На сцене Большого театра после торжественных речей президента России Владимира Путина и премьера Японии Синдзо Абэ разбили бочку сакэ. Все по плану – это особая церемония, кагами-бираки. Ее обычно устраивают в начале года или какого-то очень важного дела. Весной 2018-го в центре Москвы как раз и начали новый год – перекрестный, во время которого страны должны лучше узнать культуру друг друга и укрепить связи.
Наверное, тогда мало кто предполагал, насколько это удастся. Пока на российских сценах гремели японские барабаны, а в японских театрах танцевали наши балерины, продолжались контакты на высшем уровне.
Все вроде шло хорошо, но отношения двух стран вот уже больше 70 омрачает то, что между ними так и нет официального мира после Второй мировой войны. Вопрос упирается в острова. Согласно Совместной декларации от 1956 года, Москва может рассмотреть в качестве жеста доброй воли передачу двух островов Японии после заключения мира. Токио же хочет четыре острова, и только после этого – мир. Позиции, казалось бы, настолько разные, что компромисс невозможен.
И тут Владимир Путин вдруг предложил: а давайте заключим мир без предварительных условий, а потом будем думать. Это было так неожиданно, что японские журналисты даже побоялись давать это в эфир – подумали, что ослышались, и ждали уточненного перевода. И потом, когда с переводом разобрались, высказывались очень осторожно – как это свойственно японской культуре, не было поспешных официальных заявлений. В связи с этим в стране даже провели опрос: что делать – соглашаться или нет? 53 процента опрошенных японцев считают, что главная задача правительства сейчас – вернуть два острова и потом разбираться с остальным. Чуть больше 28 процентов респондентов не согласны – они хотят сразу четыре острова. И 7 процентов готовы на возвращение только двух.
Как все будет на самом деле, решат уже лидеры. Обоим, судя по всему, хочется закрыть этот вопрос и оставить в истории установление официального мира между Россией и Японией. 25-я встреча на высшем уровне запланирована на вторую половину января – Синдзо Абэ приедет в Москву. Перед этим планируют провести переговоры на уровне глав МИД.
Но, несмотря на то, что диалог стараются ускорить, обе стороны предпочитают не делать резких движений – не хотелось бы все испортить одним необдуманным словом. Поэтому и переговоры идут небольшими шагами, и информации об этом в открытое пространство поступает немного.
Остается только гадать, возможен ли какой-то компромисс. Но, судя по решимости российского и японского лидеров, какие-то возможности закрыть спорный вопрос все-таки есть.
Автор Мария Балябина, радио Sputnik