Газовый вопрос давно и, похоже, безвозвратно, испортил поляков. Управленцев из госкомпаний и управленцев из госаппарата. Время от времени из Варшавы раздаются голоса, выражающие недовольство поставками российского газа. Сейчас глава польской нефтегазовой компании PGNiG Петр Вожняк заявил, что Польша переплачивает за российский газ 250 миллионов долларов в год (1 миллиард злотых). Варшава, по его словам, хочет более низкую цену на топливо в ближайшие три года. Контракт, заключенный в 1996 году, истекает в 2022-м, и Варшава заявила, что продлевать его не будет. Но это, как представляется со стороны, абсолютно не рыночные "хотелки": поляки договорные отношения продолжать вроде бы не хотят, зато хотят особых преференций на оставшийся срок действия соглашения. Амбициозно, что и говорить!
Вместе с тем Польша заявляет, что намерена полностью перейти на обеспечение сжиженным природным газом (СПГ), а также на поставки из Норвегии по "строящемуся газопроводу Baltic Pipe". Но на самом деле ни одного метра этой трубы не уложено. Прагматичная Дания лишь недавно дала добро на прокладку в своих водах. В планах начать строительство к 2021 году, а Польша уже предъявляет этот проект как альтернативу российскому газу!
При всей "аллергии" на якобы высокую стоимость российского газа, именно он, а не какой-то мифический американский или катарский СПГ, норвежский газ по гипотетическому еще Baltic Pipe, составляет две трети от всего потребления газа Польшей! Когда Варшаве в какой-то момент была неуютна цена, "Газпром" шел навстречу – так было в 2012 году, тогда Польше удалось снизить стоимость газа примерно на 10 процентов. Другое дело, что Варшава с тех пор чуть не ежегодно пытается выбивать скидки и преференции.
При этом Польша, которая позиционирует себя, как перспективный европейский газовый хаб, на самом деле едва ли хочет остаться после 2022 года без российского топлива. Потому как PGNiG намерена поставлять газ Украине. Где взять свободные объемы, учитывая, что Baltic Pipe подвисает? Очевидно, что Польше ради этого придется обратиться к России. А потому сетования на убыточность поставок из России – лишь игра на публику.
В "Газпроме" же, очевидно, спокойно воспринимают заявления своих польских контрагентов. Тем более, что по оценкам европейского бизнеса, дефицит газа в Европе в ближайшее время может достичь 300 миллиардов кубометров в год. Предположим, треть или даже четверть этих объемов будет восполнять российский концерн. И чем тогда для "Газпрома" становится польский рынок с 9 миллиардами кубов?
Автор Кирилл Гришин, радио Sputnik
Подарим умные стильные наушники подписчику радио Sputnik. Подробности тут.