https://radiosputnik.ru/20240304/1930902539.html
Петр Ильич Чайковский и его выбор между любовью и бедностью
Петр Ильич Чайковский и его выбор между любовью и бедностью - Радио Sputnik, 04.03.2024
Петр Ильич Чайковский и его выбор между любовью и бедностью
Четвертого марта 1877 года в Большом театре прошла премьера балета Петра Ильича Чайковского "Лебединое озеро". Радио Sputnik, 04.03.2024
2024-03-04T01:27
2024-03-04T01:27
2024-03-04T01:28
в эфире
подкасты – радио sputnik
узнать за 90 секунд
https://cdn.radiosputnik.ru/images/07e8/03/04/1930902429_0:3:1036:586_1920x0_80_0_0_0ad1ff9ef390727369effccb0ea5eeee.jpg
Петр Ильич Чайковский и его выбор между любовью и бедностью
Четвертого марта 1877 года в Большом театре прошла премьера балета Петра Ильича Чайковского "Лебединое озеро".
Трудно себе такое представить, но ведь могло случиться так, что великого композитора Чайковского могло и не быть. Нет, тут вопрос не жизни и смерти. Петр Ильич, сын видного горного инженера, генерал-майора, окончил в Петербурге престижное Императорское Училище правоведения. Поступил на службу в Министерство юстиции. Его ждала блестящая чиновничья карьера. Многие однокашники Чайковского быстро продвигались по служебной лестнице, щедро получали награды, стали статскими генералами. В числе выпускников Училища правоведения было много министров, сенаторов, судебных деятелей…
А тут Николай Рубинштейн предлагает Чайковскому какое-то не слишком значительное место преподавателя в Московском отделении Русского музыкального общества. А начинающий композитор взял – да и согласился!И тогда отец Петра Ильича, Илья Петрович Чайковский, написал сыну письмо, в котором пытался его убедить бросить занятия музыкой и заняться наконец-то правом: "Похвальна твоя страсть к музыке. Но, друг мой, это скользкий путь, вознаграждение за гениальный труд бывает долго-долго спустя. Посмотри ты на бедного музыканта Серова, трудясь со страстью, он только нажил серебряные волосы, а не серебро. Над оперой "Юдифь" он работал 14 лет, да столько же над "Рогнедой". А что выработал? Славу, ценой в 1500 рублей в год, пока жив, то есть: едва-едва на хлеб насущный хватает... Глинка умер бедняком. Плюнь ты на это – и займись службой. Я все-таки советовал бы тебе придерживаться юстиции".
К счастью, Петр Ильич не внял отеческим советам, иначе мы никогда бы не услышали ни "Щелкунчика", ни "Лебединого озера", ни "Евгения Онегина".
Кстати, композитор тяжело писал оперу. Пушкинский сюжет был плохо приложим к оперному жанру, "не сценичен": в нем не хватало типовых для оперы конфликтов и сюжетных поворотов. К тому же один из главных героев, Ленский, "исчезает" в середине оперы, а не как положено – в конце. Опера заканчивается не массовой сценой, а диалогом.
Впрочем, Чайковский говорил: знаю, что сценических эффектов и движения будет мало в опере, но общая поэтичность, человечность, простота сюжета в соединении с гениальным текстом заменяют с лихвой все недостатки.
В первых представлениях опера заканчивалась несколько неожиданно для знатоков романа Пушкина – любовными объятьями Онегина и Татьяны, которые прерывает появление Гремина. Это вызвало протест у критики и зрителей. И тогда Чайковский срочно переделал финал, приблизив его к оригиналу.
audio/mpeg
Петр Ильич Чайковский и его выбор между любовью и бедностью
Четвертого марта 1877 года в Большом театре прошла премьера балета Петра Ильича Чайковского "Лебединое озеро".
