https://radiosputnik.ru/20230410/voyna-i-mir-1862904983.html
Почему ветераны Отечественной войны критиковали роман "Война и мир"?
Почему ветераны Отечественной войны критиковали роман "Война и мир"?
Почему ветераны Отечественной войны критиковали роман "Война и мир"?
Радио Sputnik, 10.04.2023
2023-04-10T07:00
2023-04-10T07:00
2023-04-10T07:00
сказано в эфире
лев толстой (писатель)
война и мир
история
сергей бондарчук
россия
https://cdn.radiosputnik.ru/images/07e6/02/15/1774046273_0:0:2952:1660_1920x0_80_0_0_46822245ed7f3f5a757898fcc5c5acc6.jpg
Больше всего ветераны критиковали идeю o тoм, чтo cпocoбнocти пoлкoвoдцeв нe игрaли никакой рoли, a вcе зaвиceлo oт мaлeньких людeй. Миниcтр прocвeщeния Нoрoв, участник войны, говорил, что пoпытки Толcтого рaccуждaть o cтрaтeгии лишь ввoдят в зaблуждeниe.В этот день, ... лет назадДесятого апреля 1753 года родился князь Николай Сергеевич Волконский, генерал от инфантерии, дед Льва Толстого. Внук в романе "Война и мир" вывел деда в лице старого князя Болконского. Он владел имением Ясная Поляна, которое в качестве приданого перешло к единственной дочери Марии, когда она вышла замуж за графа Николая Ильича Толстого. Они и стали родителями писателя.Когда у Льва Николаевича спрашивали о прототипе старого князя Болконского, он говорил, что "взяв наудачу самые знакомые русскому уху фамилии и переменив в них некоторые буквы", он стремился только, чтобы они звучали "чем-то знакомым и естественным в русском аристократическом кругу". Но писатель здесь несколько лукавит: он точно знал, кто был прообразом старого князя – в рукописи Толстой часто писал фамилию "Волконский", которую потом исправлял на "Болконский".А прототипом Пьера Безухова считается поэт князь Петр Андреевич Вяземский. Он участвовал в Отечественной войне и написал статью "Воспоминания о 1812 годе", в которой подверг резкой критике роман Льва Толстого "Война и мир":"...в каком виде представлен император Александр в те дни, когда он появился среди народа своего и вызывал его ополчиться на смертную борьбу с могущественным и счастливым неприятелем? Автор выводит его перед народом – глазам своим не веришь, читая это, – с "бисквитом, который он доедал". "Обломок бисквита, довольно большой, который держал государь в руке, отломившись, упал на землю. Кучер в поддевке (заметьте, какая точность во всех подробностях) поднял его. Толпа бросилась к кучеру отбивать у него бисквит. Государь подметил это и (вероятно, желая позабавиться?) велел подать себе тарелку с бисквитами и стал кидать их с балкона…Если отнести эту сцену к истории, то можно сказать утвердительно, что это басня; если отнести ее к вымыслам, то можно сказать, что тут еще более исторической неверности и несообразности.Этот рассказ изобличает совершенное незнание личности Александра I. Он... скорее бросился бы в воду, нежели бы решился показаться пред народом, и еще в такие торжественные и знаменательные дни, доедающим бисквит. Мало того: он еще забавляется киданьем с балкона Кремлевского дворца бисквитов в народ – точь-в-точь как в праздничный день старосветский помещик кидает на драку пряники деревенским мальчишкам! Это опять карикатура, во всяком случае совершенно неуместная и несогласная с истиной".Салтыков-Щедрин отозвался о романе еще резче: "Эти военные сцены – одна ложь и суета. Багратион и Кутузов – кукольные генералы. А вообще, — болтовня нянюшек и мамушек. А вот наше так называемое "высшее общество" граф лихо прохватил".Критик П.