По сегодняшним меркам это было, как "Криминальное чтиво", "Матрица" и "Вселенная Марвел" вместе взятые. 18 января 1926 года в Москве состоялась премьера фильма Сергея Эйзенштейна "Броненосец Потёмкин".
Русский кинорежиссер Сергей Михайлович Эйзенштейн
1. Для первого показа на фасаде кинотеатра "Художественный" построили гигантскую модель военного корабля, весь персонал от буфетчика до киномеханика одели в морскую форму, а вместо звонка к началу трубил горнист. За два дня "Броненосец Потёмкин" побил рекорд недельного проката голливудского боевика "Черный пират".
У столичного кинотеатра "Художественный"
2. Сюжет фильма революционный: восстание 1905 года на корабле Черноморского флота. После захвата власти матросы направили свой броненосец в Одессу. Жители их поддержали, но бунт был жестоко подавлен. Броненосец остался один на один с императорской эскадрой, готовился защищаться, однако никто с соседних кораблей не захотел стрелять в товарищей. Всеобщее братание. Революция победила. Хэппи-энд.
Броненосец "Потемкин"
3. Магия фильма в том, что Эйзенштейн называл "монтажом аттракционов". Он разрезал снятые сцены на кадры, а потом выбирал и монтировал только самые динамичные и самые сильные по эмоциям. Устрашающе играл крупными планами. Вот медленно наводятся пушки военного корабля на зал: жерло наезжает до тех пор, пока черное отверстие не занимает весь экран. Потом титры: "Выстрел?..." Зрители сидели ни живы, ни мертвы.
Кадр из кинофильма "Броненосец Потемкин"
4. О влиянии фильма на людей в разных странах говорили, как о гипнозе. Однажды он стал причиной бунта на голландском военном корабле "Зевен провинсиен": в 1933 году матросы подняли столь мощное восстание, что его пришлось подавлять воздушной бомбардировкой. На суде зачинщики в качестве оправдания ссылались на Эйзенштейна, который их "вдохновил".
Броненосец "Князь Потемкин -Таврический", на котором произошло восстание матросов в июне 1905 года
5. "Броненосец Потёмкин" постоянно включается международной кинокритикой в десятку "лучших фильмов всех времен и народов". Весь XX век он держал первое место при опросах в профессиональной среде. И только в 2010 году "съехал" на третью строчку. Это произошло в списке журнала Empire "100 лучших фильмов мирового кинематографа".
Автор Ольга Бугрова, радио Sputnik
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен и присоединяйтесь к нашему Telegram-каналу.