За полгода ожесточенных боев на Сталинградский фронт поставили 150 тысяч тонн нефтепродуктов. В тылу мобилизовали все ресурсы, чтобы взлетали самолеты, отправлялись в бой танки и бронемашины. Начинает давать топливо единственный построенный в военное время нефтеперерабатывающий завод в Комсомольске-на-Амуре, говорит ветеран труда Людмила Соколова:
СОКОЛОВА: "Была запущена в рабочий режим первая технологическая установка завода – АТ. И 2 декабря 42 года первый наливной состав с бензином производства завода № 87 под звуки паровозного гудка отправился в далёкий путь на Сталинградский фронт, где его очень ждали".
Но и этого недостаточно. Нефтяникам нужно найти способы повысить продуктивность скважин, чтобы сама земля давала больше топлива фронту, объясняет проректор Губкинского университета Никита Голунов:
ГОЛУНОВ: "Когда нефтяники пришли в район Урала-Поволжья, то очень быстро поняли, что месторождения здесь находятся на большей глубине, чем месторождения на Кавказе. А значит, нужно как-то по-другому бурить. Было модернизировано такое устройство для бурения – турбобур - устройство, которое помогает быстрее и лучше бурить скважины на большой глубине. Еще впервые начали применяться технологии наклонно-направленного бурения. В 42-43 году в нашей стране впервые начали строить скважины горизонтальные, то есть с отводом от вертикали. Поэтому в нашей стране – Урал и Поволжье — это родина наклонно-направленного бурения".
Важнейшим центром инноваций становится Башкирия, Уфа, куда эвакуировали Министерство нефтяной промышленности СССР.
ГОЛУНОВ: "На тот момент Уфа — это крупный регион, где существует уже понимание у геологов, что там крупные запасы нефти. Во-вторых, это хороший технологический плацдарм для развития нефтепереработки".
Чтобы увеличить срок службы скважин и нарастить добычу, на башкирских нефтепромыслах решили использовать артиллерийские стволы вместо труб и обрабатывать скважины соляной кислотой.
ГОЛУНОВ: "43 год, Урал, Поволжье - первые гидроразрывы пласта и солянокислотной обработки в нашей стране, и первые в мире, подчеркну! Ничего этого не было до войны, все это нужно было для того, чтобы гораздо быстрее, дешевле, надежнее добыть нефть с больших глубин, чем это было в тот момент на Кавказе".
Новые технологии изобретали и на Уфимском крекинг-заводе – при том, что работать приходилось в тяжелейших условиях, рассказывает председатель Совета ветеранов "Башнефть-УНПЗ" Фаяз Хисаев (сегодня историческое предприятие входит в компанию "Роснефть"):
ХИСАЕВ: "В 40-х годах наш завод (назывался еще в то время "крекинг-завод") представлял в основном топливный вариант. Основная задача в годы войны была переработка нефти и получение бензинов и авиационных бензинов именно для фронта, потому что основной целью ставилось обеспечение топливом. Естественно, в этот период старались, чтобы выполнить план на 200% и более. Конечно, неописуем подвиг этих людей. Есть такая профессия по тем временам как коксоочиститель. Что такое коксоочиститель? Надо было очищать кокс в трубопроводах печных, и вот этот труд, тяжёлый труд заменяли женщины. Чистили печные трубы сами и чистили они по 10-12 часов, стояли, работали сверх нормы, но что сделаешь, таков наш народ".
За ценой не стояли. Приближалась Курская битва, от которой зависел исход всей войны.
ГОЛУНОВ: "Середина 43 года - Курская битва и ее эпизод - самое известное, самое большое танковое сражение - Прохоровка. В этот момент это - центр средоточия всех военных интересов и нашей страны, и фашистской Германии, потому что Курская дуга или Курский выступ, он действительно вступает с нашей стороны, вклинивается во фронт Германии".
Советской армии нужно было надежно закрепиться на отвоеванных рубежах.
ГОЛУНОВ: "Войсками нашей армии было прокопано 9 тысяч километров ходов. Это расстояние как от Москвы до Владивостока! И в рамках этой операции нам нужна, естественно, техника. Ежедневно более полутора тысяч автомобилей развозят только топливо. То есть 1 500 автомобилей развозят топливо! Сколько тысяч автомобилей развозят боеприпасы, обмундирование, продукты питания - даже представить сложно".
На Курской дуге скоординированность действий всех служб снабжения приобрела решающее значение.
ГОЛУНОВ: "Курская битва - битва моторов, танковое сражение, но оно требует и других видов топлива для всех остальных видов войск, которые решают не менее важные задачи".
Тем временем, враг усиливает атаку на наши энергетические объекты, рассказывает сотрудник Саратовского НПЗ Игорь Туляков:
ТУЛЯКОВ: "К концу июня 1943 года завод был разрушен на 80%. Гитлеру доложили о его полном уничтожении. Но нацисты недооценили мужество и самоотверженность саратовских нефтепереработчиков. Усилиями коллектива завод был восстановлен в рекордно короткие сроки, и топливо вновь пошло на фронт, в том числе на Курскую дугу".
Риск, что производство остановится, был и в Уфе. Туда с начала вторжения перестали поступать импортные катализаторы. Башкирские нефтяники создали свой.
ХИСАЕВ: "Война идет, надо что-то делать! И вот группой ученых, специалистов наших заводских, нашли выход. На опытной установке разработали нейтрализатор черного контакта для того, чтобы обессоливать нефть на основе вакуумного газоля. Почему это очень важно было? Все коксовалось и трубы прогорали. А из-за чего? Потому что солей много было. А соли, естественно, сами давали прогар трубы. И вот это все надо было защитить. Завод всегда работал. За годы войны было выпущено около 1 500 000 тонн топлива. Завод переработал около 5 000 000 тонн нефти. У них была задача основная обеспечить фронт топливом. Вот это и есть война моторов".
Победа на Курской дуге переломила ход Великой Отечественной войны. Гитлеровские войска начинают отступать.