В. Анненков верно подметил: "Князь Андрей Болконский вносит в свою критику текущих дел и вообще в свои воззрения на современников идеи и представления, составившиеся об них в наше время. Он имеет дар предвидения, дошедший к нему, как наследство, без труда, и способность стоять выше своего века, полученную весьма дешево. Он думает и судит разумно, но не разумом своей эпохи, а другим, позднейшим, который ему открыт благожелательным автором".Иван Сергеевич Тургенев тоже ругал "Войну и мир": "Почему он старается уверить читателя, что коли женщина умна и развита, то непременно фразерка и лгунья? Как это он упустил из виду декабристский элемент, который такую роль играл в 20-х годах, – и почему все порядочные люди у него какие-то чурбаны – с малой толикой юродства?"Миниcтр прocвeщeния Aврaaм Нoрoв нaпиcaл книгу "Вoйнa и мир 1805–1812 c иcтoричecкoй тoчки зрeния и пo вocпoминaниям coврeмeнникa". Пo eгo мнeнию, вce пoпытки Тoлcтoгo дaвaть oпиcaния вoeнных дeйcтвий, рaccуждaть o cтрaтeгии, oпиcывaть диcпoзиции и дaжe риcoвaть плaны лишь ввoдят читaтeлeй в зaблуждeниe. Caм Нoрoв, кстати, был учacтникoм Бoрoдинcкoгo cрaжeния, потерял левую ногу.А больше всего ветераны критиковали генеральную идeю Тoлcтoгo o тoм, чтo cпocoбнocти и энергия пoлкoвoдцeв нe игрaли никакой существенной рoли, a вcе зaвиceлo oт cлучaя и гeрoизмa мaлeньких людeй.И, конечно же, от ветеранов и очевидцев тех событий не ускользнуло частое искажение (или незнание) исторических реалий в романе "Война и мир". Действие его начинается в 1805 году. Война третьей коалиции. Толстой пишет: "Полковой командир был пожилой, сангвинический, с седеющими бровями и бакенбардами генерал, плотный и широкий больше от груди к спине, чем от одного плеча к другому. На нем был новый, с иголочки, со слежавшимися складками, мундир и густые золотые эполеты, которые как будто не книзу, а кверху поднимали его тучные плечи". В описании явная ошибка: эполеты будут введены только в 1807 году.Aнaтoль Курaгин появляется в театре вo врeмя прeдcтaвлeния: "Несмотря на то, что действие шло, он, не торопясь, слегка побрякивая шпорами и саблей, плавно и высоко неся свою надушенную красивую голову, шел по наклонному ковру коридора". Но военные нe нocили oружиe и шпoры в тeaтрe или на балах, парадных обедах и пр. (чаще всего надевали туфли и чулки).Или Лев Толстой, описывая бал "31-го декабря, накануне нового 1810 года", поминает полицейских и жандармов. Однако, собственно, жандармские дивизионы был образованы только 1 февраля 1817 года. А в 1810 году речь могла идти лишь о полицейской драгунской команде.И еще про первый бал Наташи Ростовой."– Позвольте вас познакомить с моей дочерью, – сказала графиня, краснея.– Я имею удовольствие быть знакомым, ежели графиня помнит меня, – сказал князь Андрей с учтивым и низким поклоном, ... подходя к Наташе и занося руку, чтоб обнять ее талию еще прежде, чем он договорил приглашение на танец. Он предложил ей тур вальса...Наташа танцевала превосходно. Ножки ее в бальных атласных башмачках быстро, легко и независимо от нее делали свое дело, а лицо ее сияло восторгом счастия".И как это красиво показано в фильме Сергея Бондарчука! Для большой любви трудно себе представить более романтическое начало!В те времена вальс был уже популярен, однако считался несколько вульгарным (деревенский танец!), поэтому чаще на великосветских балах танцевали менуэт, экосез, котильон, полонез. Но Лев Толстой и тут пренебрег историческими реалиями. Дело все в том, что еще Павел I запретил танцевать вальс на придворных балах. Да и его супруга, императрица Мария Федоровна, тоже не любила этот танец. И их сын Александр I фактически исключил вальс из великосветского бального регламента. Поэтому Андрей Болконский и Наташа Ростова никак не могли танцевать вальс – на балу же присутствовал сам государь!