Отношения между Варшавой и Москвой в последнее время заметно омрачились из-за разницы в оценке событий Второй мировой войны. Власти Польши обвиняют Россию в переписывании истории того периода. В Москве же считают, что поляки хотят подогнать историю под нынешнюю политическую конъюнктуру, а в странах западного альянса пытаются поставить под сомнение статус России как державы-победительницы во Второй мировой войне.
Советский боец Егор Усачев делает памятную надпись на стене Рейхстага.
На вопросы обозревателя агентства Sputnik Леонида Свиридова ответил председатель комиссии Совета Федерации по информационной политике Алексей Пушков.
– Алексей Константинович, кто сейчас переписывает историю? На Западе, в Европе говорят, что Россия начала переписывать историю. А в Москве говорят, что мы лишь отвечаем на то, что делают они.
‒ Безусловно, то внимание, которое сейчас в России уделяется истории, прежде всего, истории Второй мировой войны и предвоенному периоду, связано с тем, что в странах западного альянса пытаются поставить под сомнение статус России как державы-победительницы во Второй мировой войне.
Исходит это, прежде всего, от Польши и стран Прибалтики. Смысл их действий таков: если признать, что Россия несет равную ответственность за Вторую мировую войну с нацистской Германией, то она не имеет морального права считаться державой-победительницей. То есть это подкоп не просто под образ России, не просто под историю России, не просто под исторические оценки, принятые до сих пор. Это подкоп под всю послевоенную мировую систему, потому что Россия является державой-победительницей во Второй мировой войне, она входит в Совет Безопасности ООН в статусе постоянного члена с правом вето, так же как Великобритания, США, Франция и Китай – пять держав-победительниц во Второй мировой войне.
Поскольку впрямую атаковать этот факт невозможно – именно наше знамя было водружено над Рейхстагом в мае 1945 года, ‒ то заход делается через предвоенный период. И пытаются изобразить дело таким образом, будто Вторая мировая война не началась бы без известного соглашения между Советским Союзом и Германией.
‒ То есть это не исторический спор?
‒ Я считаю, что это политический спор. Он имеет прямое отношение к тому миропорядку, который возник после Второй мировой войны. И именно поэтому этому спору придается такое большое значение. В нем участвуют не просто историки.
Насчет того, что историки на Западе, в Польше, в Европе, в США и раньше проводили ту точку зрения, что якобы "пакт Риббентропа-Молотова" положил начало Второй мировой войне. Однако до сих пор в это не включались политические лидеры, руководители государств. А сейчас тот же президент Польши Анджей Дуда – и не он один – занимается такого рода пропагандой. К нему присоединился президент Украины Владимир Зеленский. То есть это подкоп под современную позицию России через историю. Тут надо искать корни этой кампании. И мы на это отвечаем и будем отвечать. Предвоенный период гораздо более сложный и неоднозначный, чем пытаются изобразить это противники нашей страны. И ответственность той же Польши, да и ряда других стран Европы за развязывание войны весьма велика.
‒ Вы обратили внимание, что ведь говорят об этом не участники Ялты, не государства-победители, а другие страны?
‒ К сожалению, они тоже включаются в эту полемику. Президент Франции Эммануэль Макрон только что заявил, что он видит попытки России возложить на польский народ ответственность за Вторую мировую войну…
- Да, это Макрон сказал в Кракове, выступая в Ягеллонском университете…
‒ Но это неверно, что Россия пытается возложить часть вины на польский народ. Мы на польский народ не возлагаем такой ответственности.
Мы возлагаем ответственность на польскую политическую элиту – на ту польскую элиту, которая правила страной в 30-е годы, которая первая заключила с Гитлером пакт о ненападении в 1934 г., которая всячески набивалась ему в союзницы, которая вместе с Гитлером участвовала в разделе Чехословакии и которая получила территориальные приобретения от мюнхенского сговора, когда Чехословакию выдали Гитлеру. Ту польскую элиту – да, мы критикуем.
Президент Путин об этом говорил, когда вспомнил о моральном и политическом облике некоторых польских деятелей того периода, которые хотели Гитлеру памятник поставить в Варшаве за "окончательное решение еврейского вопроса в Польше". Это исторические факты, на это поляки ничего ответить не могут и пытаются все свести к "пакту Риббентропа-Молотова". Кстати, Макрон не сказал, что Россия несет ответственность за начало Второй мировой войны. Он дал понять, что не согласен с обвинениями в адрес Польши, что она несет свою долю ответственности. А я считаю, что несет.
Польша пыталась договориться с Германией, отвергала какие-либо усилия по созданию системы коллективной безопасности, получила свой кусок от Чехословакии после ее раздела. Были в Польше и политические деятели, которые думали о совместных действиях против Советского Союза вместе с Германией. Так что лучше бы лидерам ответственных государств воздержаться от участия в этой полемике, прежде всего, лидерам государств, которые составляли антигитлеровскую коалицию. Ведь подрывая те устои и те нормы, которые сформировались в мировой политике после Второй мировой войны, и в основе которых лежит совместная Победа над гитлеровской Германией, они подрывают на самом деле и свое собственное положение. Потому что это чревато общим пересмотром всей послевоенной системы.
– В результате переписывание истории ведет к изменению вообще всех послевоенных подходов, всех положений и всех статусов...
‒ Именно, поэтому я считаю, что лидеры этих государств должны придерживаться той версии, которая утверждена в материалах Потсдамской конференции и в Уставе Организации Объединенных Наций. И Потсдамская конференция, и ООН исходили из положения о том, что есть пять держав-победительниц, которые имеют особое положение в послевоенном мире, и на этом зиждется современная международно-правовая система.
Полагаю, для лидеров ответственных государств было бы правильно эту систему не рушить, подыгрывая Варшаве, Таллину или Риге, а эту систему поддерживать. Другой системы нет. Именно на этих итогах Второй мировой войны зиждется Организация Объединенных Наций – единственная, которая объединяет все государства мира, единственная, которая, пусть символически, но все же помогает делу стабильности и сохранения мира.
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен и присоединяйтесь к нашему Telegram-каналу.