Лорды в ожидании пожара. Им предстоит не один, как всем, переезд из ЕС в неизвестность, а два – еще и на конкретное место. Борис Джонсон захотел выселить их из Вестминстера и сослать в Йорк. Не то чтобы аналог Сибири, но север. Йорк даже называют его столицей. Хотя, в нашем понимании, на Северную столицу он явно не тянет. Не захолустье, с богатой историей и от Лондона ближе, чем Питер от Москвы – километров 300. Но население всего пару сотен тысяч, а футбольный клуб "Йорк Сити" как слетел несколько лет назад с профессионального уровня, так и влачит жалкое существование в Национальной лиге Севера. А для англичанина это показатель.
То есть, кроме памятников и достопримечательностей, здесь и смотреть не на что. Только если на палату лордов, когда они сюда переберутся. 800 человек. И каждый со своим аристократическим отношением к комфорту. Перевезти и разместить такую ораву графьев – целый нацпроект. Но он может оказаться очень даже кстати, если появится необходимость отвлечь британцев от проблем "переходного периода". А они появятся, поскольку все уверены, что есть жизнь после Brexit, но никто не знает, какая.
Впрочем, в окружении Джонсона никто не назовет его идею с переездом "отвлекающим маневром". "Мы хотим показать людям, что мы будем делать вещи по-другому", – говорит председатель консервативной партии Джеймс Клеверли так, будто лордов они за людей не считают. На них же и будут показывать, как на собаках, для которых 300 верст не крюк. И пусть скажут спасибо, что премьер не упразднил их собрание, как пережиток, подобно революционному правительству 1649 года. Себя-то он тоже считает реформатором. Но переводит их из князей даже не в грязи, а к праотцам. Во времена, когда у Йорка еще была репутация политического центра.
Впрочем, лейбористы, например, его до сих пор таким считают. Это же их электоральная вотчина. Вот Джонсон и решил ее отобрать. Думает, запустит сюда лордов, за ними потянутся инвестиции, бизнес, инфраструктурные проекты. И на следующих выборах граждане его за это отблагодарят. Подождите, он еще объявит им, что превратит Йорк в Нью-Йорк, а Нью-Йорк Трампу придется переименовать в Старые Васюки. Борис не Бендер, но по отцовской-то линии пусть и не сын, но внук турецкоподданного.
И ведь не сказать, чтобы пэры и сэры провинились перед ним. Напротив, об их готовности поддержать его вариант развода с ЕС СМИ сообщили чуть ли не сразу после того, как палата общин приняла его в третьем чтении. Потому что здесь уверены в их лояльности. Потому что они всегда такие. Хотя случалось и им показывать характер. Дело в том, что лордов у них не выбирают. Ими либо рождаются по праву наследования, либо становятся по воле ее величества. Так вот, когда в марте 2007-го депутаты нижнего уровня проголосовали за избирательный принцип формирования верхней палаты, она заблокировала этот закон.
То есть, за себя они очень даже могут и постоять. Как говорится, не сойти им с этого места. Тем более за триста верст киселя хлебать.
Автор Михаил Шейнкман, радио Sputnik
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен и присоединяйтесь к нашему Telegram-каналу.