Или – граф М.А. Милорадович у Толстого усатый. Однако в те времена усы носила только кавалерия. Пехотные генералы и офицеры обзавелись растительностью под носом только при Николае I.Говоря об Аракчееве, Толстой пишет о тупых глазах. Хотя Аракчеев – сильный, умный, бескорыстный человек. Именно он полностью преобразовал артиллерию, которая стала лучшей в тогдашней Европе.Этот список неточностей, несуразностей и намеренных искажений можно еще продолжить. Можно сказать: это все-таки литературное произведение, а не историческая монография. Да в том-то и дело, что у нас еще с дореволюционных времен стало внушаться, что историю, например, николаевской России вполне можно изучать по Гоголю, а Отечественную войну по Толстому. И что в итоге? Кривое зеркало в комнате смеха. Это подметил еще В.В. Набоков. Он справедливо говорил, что гоголевские герои лишь по воле случая оказались русскими помещиками и чиновниками. Социальная среда, в которой они действуют, воображаемая. Искать в "Мертвых душах" подлинную русскую действительность так же бесполезно, как и представлять себе Данию на основе частного происшествия в семействе Гамлета.Автор Владимир Бычков, радио SputnikТакого Telegram-канала, как у нас, нет ни у кого. Он для тех, кто хочет делать выводы сам.
https://radiosputnik.ru/20221219/rumyantsev-zadunayskiy-1838607870.html
https://radiosputnik.ru/20230210/generaly-1850332449.html
https://radiosputnik.ru/20220710/bagration-1800714599.html
https://radiosputnik.ru/20220913/napoleon-1816211963.html
https://radiosputnik.ru/20230223/tolstoy-1853161702.html
россия
Радио Спутник
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
2023
Владимир Бычков
https://cdn.radiosputnik.ru/images/147864/47/1478644726_749:0:3743:2994_100x100_80_0_0_905ee0b9ba84015abc1396146c74b9f7.jpg
Владимир Бычков
https://cdn.radiosputnik.ru/images/147864/47/1478644726_749:0:3743:2994_100x100_80_0_0_905ee0b9ba84015abc1396146c74b9f7.jpg
Новости
ru-RU
https://radiosputnik.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
Радио Спутник
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
https://cdn.radiosputnik.ru/images/07e6/02/15/1774046273_0:0:2214:1660_1920x0_80_0_0_583fd8222b3504cef2c4f617ccdc9e5a.jpgРадио Спутник
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Владимир Бычков
https://cdn.radiosputnik.ru/images/147864/47/1478644726_749:0:3743:2994_100x100_80_0_0_905ee0b9ba84015abc1396146c74b9f7.jpg
лев толстой (писатель), война и мир, история, сергей бондарчук, россия
Сказано в эфире, Лев Толстой (писатель), Война и мир, история, Сергей Бондарчук, Россия
Больше всего ветераны критиковали идeю o тoм, чтo cпocoбнocти пoлкoвoдцeв нe игрaли никакой рoли, a вcе зaвиceлo oт мaлeньких людeй. Миниcтр прocвeщeния Нoрoв, участник войны, говорил, что пoпытки Толcтого рaccуждaть o cтрaтeгии лишь ввoдят в зaблуждeниe.
В этот день, ... лет назад
Десятого апреля 1753 года родился князь Николай Сергеевич Волконский, генерал от инфантерии, дед Льва Толстого. Внук в романе "Война и мир" вывел деда в лице старого князя Болконского. Он владел имением Ясная Поляна, которое в качестве приданого перешло к единственной дочери Марии, когда она вышла замуж за графа Николая Ильича Толстого. Они и стали родителями писателя.
