https://radiosputnik.ru/20240204/1925277411.html
Шлагбаумы и комические злоключения сановника империи
Шлагбаумы и комические злоключения сановника империи - Радио Sputnik, 04.02.2024
Шлагбаумы и комические злоключения сановника империи
Четвертого февраля 1720 года Петр I издал указ о сооружении в Петербурге шлагбаумов: "для лучшего порядка к пойманию и пресечению воровских проходов и прочих... Радио Sputnik, 04.02.2024
2024-02-04T01:53
2024-02-04T01:53
2024-02-04T01:54
в эфире
подкасты – радио sputnik
узнать за 90 секунд
https://cdn.radiosputnik.ru/images/07e8/02/04/1925277301_0:3:1036:586_1920x0_80_0_0_6ae4f9abd7a803dd0c792bfdd832ad62.jpg
Шлагбаумы и комические злоключения сановника империи
Четвертого февраля 1720 года Петр I издал указ о сооружении в Петербурге шлагбаумов: "для лучшего порядка к пойманию и пресечению воровских проходов и прочих непотребных людей, сделать по концам улиц шлагбаумы, которые по ночам опускать и иметь при них караулы с ружьем".
Ночью через шлагбаумы пропускали только докторов, повитух, священников, посыльных и знатных персон – при условии, что они имели горящий факел, издалека предупреждавший стражу об их появлении.
А на окраинах городов появились заставы со шлагбаумами для взимания пошлин, проверки грузов и пассажиров. Слово "застава" сохранилось в названиях некоторых городских площадей и районов. Например, Серпуховская застава в Москве или Нарвская в Санкт-Петербурге.
Шлагбаумы стали неизменной частью дорожных впечатлений и упоминаются во многих произведениях. Нередко можно встретить описание процедуры пересечения городской границы: дежурный офицер проверяет и подписывает подорожные документы, и затем отдает "инвалидному солдату" команду открыть шлагбаум: "Подвысь!".
Пушкин в стихотворении "Дорожные жалобы" пишет: "Иль мне в лоб шлагбаум влепит // Непроворный инвалид". О том же пишет и Лажечников в "Ледяном доме": "Он грезится мне и во сне, как шлагбаум, который, того и гляди, ударит меня по голове". Вероятно, дежурные солдаты стремились как можно быстрее опустить тяжелый шлагбаум, чтобы не пропустить никого недозволенного, что вызывало у путников вполне объяснимую тревогу.
Шлагбаумы у городских застав с неизменной полосатой будкой дежурного можно увидеть на картинах многих русских художников.
На заставе все приезжающие в город записывались в специальную книгу. Поэт князь Вяземский вспоминает анекдот, происшедший с государственным контролером бароном Кампенгаузеном. Одно время проказники сговорились проезжать часто чрез Петербургские заставы и записываться там самыми причудливыми и смешными именами и фамилиями. Один из них вздумал назвать себя Рохусом Пумперникелем – шутом из известной тогда немецкой комедии. Почем было знать офицеру заставы о существовании этой комедии?
Однако на этот именной маскарад обратило внимание начальство. Приказано было задерживать каждого, кто подаст повод к подозрению в подобной шутке. Дня два после такового распоряжения проезжает через заставу Балтазар Балтазарович Кампенгаузен и речисто, во всеуслышание, провозглашает имя и звание свое. "Некстати вздумали вы шутить, — говорит ему караульный, — знаем вашу братью; извольте-ка здесь посидеть, и мы отправим вас к господину коменданту". Так и было сделано. Говорили, что после этого офицера караула перевели в какой-то дальний гарнизон.
А городские заставы исчезли с появлением железных дорог.
audio/mpeg
Шлагбаумы и комические злоключения сановника империи
Четвертого февраля 1720 года Петр I издал указ о сооружении в Петербурге шлагбаумов: "для лучшего порядка к пойманию и пресечению воровских проходов и прочих непотребных людей, сделать по концам улиц шлагбаумы, которые по ночам опускать и иметь при них караулы с ружьем".
Ночью через шлагбаумы пропускали только докторов, повитух, священников, посыльных и знатных персон – при условии, что они имели горящий факел, издалека предупреждавший стражу об их появлении.
