокруг Идлиба. В частности, она не отмежевала вооруженную оппозицию, готовую к политическому диалогу с правительством Сирии, от террористов.