Михаил Барышников: беглый принц – римский папа
Ведущие
Ольга Бугрова
обозреватель радио Sputnik
"Я хочу попрощаться с друзьями за углом", – сказал Михаил Барышников и побежал. Его ждал черный автомобиль, в который он вскочил почти на ходу, чтобы без остановок гнать за пределы Торонто.
Читать на сайте radiosputnik.ruНа следующий день, 30 июня 1974 года, стало ясно, что знаменитый советский балетный артист не собирается возвращаться домой после гастролей в Канаде. Он попросил политического убежища.
Поступок 26-летнего Михаила Барышникова всех озадачил – его карьера в Кировском, теперь Мариинском театре развивалась стремительно.
Он премьер балетной труппы, за ним закреплены ведущие партии, он главный балетный принц, публика заваливает букетами, караулит у дома. Перед поездкой в Канаду он строит домашние планы: обдумывает переход в Большой театр, занимает у знакомых деньги на новую машину, никому не дает особых поручений по поводу своего любимого пуделя, ничего "такого" не говорит той, с которой переживает счастливый роман.
Впоследствии Михаил Барышников признался: "Я просто пожелал поменять условия своей жизни". А возможно, и балетный репертуар: в его родном театре шла в основном классика и почти не была представлена современная хореография – в ней он с блеском проявил себя позднее.
В "перемене условий" Барышникову помогали те, кто считал, что он гений и его надо переманить в США. Так и вышло. Но могло и не выйти. На гастролях за танцовщиком постоянно следили так называемые сотрудники в штатском. Боялись, что он "переметнется", как это раньше уже сделали другие звезды балета – Наталья Макарова и Рудольф Нуреев. Но "охрану" переиграл балетный критик из Торонто. Во время рукопожатия при встрече на банкете он сумел передать Барышникову записку с телефонами, спрятанную под обручальное кольцо. Михаил просто позвонил по нужным номерам, и его побег из толпы поклонников после спектакля в театре Торонто был подготовлен.
Дальше все сразу пошло как по маслу. Солист Американского театра балета легендарного Джорджа Баланчина, потом директор этого театра, потом – собственная театральная компания, свой арт-центр в Нью-Йорке. Под Барышникова создавали телепрограммы, он часто снимался в кино – в одной из серий "Секса в большом городе", к тому же, в собственном нью-йоркском ресторане "Самовар". Стал профессиональным фотохудожником и, наконец, драматическим артистом. Конечно, миллионером. А в 1970-е он был "самым известным русским в США": поклонницы бежали к нему, разрывая одежды и требуя, чтобы он расписался на их теле.
В СССР Барышникова заклеймили как "изменника Родины". Некоторые высокопоставленные лица говорили друзьям артиста, что "теперь ему лучше никогда не возвращаться – конец будет один". "Вряд ли это было бы так", – считает балетный критик Ольга Розанова:
«
"Он имел бешеный успех, он делал театру такую славу, что просто пожурили бы и все. В царское время, например, когда звезды Мариинского Анна Павлова, Фокин поддержали революцию и призывали всех к неповиновению, дирекция театра потихоньку уволила тех, кто их послушал, а этих двоих оставила. Все же понимали, что без Павловой и Фокина театра не будет. Так же и в случае с Барышниковым: наказали бы формально – все равно бы он танцевал".
Тем не менее ни во время активной карьеры, ни позднее Михаил Барышников ни разу не приехал в Россию, в отличие от тех же Макаровой и Нуреева. Сегодня ему 71 год и он прекрасно знает, что в России у него масса друзей, что его помнят и обожают. В этом смогла убедиться его семья – жена, бывшая немецкая балерина, и трое детей, когда они приезжали в Петербург. Об этом рассказала Ольга Розанова:
«
"Они зашли в хореографическое училище, которое Барышников окончил, привезли подарки, всем было очень тепло, хорошо. Надо было бы их тогда спросить, почему Миша к нам не ездит... Мне кажется, ему мешает какая-то внутренняя неловкость. Ведь у Нуреева был действительно форс-мажор, ему грозило отлучение от мировой славы. А Миша уехал из благополучной ситуации – он все имел, ему ничего не угрожало. Думаю, ему просто неудобно, что он как бы ни с того ни с сего убежал…"
На территории бывшего СССР Михаил Барышников регулярно посещает только один город. Это Рига, в которой он родился.
В Ригу Барышников приезжает как синтетический актер – чтец и драматический артист с широкими выходами в пластику и балетный танец. Именно в таком качестве – "один в трех лицах" его "использует" режиссер Алвис Херманис. Их сотрудничество началось со спектакля "Бродский/Барышников", который четвертый сезон гастролирует по миру. А в этом году продолжится постановкой "Белый вертолет" по реальной истории отставки бывшего католического папы Бенедикта XVI. Премьера в Новом Рижском театре назначена на ноябрь. В роли отставного папы римского – разумеется, Михаил Барышников.
Автор Ольга Бугрова, радио Sputnik