А на окраинах городов появились заставы со шлагбаумами для взимания пошлин, проверки грузов и пассажиров. Слово "застава" сохранилось в названиях некоторых городских площадей и районов. Например, Серпуховская застава в Москве или Нарвская в Санкт-Петербурге.
Шлагбаумы стали неизменной частью дорожных впечатлений и упоминаются во многих произведениях. Нередко можно встретить описание процедуры пересечения городской границы: дежурный офицер проверяет и подписывает подорожные документы, и затем отдает "инвалидному солдату" команду открыть шлагбаум: "Подвысь!".
Пушкин в стихотворении "Дорожные жалобы" пишет: "Иль мне в лоб шлагбаум влепит // Непроворный инвалид". О том же пишет и Лажечников в "Ледяном доме": "Он грезится мне и во сне, как шлагбаум, который, того и гляди, ударит меня по голове". Вероятно, дежурные солдаты стремились как можно быстрее опустить тяжелый шлагбаум, чтобы не пропустить никого недозволенного, что вызывало у путников вполне объяснимую тревогу.
Шлагбаумы у городских застав с неизменной полосатой будкой дежурного можно увидеть на картинах многих русских художников.
На заставе все приезжающие в город записывались в специальную книгу. Поэт князь Вяземский вспоминает анекдот, происшедший с государственным контролером бароном Кампенгаузеном. Одно время проказники сговорились проезжать часто чрез Петербургские заставы и записываться там самыми причудливыми и смешными именами и фамилиями. Один из них вздумал назвать себя Рохусом Пумперникелем – шутом из известной тогда немецкой комедии. Почем было знать офицеру заставы о существовании этой комедии?
Однако на этот именной маскарад обратило внимание начальство. Приказано было задерживать каждого, кто подаст повод к подозрению в подобной шутке. Дня два после такового распоряжения проезжает через заставу Балтазар Балтазарович Кампенгаузен и речисто, во всеуслышание, провозглашает имя и звание свое. "Некстати вздумали вы шутить, — говорит ему караульный, — знаем вашу братью; извольте-ка здесь посидеть, и мы отправим вас к господину коменданту". Так и было сделано. Говорили, что после этого офицера караула перевели в какой-то дальний гарнизон.
А городские заставы исчезли с появлением железных дорог.
audio/mpeg
Четвертого февраля 1720 года Петр I издал указ о сооружении в Петербурге шлагбаумов: "для лучшего порядка к пойманию и пресечению воровских проходов и прочих непотребных людей, сделать по концам улиц шлагбаумы, которые по ночам опускать и иметь при них караулы с ружьем". Ночью через шлагбаумы пропускали только докторов, повитух, священников, посыльных и знатных персон – при условии, что они имели горящий факел, издалека предупреждавший стражу об их появлении. А на окраинах городов появились заставы со шлагбаумами для взимания пошлин, проверки грузов и пассажиров. Слово "застава" сохранилось в названиях некоторых городских площадей и районов. Например, Серпуховская застава в Москве или Нарвская в Санкт-Петербурге.Шлагбаумы стали неизменной частью дорожных впечатлений и упоминаются во многих произведениях. Нередко можно встретить описание процедуры пересечения городской границы: дежурный офицер проверяет и подписывает подорожные документы, и затем отдает "инвалидному солдату" команду открыть шлагбаум: "Подвысь!". Пушкин в стихотворении "Дорожные жалобы" пишет: "Иль мне в лоб шлагбаум влепит // Непроворный инвалид". О том же пишет и Лажечников в "Ледяном доме": "Он грезится мне и во сне, как шлагбаум, который, того и гляди, ударит меня по голове". Вероятно, дежурные солдаты стремились как можно быстрее опустить тяжелый шлагбаум, чтобы не пропустить никого недозволенного, что вызывало у путников вполне объяснимую тревогу.Шлагбаумы у городских застав с неизменной полосатой будкой дежурного можно увидеть на картинах многих русских художников.На заставе все приезжающие в город записывались в специальную книгу. Поэт князь Вяземский вспоминает анекдот, происшедший с государственным контролером бароном Кампенгаузеном. Одно время проказники сговорились проезжать часто чрез Петербургские заставы и записываться там самыми причудливыми и смешными именами и фамилиями. Один из них вздумал назвать себя Рохусом Пумперникелем – шутом из известной тогда немецкой комедии. Почем было знать офицеру заставы о существовании этой комедии?Однако на этот именной маскарад обратило внимание начальство. Приказано было задерживать каждого, кто подаст повод к подозрению в подобной шутке. Дня два после такового распоряжения проезжает через заставу Балтазар Балтазарович Кампенгаузен и речисто, во всеуслышание, провозглашает имя и звание свое. "Некстати вздумали вы шутить, — говорит ему караульный, — знаем вашу братью; извольте-ка здесь посидеть, и мы отправим вас к господину коменданту". Так и было сделано. Говорили, что после этого офицера караула перевели в какой-то дальний гарнизон. А городские заставы исчезли с появлением железных дорог.
