Об этом заявляют в американском конгрессе. В ООН назвали этот день "мрачным моментом" истории. Там призывают создать новый механизм контроля над оружием массового уничтожения и считают риск его применения самым высоким за очень долгое время. Представитель генсека организации отметил, что российский и американский лидеры осознают дестабилизирующие последствия ядерной гонки. Главное, что они должны сделать, – не допустить нового неконтролируемого витка распространения смертоносного оружия. Мировое сообщество, добавляют в штаб-квартире ООН, ждет от двух государств практических шагов. Но в этих словах немало лукавства и полуправды.
Еще осенью прошлого года Владимир Путин на заседании Совбеза заявил, что Россия готова сохранить действие ДСНВ после 5 февраля. По словам президента, ситуация в сфере стратегической стабильности продолжает деградировать. А система стратегических соглашений России и США по контролю над ядерными вооружениями почти полностью демонтирована. Последним оставался Договор о стратегических наступательных вооружениях. Путин на том совещании предложил сохранить статус-кво, который устоялся благодаря именно этому документу. Достаточно посмотреть на факты. Вашингтон в последние десятилетия прекратил выполнять условия Договора об ограничении систем ПРО, Договора об обычных вооруженных силах в Европе, Конвенции по биологическому и токсинному оружию, Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности, Соглашения по открытому небу.
Каждый раз звучали примерно одинаковые причины: Россия якобы не выполняла их положений. Никаких доказательств этого предоставлено так и не было. Наоборот, условия не соблюдали США. Как пример – упомянутая Конвенция о биологическом оружии. Вашингтон ратифицировал ее в 1972 году. Однако в 2001-м отказался принимать протокол к конвенции, предусматривающий механизмы взаимного контроля.
Аналогичным образом дело обстояло с ДСНВ. Соединенные Штаты давно перестали соблюдать свою часть обязательств. Не допускали российских специалистов на свои объекты и не предоставляли данные о стратегическом ядерном арсенале. В результате в феврале 2023 года Россия приостановила участие в нем. Однако – и это ключевой момент – пообещала придерживаться количественных ограничений, предусмотренных документом. Более того, предложила американской стороне следовать базовым положениям документа в течение года после его истечения. То есть до 5 февраля 2027-го.
В Москве считают, что договор, направленный на предотвращение гонки вооружений, имеет изъяны. К примеру, не учитывает ядерные арсеналы Франции и Великобритании. Возможно, в будущем он должен получить новую формулу: Россия – НАТО. Дональд Трамп настаивает на включении в него Китая. Пекин категорически против: его арсенал пока недотягивает до уровня России и США. Но отсутствие договора в любом виде, включая двусторонний формат, еще хуже.
Комментируя отсутствие ответа со стороны США на предложение России и перспективу новой гонки вооружений в ядерной сфере, в Кремле заявили: "Время уже сокращается, как шагреневая кожа". В ноябре Дональд Трамп заявил, что США могут возобновить ядерные испытания. Ситуация осложняется еще и тем, что активно о расширении ядерного зонтика заговорили в Европе. Желанием обзавестись "заветной бомбой" одержимы в Швеции и Польше. Да и ядерный клуб расширился. Причем список входящих в него государств скоро может пополниться.
На Смоленской площади заявили, что Москва не будет делать США демаршей в связи с истечением срока действия ДСНВ. По словам замглавы МИД Сергея Рябкова, наша страна готова к новой реальности, в которой будут отсутствовать какие-либо ограничения в области вооружений. Дипломат добавил, что диалог по стратегической стабильности невозможен без изменения внешней политики Вашингтона по отношению к Москве. Отдельного официального обращения в адрес американских властей Россия отправлять не будет. По мнению Рябкова, всё, что нужно, уже сделано и у американцев было много времени для осмысления. Отсутствие ответа – тоже ответ. По поручению президента РФ профильные ведомства будут мониторить усиление американской ПРО в космосе. А решение о сохранении добровольных самоограничений Москва примет в результате тщательного анализа действий американской стороны.