Трудно себе такое представить, но ведь могло случиться так, что великого композитора Чайковского могло и не быть. Нет, тут вопрос не жизни и смерти. Петр Ильич, сын видного горного инженера, генерал-майора, окончил в Петербурге престижное Императорское Училище правоведения. Поступил на службу в Министерство юстиции. Его ждала блестящая чиновничья карьера. Многие однокашники Чайковского быстро продвигались по служебной лестнице, щедро получали награды, стали статскими генералами. В числе выпускников Училища правоведения было много министров, сенаторов, судебных деятелей…
А тут Николай Рубинштейн предлагает Чайковскому какое-то не слишком значительное место преподавателя в Московском отделении Русского музыкального общества. А начинающий композитор взял – да и согласился!И тогда отец Петра Ильича, Илья Петрович Чайковский, написал сыну письмо, в котором пытался его убедить бросить занятия музыкой и заняться наконец-то правом: "Похвальна твоя страсть к музыке. Но, друг мой, это скользкий путь, вознаграждение за гениальный труд бывает долго-долго спустя. Посмотри ты на бедного музыканта Серова, трудясь со страстью, он только нажил серебряные волосы, а не серебро. Над оперой "Юдифь" он работал 14 лет, да столько же над "Рогнедой". А что выработал? Славу, ценой в 1500 рублей в год, пока жив, то есть: едва-едва на хлеб насущный хватает... Глинка умер бедняком. Плюнь ты на это – и займись службой. Я все-таки советовал бы тебе придерживаться юстиции".
К счастью, Петр Ильич не внял отеческим советам, иначе мы никогда бы не услышали ни "Щелкунчика", ни "Лебединого озера", ни "Евгения Онегина".
Кстати, композитор тяжело писал оперу. Пушкинский сюжет был плохо приложим к оперному жанру, "не сценичен": в нем не хватало типовых для оперы конфликтов и сюжетных поворотов. К тому же один из главных героев, Ленский, "исчезает" в середине оперы, а не как положено – в конце. Опера заканчивается не массовой сценой, а диалогом.
Впрочем, Чайковский говорил: знаю, что сценических эффектов и движения будет мало в опере, но общая поэтичность, человечность, простота сюжета в соединении с гениальным текстом заменяют с лихвой все недостатки.
В первых представлениях опера заканчивалась несколько неожиданно для знатоков романа Пушкина – любовными объятьями Онегина и Татьяны, которые прерывает появление Гремина. Это вызвало протест у критики и зрителей. И тогда Чайковский срочно переделал финал, приблизив его к оригиналу.
audio/mpeg
Четвертого марта 1877 года в Большом театре прошла премьера балета Петра Ильича Чайковского "Лебединое озеро".Трудно себе такое представить, но ведь могло случиться так, что великого композитора Чайковского могло и не быть. Нет, тут вопрос не жизни и смерти. Петр Ильич, сын видного горного инженера, генерал-майора, окончил в Петербурге престижное Императорское Училище правоведения. Поступил на службу в Министерство юстиции. Его ждала блестящая чиновничья карьера. Многие однокашники Чайковского быстро продвигались по служебной лестнице, щедро получали награды, стали статскими генералами. В числе выпускников Училища правоведения было много министров, сенаторов, судебных деятелей…А тут Николай Рубинштейн предлагает Чайковскому какое-то не слишком значительное место преподавателя в Московском отделении Русского музыкального общества. А начинающий композитор взял – да и согласился!И тогда отец Петра Ильича, Илья Петрович Чайковский, написал сыну письмо, в котором пытался его убедить бросить занятия музыкой и заняться наконец-то правом: "Похвальна твоя страсть к музыке. Но, друг мой, это скользкий путь, вознаграждение за гениальный труд бывает долго-долго спустя. Посмотри ты на бедного музыканта Серова, трудясь со страстью, он только нажил серебряные волосы, а не серебро. Над оперой "Юдифь" он работал 14 лет, да столько же над "Рогнедой". А что выработал? Славу, ценой в 1500 рублей в год, пока жив, то есть: едва-едва на хлеб насущный хватает... Глинка умер бедняком. Плюнь ты на это – и займись службой. Я все-таки советовал бы тебе придерживаться юстиции".К счастью, Петр Ильич не внял отеческим советам, иначе мы никогда бы не услышали ни "Щелкунчика", ни "Лебединого озера", ни "Евгения Онегина".Кстати, композитор тяжело писал оперу. Пушкинский сюжет был плохо приложим к оперному жанру, "не сценичен": в нем не хватало типовых для оперы конфликтов и сюжетных поворотов. К тому же один из главных героев, Ленский, "исчезает" в середине оперы, а не как положено – в конце. Опера заканчивается не массовой сценой, а диалогом.Впрочем, Чайковский говорил: знаю, что сценических эффектов и движения будет мало в опере, но общая поэтичность, человечность, простота сюжета в соединении с гениальным текстом заменяют с лихвой все недостатки.В первых представлениях опера заканчивалась несколько неожиданно для знатоков романа Пушкина – любовными объятьями Онегина и Татьяны, которые прерывает появление Гремина. Это вызвало протест у критики и зрителей. И тогда Чайковский срочно переделал финал, приблизив его к оригиналу.