Когда у Льва Николаевича спрашивали о прототипе старого князя Болконского, он говорил, что "взяв наудачу самые знакомые русскому уху фамилии и переменив в них некоторые буквы", он стремился только, чтобы они звучали "чем-то знакомым и естественным в русском аристократическом кругу". Но писатель здесь несколько лукавит: он точно знал, кто был прообразом старого князя – в рукописи Толстой часто писал фамилию "Волконский", которую потом исправлял на "Болконский".
А прототипом Пьера Безухова считается поэт князь Петр Андреевич Вяземский. Он участвовал в Отечественной войне и написал статью "Воспоминания о 1812 годе", в которой подверг резкой критике роман Льва Толстого "Война и мир":
"...в каком виде представлен император Александр в те дни, когда он появился среди народа своего и вызывал его ополчиться на смертную борьбу с могущественным и счастливым неприятелем? Автор выводит его перед народом – глазам своим не веришь, читая это, – с "бисквитом, который он доедал". "Обломок бисквита, довольно большой, который держал государь в руке, отломившись, упал на землю. Кучер в поддевке (заметьте, какая точность во всех подробностях) поднял его. Толпа бросилась к кучеру отбивать у него бисквит. Государь подметил это и (вероятно, желая позабавиться?) велел подать себе тарелку с бисквитами и стал кидать их с балкона…
Если отнести эту сцену к истории, то можно сказать утвердительно, что это басня; если отнести ее к вымыслам, то можно сказать, что тут еще более исторической неверности и несообразности.
Этот рассказ изобличает совершенное незнание личности Александра I. Он... скорее бросился бы в воду, нежели бы решился показаться пред народом, и еще в такие торжественные и знаменательные дни, доедающим бисквит. Мало того: он еще забавляется киданьем с балкона Кремлевского дворца бисквитов в народ – точь-в-точь как в праздничный день старосветский помещик кидает на драку пряники деревенским мальчишкам! Это опять карикатура, во всяком случае совершенно неуместная и несогласная с истиной".
Салтыков-Щедрин отозвался о романе еще резче: "Эти военные сцены – одна ложь и суета. Багратион и Кутузов – кукольные генералы. А вообще, — болтовня нянюшек и мамушек. А вот наше так называемое "высшее общество" граф лихо прохватил".
Критик П.В. Анненков верно подметил: "Князь Андрей Болконский вносит в свою критику текущих дел и вообще в свои воззрения на современников идеи и представления, составившиеся об них в наше время. Он имеет дар предвидения, дошедший к нему, как наследство, без труда, и способность стоять выше своего века, полученную весьма дешево. Он думает и судит разумно, но не разумом своей эпохи, а другим, позднейшим, который ему открыт благожелательным автором".
Иван Сергеевич Тургенев тоже ругал "Войну и мир": "Почему он старается уверить читателя, что коли женщина умна и развита, то непременно фразерка и лгунья? Как это он упустил из виду декабристский элемент, который такую роль играл в 20-х годах, – и почему все порядочные люди у него какие-то чурбаны – с малой толикой юродства?"
Миниcтр прocвeщeния Aврaaм Нoрoв нaпиcaл книгу "Вoйнa и мир 1805–1812 c иcтoричecкoй тoчки зрeния и пo вocпoминaниям coврeмeнникa". Пo eгo мнeнию, вce пoпытки Тoлcтoгo дaвaть oпиcaния вoeнных дeйcтвий, рaccуждaть o cтрaтeгии, oпиcывaть диcпoзиции и дaжe риcoвaть плaны лишь ввoдят читaтeлeй в зaблуждeниe. Caм Нoрoв, кстати, был учacтникoм Бoрoдинcкoгo cрaжeния, потерял левую ногу.
А больше всего ветераны критиковали генеральную идeю Тoлcтoгo o тoм, чтo cпocoбнocти и энергия пoлкoвoдцeв нe игрaли никакой существенной рoли, a вcе зaвиceлo oт cлучaя и гeрoизмa мaлeньких людeй.
