Эммануэль Макрон впервые вслух допустил свое переизбрания. Выбрал, правда, не самый удачный момент. Поэтому сказал не прямо, а как бы невзначай, не выпадая из контекста бушующих во Франции событий. Заявил, что откажется от президентской пенсии в 6 220 евро в месяц, и не важно, уйдет ли он в 2022-м или на пять лет позже. Для президентской пенсии это действительно не важно. По закону от 1955 года она начисляется экс- главам государства независимо от продолжительности их власти, возраста, достатка и отношения граждан. На нее даже не влияет пенсионная реформа.
А вот для граждан имеет значение, хватит ли Макрону одного раза или он захочет править ими еще. Ведь именно на его условный второй срок и запланировано активное внедрение этой самой пенсионной реформы. Ее суть – переход с 2025 года от нынешней, на самом деле достаточно сложной и запутанной системы начисления выплат за выслугу лет, включающей 42 различных режима, к универсальной формуле баллов, в которые превращаются трудодни. Не то чтобы совсем уравниловка, но во Франции ее встретили как Тесей Прокруста. Не с недоверием, а сразу – в штыки.
Поднялась вся страна. С 5 декабря бастует так отчаянно и самозабвенно, что даже без перерыва на Рождество. Стар и млад. Размах, какого не видели с 95-го. Тогда, кстати, протестовали по тому же поводу. И тогда власти в итоге отказались от своих планов. И Макрон не прочь пойти на уступки. Уступить готов не только свое постпрезидентское пособие, но и зарплату члена конституционного суда, этот статус тоже закрепляется за экс-лидерами Пятой республики пожизненно, как и ежемесячные 13,5 тысячи евро.
"Мы живем во времена, когда выборные лица должны подавать пример", – пояснили в Елисейском дворце жест его главного постояльца. Значит ли это, что от пенсии следует отказаться и всем остальным, уточнять не стали. Впрочем, и Макрон пока об этом только сказал. Если образно, то сделал ход не конем, а единорогом. Тем, что в природе не существует, но в воображении выглядит красиво. Он еще в том возрасте, когда надежды юношу питают, а не думы о пенсии. У них в семье уже есть, кому ее получать. А он – товарищ амбициозный, дерзкий, полный сил. Ему одного раза мало.
Да и потом, когда он все-таки уйдет, уже кому какая разница будет, получает он этот пожизненный бонус или нет. Ему важно удержаться сейчас. Поэтому Париж стоит пенсии. Хотя, если он за эти 6 тысяч думает купить доверие граждан, то вряд ли. Другое дело, если каждому. И то не факт. Если бы им пришлось выбирать, то в подавляющем большинстве они предпочли бы, чтобы Макрон отказался не от президентской пенсии "и не важно, после первого срока или после второго", а после второго срока "и не важно, какой у этой пенсии размер". Впрочем, у них еще будет возможность выбрать.
А пока Макрон достиг своего президентского "экватора". Может, он и не так представлял себе это событие, но в его случае все логично. По старой морской традиции, его и окунают по самые уши, если не сказать, "мочат".
Автор Михаил Шейнкман, радио Sputnik
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен и присоединяйтесь к нашему Telegram-каналу.