Авторы

Солнце, воздух и вода покоряются Федору Конюхову

Подняться в стратосферу на высоту 25 километров, провести второй этап одиночной кругосветки на весельной лодке и облететь Землю на солнечной энергии. Таковы ближайшие планы знаменитого путешественника Федора Конюхова.
Читать на сайте radiosputnik.ru
Уже в сентябре состоится полет Конюхова в стратосферу. Старт – с космодрома "Восточный". Он планировался на весну, но путешественник задержался в Южном океане, когда совершал первый в истории океанской гребли переход от Новой Зеландии до чилийского острова Диего-Рамирез.
Федор Конюхов на финише возле острова Диего-Рамирес.
Чем труднее, тем лучше
Переход, который завершился в мае, – рекордный по многим показателям. Например: его совершил самый возрастной гребец-одиночка – в декабре Конюхову исполнится 68 лет. Никто еще, как он, не проводил в Южном океане 154 дня. Конюхов – единственный на земле, кто смог пересечь Тихий океан в обоих направлениях. Сейчас – с запада на восток, а в 2014-м он прошел также на весельной лодке с востока на запад. И тогда и теперь – без заходов в порты и посторонней помощи. В обоих случаях – с риском для жизни. Все, кто следил за недавним продвижением Конюхова по Южному океану, знают, что его лодка переворачивалась четыре раза. Второй этап весельной кругосветки стартует в декабре: от Чили к Австралии.
Кажется, сложнее ничего не может быть. Но нет, может, как рассказал сын путешественника и глава его экспедиционного штаба Оскар Конюхов:
«
"Экспедиция на весельной лодке – это больше физическая работа и продолжительное пребывание в океане, а полет в стратосферу на тепловом аэростате – это сложный высокотехнологический проект. Это полет всего одного дня, но планируемой высоты 25 километров еще никто не достигал. Есть риск и в полете вокруг света на энергии Солнца. Мы рассчитываем, что Федор пролетит на самолете семь-десять дней, и это будет полет на высоте 12-14 километров. На 80 процентов маршрут пролегает над океанами, и если что-то случится, ему придется приземляться в океан".
В подробностях это выглядит так.
Человек и стратосфера
Схематичное изображение аэростатов, на которых летал Федор Конюхов.
Воздушный шар для Федора Конюхова – уже освоенный способ передвижения. Его профессиональные навыки пилотирования подтвердились во время кругосветки на шаре "Мортон" в 2016-м. Новый аэростат для полета в стратосферу в пять раз больше, и, как говорят разработчики, это самый большой воздушный шар за всю историю воздухоплавания. Главное внимание уделено капсуле пилота. Она должна быть герметичной. Это связано со снижением атмосферного давления при наборе высоты. На высоте 20 километров давление настолько низкое, что начинает закипать вода, а в человеческом теле это межтканевая жидкость. Без герметичной капсулы на такой высоте человека ожидает мгновенная смерть.
Солнечный маршрут
Самый отдаленный по времени маршрут Федора Конюха запланирован на 2021 год – кругосветка на самолете, работающем от солнечных батарей. Нечто подобное в 2016 году совершили два швейцарских пилота. На самолете "Солнечный импульс" они пролетели 42 тысячи километров, однако 17 раз приземлялись в пути. Никто еще не летал вокруг света нон-стоп, как это собирается сделать Конюхов.
Уникальный двухместный самолет на солнечных батареях SolarStratos, 2016
Большой самолет для кругосветки находится в стадии проектирования, но уже построен прототип с размахом крыла 25 метров. Солнечные батареи установлены и на верхние, и на нижние поверхности крыльев – это для сбора отражающего света. Полет будет проходить в Южном полушарии: из Австралии в Австралию. И обязательно в тот период лета, когда световой день максимально длинный, а ночь максимально короткая. Если самолет летит на энергии Солнца, ему надо находиться в солнечном освещении как можно дольше, – объясняет Оскар Конюхов:
«
"Это будет самое необычное судно на планете. Самолет, который непрерывно находится в воздухе десять дней, которым управляет человек в герметичной кабине, у которого полезная нагрузка 200 килограммов: такого не делал никто. Там все важно: форма самолета, правильно рассчитанный баланс. В оснащении – обязательно нужное количество аккумуляторов. В таком полете важно не только собирать солнечную энергию, а еще и хранить ее эффективным способом, чтобы пилот мог спокойно находиться в небе в ночное время. Понятно, что во время ночного полета самолет будет снижаться, но на рассвете снова наберет высоту".
Сложные экспедиции и рискованные нагрузки обычно предполагают спецподготовку человека "до" и его медицинскую реабилитацию "после". Но только не в случае Федора Конюхова, которого, как говорит он сам, вы не увидите в спортзале.
Всегда готов
В начале июня, когда месяца не прошло после того, как Конюхов "причалил" к южноамериканскому мысу Горн, он уже снова был в пути. Открывал детскую парусную регату на озере Тургояк в Челябинской области, потом надо было отправиться в Кисловодск и еще обязательно заскочить в Англию. "Федор всегда в движении, – говорит его сын Оскар, – до сих пор не было такого, чтобы он где-то специально восстанавливался после своих экспедиции". Наверное, если человек 50 лет подряд занимается профессиональными путешествиями, переходя из одного проекта в другой, он сам собой постоянно находится в тонусе. Федор Конюхов всегда говорит, что он готов. Хоть завтра лететь или плыть – он готов.
Автор Ольга Бугрова, радио Sputnik
Обсудить
Рекомендуем