https://radiosputnik.ru/20220804/versal-1806390138.html
Королевский размер. Версальский дворец как предмет зависти
Версальский дворец в Париже (Франция): стиль, описание, история и фото
Королевский размер. Версальский дворец как предмет зависти
Радио Sputnik, 04.08.2022
2022-08-04T07:00
2022-08-04T07:00
2022-08-04T07:00
сказано в эфире
петр i
аниш капур
версаль
франция
европа
sncf
подкасты – радио sputnik
https://cdn.radiosputnik.ru/images/07e5/06/01/1735113458_0:277:3072:2005_1920x0_80_0_0_60dddaf8b9602c5a1fa4dc061272b75a.jpg
Архитектура навсегда: есть ли конкуренты у семи чудес света
Из семи чудес света до наших дней сохранились лишь египетские пирамиды. Зато сегодня почти каждая страна или даже организация может выбрать свое чудо света. Это движет культурную жизнь, привлекает туристов, дает возможность увековечить что-то для истории. Но надолго ли? О чудесах света, об их судьбе, которая порой бывает совсем непростой, расскажем в эфире радио Sputnik в годовщину поджога Храма Артемиды.
На связи со студией руководитель Лаборатории музейного проектирования, доктор искусствоведения Алексей Лебедев и член президиума Альянса туристических агентств России Алексан Мкртчян.
Алексей Лебедев: В античные времена была мода составлять списки самого лучшего: книги, философы, архитектура. Так и появились семь чудес света. Само слово "чудо" можно перевести как то, на что интересно поглазеть.
Алексей Лебедев: ЮНЕСКО признали, что новые чудеса света - это дело "вкусовщины", для реального понимания нужно подходить только с научной точки зрения.
Алексан Мкртчян: Судя по туристическим предпочтениям, путешественники едут за впечатлениями и чудесами в Европу.
Алексан Мкртчян: Нужно бороться за то, чтобы большее число культурных объектов попадали под охрану ЮНЕСКО.
audio/mpeg
Влияние окружающей архитектуры на психологию человека
Десятки научных трудов посвящены тому, как на психику человека влияет архитектура строений, окружающих нас в повседневной жизни. Что, выходя из своего жилища на родную улицу, чувствует житель исторических районов Праги, а что - владелец квартиры в спальном районе, застроенном однотипными "зданиями-человейниками"? Действительно ли ежедневный пейзаж из "хрущевок" и "брежневок" способен довести человека до депрессии? В интервью радио Sputnik обсуждаем влияние архитектуры на психологию жителей городов с историком архитектуры Ильей Печенкиным.
audio/mpeg
Версальский дворец, построенный французским королем Людовиком XIV в стиле, получившем впоследствии его имя, – один из ярких примеров символизации. Сегодня невозможно представить поездку во Францию без осмотра этой достопримечательности.Версальский дворецГлавный объект дворцово-паркового комплекса Версаль находится неподалеку от столицы Франции и ежегодно привлекает миллионы туристов. Одни едут туда, чтобы насладиться великолепием регулярного парка, разбитого вокруг бывшей королевской резиденции. Других привлекает архитектура и коллекция предметов искусства, которые хранятся во дворцах. Третьи хотят погрузиться в историю, которая пропитывает здесь каждый камень. Посетитель Версальского дворца получает все и сразу. Ведь это сооружение строилось тремя королями, служило им домом, а для французского государства стало сценой, на которой разворачивались главные события разных эпох.ОсобенностиРоскошь, роскошь и еще раз роскошь. Версальский дворец начали строить по приказу Людовика XIV – "короля-солнце", а скромность явно не входила в число его добродетелей. Едва ли не каждый квадратный метр внутреннего убранства дворца – это само по себе произведение искусства благодаря росписям, лепнине, мебели, зеркалам, картинам, статуям, дорогим материалам и усилиям, которые были затрачены мастерами на строительство. Неудивительно, что дворец стал своего рода эталоном для европейских монархов, которые стремились повторить или превзойти это великолепие у себя.ИсторияИнтересно, что своим появлением Версальский дворец обязан зависти. По одной из версий, это чувство у Людовика XIV вызывала вилла итальянского кардинала Ипполито д'Эсте, построенная в XVI веке неподалеку от Рима по проекту ученика самого Микеланджело Пирро Лигорио. Главной особенностью этой постройки стало ее окружение, а именно – великолепные фонтаны на террасах перед зданием. Воду для этого подвели по специальному туннелю, построенному от протекающей рядом реки. Гравюры с изображением виллы расходились тогда по всей Европе, а изучать творение Лигорио приезжали придворные архитекторы из многих стран. Считается, что именно ему Версаль косвенно обязан своими многочисленными фонтанами.