И, конечно же, от ветеранов и очевидцев тех событий не ускользнуло частое искажение (или незнание) исторических реалий в романе "Война и мир". Действие его начинается в 1805 году. Война третьей коалиции. Толстой пишет: "Полковой командир был пожилой, сангвинический, с седеющими бровями и бакенбардами генерал, плотный и широкий больше от груди к спине, чем от одного плеча к другому. На нем был новый, с иголочки, со слежавшимися складками, мундир и густые золотые эполеты, которые как будто не книзу, а кверху поднимали его тучные плечи". В описании явная ошибка: эполеты будут введены только в 1807 году.
Aнaтoль Курaгин появляется в театре вo врeмя прeдcтaвлeния: "Несмотря на то, что действие шло, он, не торопясь, слегка побрякивая шпорами и саблей, плавно и высоко неся свою надушенную красивую голову, шел по наклонному ковру коридора". Но военные нe нocили oружиe и шпoры в тeaтрe или на балах, парадных обедах и пр. (чаще всего надевали туфли и чулки).
Или Лев Толстой, описывая бал "31-го декабря, накануне нового 1810 года", поминает полицейских и жандармов. Однако, собственно, жандармские дивизионы был образованы только 1 февраля 1817 года. А в 1810 году речь могла идти лишь о полицейской драгунской команде.
И еще про первый бал Наташи Ростовой.
"– Позвольте вас познакомить с моей дочерью, – сказала графиня, краснея.
– Я имею удовольствие быть знакомым, ежели графиня помнит меня, – сказал князь Андрей с учтивым и низким поклоном, ... подходя к Наташе и занося руку, чтоб обнять ее талию еще прежде, чем он договорил приглашение на танец. Он предложил ей тур вальса...
Наташа танцевала превосходно. Ножки ее в бальных атласных башмачках быстро, легко и независимо от нее делали свое дело, а лицо ее сияло восторгом счастия".
И как это красиво показано в фильме Сергея Бондарчука! Для большой любви трудно себе представить более романтическое начало!
В те времена вальс был уже популярен, однако считался несколько вульгарным (деревенский танец!), поэтому чаще на великосветских балах танцевали менуэт, экосез, котильон, полонез. Но Лев Толстой и тут пренебрег историческими реалиями. Дело все в том, что еще Павел I запретил танцевать вальс на придворных балах. Да и его супруга, императрица Мария Федоровна, тоже не любила этот танец. И их сын Александр I фактически исключил вальс из великосветского бального регламента. Поэтому Андрей Болконский и Наташа Ростова никак не могли танцевать вальс – на балу же присутствовал сам государь!
Или – граф М.А. Милорадович у Толстого усатый. Однако в те времена усы носила только кавалерия. Пехотные генералы и офицеры обзавелись растительностью под носом только при Николае I.
Говоря об Аракчееве, Толстой пишет о тупых глазах. Хотя Аракчеев – сильный, умный, бескорыстный человек. Именно он полностью преобразовал артиллерию, которая стала лучшей в тогдашней Европе.
Этот список неточностей, несуразностей и намеренных искажений можно еще продолжить. Можно сказать: это все-таки литературное произведение, а не историческая монография. Да в том-то и дело, что у нас еще с дореволюционных времен стало внушаться, что историю, например, николаевской России вполне можно изучать по Гоголю, а Отечественную войну по Толстому. И что в итоге? Кривое зеркало в комнате смеха. Это подметил еще В.В. Набоков. Он справедливо говорил, что гоголевские герои лишь по воле случая оказались русскими помещиками и чиновниками. Социальная среда, в которой они действуют, воображаемая. Искать в "Мертвых душах" подлинную русскую действительность так же бесполезно, как и представлять себе Данию на основе частного происшествия в семействе Гамлета.
Автор Владимир Бычков, радио Sputnik
Такого Telegram-канала, как у нас, нет ни у кого. Он для тех, кто хочет делать выводы сам.