Госдума приняла закон о безопасной и устойчивой работе Рунета. Документ внесли сенаторы Андрей Клишас и Людмила Бокова, а также депутат Андрей Луговой.
"Закон создаст условия для реализации национального проекта "Цифровая экономика" и обеспечит устойчивую работу интернета на территории России. Поправки позволят создать инфраструктуру, которая обеспечит работоспособность российских интернет-ресурсов, что послужит гарантией защиты интересов российских граждан", – отметил Клишас.
Совфед рассмотрит закон 22 апреля.
Проект призван обезопасить работу интернета, если из-за рубежа возникнет угроза его функционированию. Так, он предусматривает создание при Роскомнадзоре центра мониторинга и управления сетью связи общего пользования. Он обеспечит доступность услуг связи при любых экстраординарных ситуациях, а также будет координировать работу операторов во время подобных случаев.
Предполагается, что закон вступит в силу в ноябре, за исключением положений о криптографической защите информации и национальной системе доменных имен. Они начнут действовать с 1 января 2021 года.
Согласно документу, информация государственных органов и предприятий будет дополнительно защищена шифрованием, а операторов связи освободят от обязанности ограничивать доступ к сайтам с запрещенными данными, если они установят средства противодействия угрозам.
Порядок их установки и работы утвердит правительство.
Минкомсвязь по согласованию с ФСБ будет утверждать требования к обеспечению работы точек обмена трафиком. Координировать действия для обеспечения устойчивой работы интернета в стране будет Роскомнадзор.
Интернет-омбудсмен Дмитрий Мариничев в эфире радио Sputnik оценил принятый Госдумой закон.
«
"Из положительных сторон нужно отметить то, что для всех государственных сайтов требуется защита информации шифрованием, это давно имеет смысл сделать. В некотором роде положительным является и то, что государство все-таки задумалось о путях прохождения трафика и альтернативных маршрутах с точки зрения безопасности. Но, справедливости ради, надо сказать, что закон технологически для исполнения очень сложный. В том числе декларируемые цели, которых закон должен достигнуть, при его неаккуратном исполнении могут привести к обратному эффекту – к уменьшению надежности сети Интернет. Поэтому нужно очень аккуратно относиться и к этому закону, и к тому, что из него получится. Я бы сказал, что это сейчас скорее некое целеполагание – нельзя его назвать законом, который прямо сейчас можно взять и исполнить", – сказал Дмитрий Мариничев.
Механизм действия закона еще будет определяться, отметил он.
«
"В данном случае это возлагается на плечи правительства, на ту работу, которую будут проводить экспертные группы, и на ту механику, которая будет применена в целях приведения закона в действующий вид. Что будет в итоге, мы можем только гадать – если закон, допустим, не заработает, то мы, наверное, об этом даже и не узнаем. Дело в том, что простого пользователя сети Интернет этот закон никак не касается, и мы не очень заметим разницу между тем, что есть, и тем, что будет. Мы скорее заметим разницу, если что-то пойдет не так", – считает Дмитрий Мариничев.
По его словам, в рамках реализации закона потребуется четкое разграничение полномочий.
«
"И здесь проблем тоже хватает. Поскольку оборудование, установленное у оператора, по сути, ему не принадлежит, то возможные сбои при централизованном управлении трафиком могут привести к ситуации, когда пользователь сети Интернет, контрагент телеком-провайдера не сможет даже предъявить ему претензии, поскольку провайдер не будет знать о сбоях у себя на сети. То есть чем-то это будет похоже на ситуацию, когда "у семи нянек дитя без глазу". А здесь возникает как минимум две "няньки" у телекомсети… Нивелируется это тем, что не планируется вмешательство Роскомнадзора в управление сетью до возникновения каких-то чрезвычайных ситуаций, и до наступления такого рода ситуаций всю ответственность несет оператор связи. В то же время получается, что у него функционирует нечто, что ему не принадлежит и ему неподконтрольно. А это – точка уязвимости", – заключил Дмитрий Мариничев.