Каршеринг – это не просто услуга по краткосрочной аренде автомобилей. Это явление современного мира, когда потребитель отдает предпочтение пользованию, а не владению. Такая модель потребления или даже экономики развивается очень высокими темпами.
Москва, в которой каршеринг начал развиваться совсем недавно, первый оператор появился в 2012 году, но активный рост начался только в 2015, сегодня уже вышла на первое место в мире по количеству автомобилей краткосрочной аренды, их число перевалило за 30 тысяч. На втором месте в списке лидеров – Токио, следом идут Пекин и Шанхай.
По данным Департамента транспорта Москвы, в 2019 году пользователи каршеринга совершили 47 миллионов поездок, преодолев расстояние в 580 миллионов километров. Средняя продолжительность поездки – примерно полчаса, а средний чек превышает 200 рублей. Из этих получасовых поездок складывается существенный сегмент экономики. По некоторым данным, россияне ежемесячно тратят на аренду автомобилей более миллиарда рублей.
Несмотря на впечатляющие цифры роста рынка каршеринга, пока этот бизнес приносит своим владельцам убытки. Значительная их доля – это инвестиции в развитие. Но ущерб от небрежного отношения клиентов к машинам, краж и махинаций тоже очень велик.
Шеринг предполагает совместное пользование, а совместное для многих значит "ничейное". В 2018 только у одного из операторов каршеринга из машин унесли 150 аккумуляторов, около 100 ковриков, 14 передних сидений, один задний диван и семь рулей. Количество украденной омывающей жидкости измеряется десятками тысяч литров! Сложно представить – как, куда и с помощью чего сливается копеечная "незамерзайка". Но факт остается фактом.
Если постараться, в интернете можно купить фейковый аккаунт для каршеринга и использовать авто в преступных целях вплоть до угона или разбора машины на запчасти, а можно сесть за руль в любом состоянии или гонять по улицам, не соблюдая правила дорожного движения.
Компании намерены вкладываться в обеспечение безопасности и сохранности своего имущества. В каршеринговых автомобилях могут появиться телематические системы, видеокамеры и алкотестеры.
А в ГИБДД хотят запретить пользоваться каршерингом злостным нарушителям и тем, кто был лишен водительских прав. Для этого в ведомстве планируют создать единую базу нарушителей и предоставить ее операторам для проверки клиентов. В качестве инициативы рассматривается и усовершенствование системы верификации водителя, в том числе непосредственно перед поездкой.
Остается надеяться, что не за горами день, когда отношение к совместному пользованию будет как к личному.
Автор Алексей Тимофеев, радио Sputnik
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен и присоединяйтесь к нашему Telegram-каналу.