Тридцатого января 1489 года впервые были установлены дипломатические отношения между Московским государством и Священной Римской империей.
А все началось с того, что в 1486 году дипломат Священной Римской империи Николай Поппель случайно попал через Литву в Москву. По возвращении в Вену он рассказывал о Московской Руси, о богатстве и могуществе правящего в ней государя. Для многих это было новостью. О России в Европу в те времена доходили только случайные слухи да рассказы путешественников. "Изумленная Европа, ‒ говорит Маркс, ‒ в начале княжества Ивана III едва ли даже подозревавшая о существовании Московии, зажатой между Литвой и татарами, была ошеломлена внезапным появлением огромной империи на восточных своих окраинах".
Даже больше: уже во времена Ивана III Россия стала крупнейшим государством Европы.
Макет "Кремль Ивана III"
В 1488 году Поппель вернулся в Москву с посланием от императора Священной Римской империи. На аудиенции дипломат предложил от имени императора Ивану III титул короля.
С точки зрения европейской политической мысли, это был единственный способ легализовать новое государство и ввести его в иерархию Старого Света. Ивану III попросту предлагали стать одним из многочисленных вассалов римского императора. Впрочем, тут сразу надо оговориться: главной задачей имперского посла было совсем иное. Европа хотела привлечь Ивана III к общеевропейскому союзу для борьбы с Турцией, которая угрожала многим странам Старого Света.
Но русский государь имел совсем другую точку зрения. Иван III ответил Поппелю на посулы королевской короны: "Мы Божиею милостью государи на своей земле изначала, от первых своих прародителей, и поставление имеем от Бога, как наши прародители, а поставления, как наперед сего не хотели ни от кого, так и ныне не хотим".
Поппель тогда излагает еще один проект императора Фридриха III: заключить династический брак между одной из дочерей Ивана III и сыном своей сестры – маркграфини Баденской. Но Иван III и от этого предложения отказался – "не по чину". К тому же немецкий жених был католиком. Получалось, что дочь Ивана III должна была перейти в католичество, что являлось неприемлемым для русского православного государя. Это и позднее часто становилось препятствием для заключения династических браков с царствующими домами Европы. Уже во времена Российской империи был найден компромисс: великая княжна, дочь русского императора, выходит замуж за какого-нибудь сына короля из Старого Света, но при этом она остается православной. Это особо не афишировалось, но форма внешнего приличия, о которой так пекутся в Европе, была соблюдена. Заметим, это вообще многовековое свойство европейской политики: форма часто важнее содержания.
И потом. Иван III уже подготовил для своей дочери Елены Ивановны более выгодный союз – и для нее, а главное – для России. Она вскоре стала женой литовского великого князя Александра, польской королевой.
У России, как и у Священной Римской империи, тоже была своя насущная международная задача: и вовсе не Османская империя, а возврат русских земель, захваченных Польско-Литовским государством. С помощью династического брака эта проблема могла быть решена путем компромиссов, и главное – без войн.
Открытие выставки "Коронация в Кремле"
Но приятельские отношения с римским императором Иван III решил сохранить. Уже вскоре из Москвы отправилось ответное посольство во главе с печатником, думным дьяком Посольского приказа Юрием Траханиотом. Великий князь изъявлял готовность продолжить переговоры "для приятельства и любви" со своим европейским "партнером". Причем в наказе Ивана Васильевича говорилось, что он готов выдать свою дочь, но за сына императора. Сын Фридриха III, будущий император Максимилиан I, уже несколько лет вдовел ‒ его первая супруга, Мария Бургундская, дочь герцога Карла Смелого, насмерть разбилась при падении с лошади.
Максимилиан, носивший титул короля Римского, был не против. Даже было заключено соглашение о будущем брачном союзе, а главное – о совместных действиях против Польско-Литовского государства. Уже тогда русские дипломаты умели добиваться нужных результатов. Дочка ‒ что? Выйти замуж не напасть! А вот союз с Римской империей принес бы большие дивиденды уже самим фактом своего существования.
Но он не был реализован. И, конечно, вовсе не из-за того, что сыну императора не понравилась русская невеста. О красоте наших женщин уже тогда были наслышаны в Старом Свете. Но Вена выдвинула одним из условий брачного соглашения вступление России в антитурецкую лигу. Однако это никак не отвечало интересам Ивана III: "салтан турской", как писал он тогда же своему крымскому союзнику Менгли-Гирею, предложил дружбу. Мир с Османской империей был выгоден в условиях противостояния с Польско-Литовским государством. А в те времена русские государи как-то лучше понимали национальные интересы, нежели многие из их преемников...
В этом выпуске вы также услышите:
– Как начиналась эпоха дворцовых переворотов.
– Георгиевский трактат.
– Историк Иловайский.
Автор Владимир Бычков, радио Sputnik
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен и присоединяйтесь к нашему Telegram-каналу.