Радио Спутник
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
2024
Радио Спутник
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Новости
ru-RU
https://radiosputnik.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
Радио Спутник
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
https://cdn.radiosputnik.ru/images/07e8/03/04/1930902429_126:0:910:588_1920x0_80_0_0_df38a220c4778e91797b9b36bb28b699.jpgРадио Спутник
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Радио Спутник
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
в эфире, подкасты – радио sputnik, аудио
В эфире, Подкасты – Радио Sputnik, Узнать за 90 секунд
Четвертого марта 1877 года в Большом театре прошла премьера балета Петра Ильича Чайковского "Лебединое озеро".
Трудно себе такое представить, но ведь могло случиться так, что великого композитора Чайковского могло и не быть. Нет, тут вопрос не жизни и смерти. Петр Ильич, сын видного горного инженера, генерал-майора, окончил в Петербурге престижное Императорское Училище правоведения. Поступил на службу в Министерство юстиции. Его ждала блестящая чиновничья карьера. Многие однокашники Чайковского быстро продвигались по служебной лестнице, щедро получали награды, стали статскими генералами. В числе выпускников Училища правоведения было много министров, сенаторов, судебных деятелей…
А тут Николай Рубинштейн предлагает Чайковскому какое-то не слишком значительное место преподавателя в Московском отделении Русского музыкального общества. А начинающий композитор взял – да и согласился!И тогда отец Петра Ильича, Илья Петрович Чайковский, написал сыну письмо, в котором пытался его убедить бросить занятия музыкой и заняться наконец-то правом: "Похвальна твоя страсть к музыке. Но, друг мой, это скользкий путь, вознаграждение за гениальный труд бывает долго-долго спустя. Посмотри ты на бедного музыканта Серова, трудясь со страстью, он только нажил серебряные волосы, а не серебро. Над оперой "Юдифь" он работал 14 лет, да столько же над "Рогнедой". А что выработал? Славу, ценой в 1500 рублей в год, пока жив, то есть: едва-едва на хлеб насущный хватает... Глинка умер бедняком. Плюнь ты на это – и займись службой. Я все-таки советовал бы тебе придерживаться юстиции".
К счастью, Петр Ильич не внял отеческим советам, иначе мы никогда бы не услышали ни "Щелкунчика", ни "Лебединого озера", ни "Евгения Онегина".
Кстати, композитор тяжело писал оперу. Пушкинский сюжет был плохо приложим к оперному жанру, "не сценичен": в нем не хватало типовых для оперы конфликтов и сюжетных поворотов. К тому же один из главных героев, Ленский, "исчезает" в середине оперы, а не как положено – в конце. Опера заканчивается не массовой сценой, а диалогом.
Впрочем, Чайковский говорил: знаю, что сценических эффектов и движения будет мало в опере, но общая поэтичность, человечность, простота сюжета в соединении с гениальным текстом заменяют с лихвой все недостатки.
В первых представлениях опера заканчивалась несколько неожиданно для знатоков романа Пушкина – любовными объятьями Онегина и Татьяны, которые прерывает появление Гремина. Это вызвало протест у критики и зрителей. И тогда Чайковский срочно переделал финал, приблизив его к оригиналу.