Авторы

От аферы к чуду света, или Как канал породил государство

Купил для себя гроб и отправился с ним на работу. Говорят, именно так французы ехали на строительство Панамского канала. Малярия косила людей тысячами. Через 25 лет адских трудов рукотворный переход из Атлантики в Тихий океан был открыт. 15 августа 1914 года по нему прошел первый океанский пароход.
Читать на сайте radiosputnik.ru
Официальное открытие Панамского канала состоялось только в 1920 году. В 1914-м он проработал два месяца и закрылся, когда в него обрушился гигантский оползень. От первого и до последнего дня эту фантастическую стройку сотрясали неприятности.
Обманутые дольщики
Поначалу Панамский канал был французским проектом. За него взялся инженер, которого прославило строительство Суэцкого канала в Египте (1869). Уже через десять лет после его открытия во Франции возникла "Всеобщая межокеанская компания" с участием почти 800 тысяч вкладчиков: соединять два океана, разрезая узкую часть Панамского перешейка, предполагалось на "народные деньги". Однако довольно скоро выяснилось, что "Всеобщая кампания" – это всего лишь большая афера с привлечением средств доверчивых людей, которым пообещали быстро и легко обогатиться. "Французская" стройка шла ни шатко ни валко, на ее фоне расцветали коррупция и масштабный подкуп прессы, писавшей то, что нужно.
Панамский канал со стороны Тихого океана
В конце концов, во Франции начались суды, полетели со своих постов министры, обманутым дольщикам это не принесло никакой выгоды, и все вместе вошло в историю как "Панамский скандал". Тогда в строительство вмешались США. Они ловко оттеснили Великобританию, которая тоже проявляла интерес. Но США канал был нужнее, ведь в итоге он сократил водный путь из Нью-Йорка в Сан-Франциско на 13 тысяч км: огибать Южную Америку больше было не нужно.
Все не так, ребята!
Получив исключительное право на строительство, США пересмотрели инженерный проект. Вместо бесшлюзового сооружения на уровне моря стали строить канал со шлюзами и двумя искусственными озерами. США всерьез занялись и источником смертельных болезней на стройке. Это были личинки малярийных комаров. Их уничтожали, вырубая десятки квадратных километров кустарников, сжигая траву, осушая болота и разбрызгивая сотни тысяч литров убийственных масел. По ходу дела разобрались с Колумбией, частью которой была Панама. Колумбийский сенат противился тому, чтобы делиться с США суверенитетом над зоной Панамского канала.
Панамский канал – ворота между океанами
И тогда в Колумбии "само собой" возникло сепаратистское движение, "поддержанное" флотом США. В результате Панама отделилась, в 1903 году была признана независимым государством, а США получили нужную зону в вечное владение. Но очевидно, что ни Колумбия, ни Панама не имели сил и средств, чтобы защищать и поддерживать эксплуатацию величественного сооружения.
Кому нужно "восьмое чудо света"?
Панамский канал – это почти 82 километра в длину. Вряд ли бы он появился, если бы те, кто начинали строить, имели детальное представление о геологии перешейка между Северной и Южной Америкой. Мало того, что сверху это горы с непроходимыми джунглями, – "снизу" это шесть геологических разломов и пять центров вулканической активности.
Из многочисленных "восьмых чудес света" Панамский канал, возможно, самый чудесный. Не говоря уже о его гигантской роли в коммуникациях по всему миру. Сохранять эту роль все труднее даже после того, как в 2016 году канал был расширен. Сейчас речь идет о строительстве альтернативной связи между Тихим и Атлантическим океаном – Никарагуанском канале с более высокой пропускной способностью. Об этом напомнил доктор экономических наук Алексей Зубец, заметив – "вот только все менее понятной становится судьба мировой торговли".
«
"Сегодня просматривается перспектива очень серьезных торговых конфликтов по всему миру. Если разразится полноценная торговая война между США, Европой и Китаем, то первой жертвой будет мировая торговля. В условиях ее сокращения значение каналов в организации транспортных потоков уменьшится, Панамского в том числе. К тому же известно, что Россия собирается развивать Северный морской путь как альтернативную артерию, что тоже понизит важность каналов. Путь из Атлантики в Тихий океан через Северный Ледовитый – это короткий путь, и он, конечно, возьмет на себя часть торговых потоков".
Участок Северного морского пути в Карском море
Есть и еще одна проблема, которая делает неясной перспективу Панамского канала, впрочем, как и всех других.
Канальная жизнь под прицелом
Разнообразные случаи захватов танкеров, не обязательно пиратами, показали, что сложившаяся система международных транспортных потоков не рассчитана на милитаризацию, на вооруженное сопровождение судов, особенно через каналы. Таково мнение Алексея Зубца. И если со временем это будет принято в расчет, то военная составляющая в разы увеличит стоимость морских перевозок, а значит, снизит экономическую ценность каналов.
Пользу от их возможной ненужности получат только морские животные. Известно, что в том же Панамском канале для проходящих судов действует ограничение по скорости до 10 узлов с 1 августа по 30 ноября. Это период сезонной миграции китов, дельфинов и представителей прочей живности. Все они желали бы чувствовать себя спокойно круглый год.
Автор Ольга Бугрова, радио Sputnik
Все самое актуальное и интересное вы найдете на страничке радио Sputnik в Facebook.
Обсудить
Рекомендуем