Радио Спутник
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
2024
Радио Спутник
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Новости
ru-RU
https://radiosputnik.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
Радио Спутник
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
https://cdn.radiosputnik.ru/images/07e8/02/04/1925277301_126:0:910:588_1920x0_80_0_0_949c11349cd7d17f4518f4071878775b.jpgРадио Спутник
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Радио Спутник
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
в эфире, подкасты – радио sputnik, аудио
В эфире, Подкасты – Радио Sputnik, Узнать за 90 секунд
Четвертого февраля 1720 года Петр I издал указ о сооружении в Петербурге шлагбаумов: "для лучшего порядка к пойманию и пресечению воровских проходов и прочих непотребных людей, сделать по концам улиц шлагбаумы, которые по ночам опускать и иметь при них караулы с ружьем".
Ночью через шлагбаумы пропускали только докторов, повитух, священников, посыльных и знатных персон – при условии, что они имели горящий факел, издалека предупреждавший стражу об их появлении.
А на окраинах городов появились заставы со шлагбаумами для взимания пошлин, проверки грузов и пассажиров. Слово "застава" сохранилось в названиях некоторых городских площадей и районов. Например, Серпуховская застава в Москве или Нарвская в Санкт-Петербурге.
Шлагбаумы стали неизменной частью дорожных впечатлений и упоминаются во многих произведениях. Нередко можно встретить описание процедуры пересечения городской границы: дежурный офицер проверяет и подписывает подорожные документы, и затем отдает "инвалидному солдату" команду открыть шлагбаум: "Подвысь!".
Пушкин в стихотворении "Дорожные жалобы" пишет: "Иль мне в лоб шлагбаум влепит // Непроворный инвалид". О том же пишет и Лажечников в "Ледяном доме": "Он грезится мне и во сне, как шлагбаум, который, того и гляди, ударит меня по голове". Вероятно, дежурные солдаты стремились как можно быстрее опустить тяжелый шлагбаум, чтобы не пропустить никого недозволенного, что вызывало у путников вполне объяснимую тревогу.
Шлагбаумы у городских застав с неизменной полосатой будкой дежурного можно увидеть на картинах многих русских художников.
На заставе все приезжающие в город записывались в специальную книгу. Поэт князь Вяземский вспоминает анекдот, происшедший с государственным контролером бароном Кампенгаузеном. Одно время проказники сговорились проезжать часто чрез Петербургские заставы и записываться там самыми причудливыми и смешными именами и фамилиями. Один из них вздумал назвать себя Рохусом Пумперникелем – шутом из известной тогда немецкой комедии. Почем было знать офицеру заставы о существовании этой комедии?
Однако на этот именной маскарад обратило внимание начальство. Приказано было задерживать каждого, кто подаст повод к подозрению в подобной шутке. Дня два после такового распоряжения проезжает через заставу Балтазар Балтазарович Кампенгаузен и речисто, во всеуслышание, провозглашает имя и звание свое. "Некстати вздумали вы шутить, — говорит ему караульный, — знаем вашу братью; извольте-ка здесь посидеть, и мы отправим вас к господину коменданту". Так и было сделано. Говорили, что после этого офицера караула перевели в какой-то дальний гарнизон.
А городские заставы исчезли с появлением железных дорог.