По другой версии, Людовик позавидовал усадьбе Во-ле-Виконт французского казначея Николя Фуке и захотел себе нечто подобное, но гораздо более масштабное. Сановника потом посадили в тюрьму по обвинению в финансовых злоупотреблениях. А из его дворца в Версаль были вывезены лучшие скульптуры и предметы паркового дизайна.Надо понимать, что к тому времени Людовик был уже человеком средних лет, реальная власть ему досталась недавно – после смерти кардинала Мазарини, в молодости королю пришлось изрядно хлебнуть горя, а амбиций было хоть отбавляй. К тому же монарх стремился всячески покровительствовать искусствам, а содержание большого двора из аристократов со всей страны было для него способом их контроля и управления государством: чины и посты доставались только тем, кто находился в Версале. С прежней резиденцией – Лувром – у монарха были нехорошие ассоциации. Парижский дворец вызывал тревогу в связи с недавними волнениями Фронды, когда в столице происходили стычки и строились баррикады. Так почему бы не сменить обстановку, тем более, если средства позволяют?Для этого и было выбрано местечко Версаль, где любил охотиться отец нашего героя – Людовик XIII. Сначала там был совсем небольшой замок, потом его перестроили в загородный дворец побольше. А в 1661 году началась новая эпоха, когда началось возведение новой резиденции.В 1682 году туда переезжает монаршая семья со свитой, и Версаль становится центром жизни королевства, полной балов, маскарадов, театральных постановок, охот, пиров и других всевозможных увеселений. Здесь Людовик XIV проживет больше 30 лет и встретит свою смерть. После нее на некоторое время двор перебирается в Париж, а в Версале, точнее в одном из дворцов комплекса – Трианоне, селят дорогих гостей. Известно, что в 1717 году там бывал, например, Петр I.В 1722 году все вернется на круги своя, и Версаль останется домом королей до самой революции. Она не могла не сказаться на дворце – здания сохраняются нетронутыми, но большая часть произведений искусства вывозится в Лувр, а мебель продается с молотка. Но это того стоило, ведь именно в Версале в 1789 году Учредительным собранием была провозглашена Декларация прав человека и гражданина, а чуть раньше в знаменитом Зале для игры в мяч депутаты-простолюдины поклялись во что бы то ни стало добиться для Франции закрепленной в виде документа конституции.С приходом к власти Наполеона Версаль начинают приводить в порядок. А после реставрации монархии, при короле Луи-Филиппе в 1837 году комплекс становится музеем. Так "король-гражданин" надеялся сплотить нацию вокруг общего наследия.После Франко-прусской войны в 1871 году в Версале провозглашается Германская империя, а Вильгельм I становится императором. Место было выбрано специально, чтобы насолить французам. Те отыграются через 48 лет, когда по такому же принципу будет выбрано место подписания Версальского договора, зафиксировавшего поражение Германии в Первой мировой войне.Сейчас Версальский дворец – это огромный музей с десятками тысяч произведений искусства, убранством и архитектурой, вызывающими восторг миллионов туристов. А еще – крупнейший парк в Европе и символ всей Франции.СтроительствоПрежде чем развернулось основное строительство, был проделан огромный комплекс земляных работ. Версаль – место болотистое, так что пришлось заниматься осушением и выравниванием ландшафта, рыть искусственные водоемы и прокладывать множество дренажных труб.Основой будущего дворца стал замок Людовика XIII, к этому сооружению начали пристраивать флигели. В 1669 году появились боковые крылья, обрамляющие Мраморный и Королевский дворы. В 1678-м пристраиваются северный и южный флигели, появляется знаменитая Зеркальная галерея, третий – Министерский двор, вокруг разбивается парк. Между 1699 и 1710 годами строится Королевская часовня, а в 1763-70 годах – еще и здание оперы.Всего во дворце более 700 помещений, его площадь превышает 67 квадратных километров.В работах участвовали около 35 тысяч человек, к строительству привлекали солдат и моряков, а для того, чтобы не возникало дефицита рабочей силы, сооружение других объектов в окрестностях попросту запретили.Весь комплекс (вместе с "малыми дворцами" и парком) обошелся в 26 миллионов ливров, это более 250 миллиардов евро по современным меркам. В отдельные периоды на дворец уходило до половины доходов государства. Людовик XIV старался лично контролировать ход работ, даже находясь далеко от Версаля, например, в военных походах.МероприятияПо выходным в Версале проводятся шоу "Музыкальные сады" и "Музыкальные фонтаны", по вечерам последнее проходит с подсветкой и фейерверком.Постоянно проводятся выставки, посвященные разным аспектам жизни короля и двора.Современному искусству тоже отдается дань. Достаточно вспомнить скандальные работы британского художника Аниша Капура, размещенные в Версале в 2015 году (одну из них с легкой руки творца прозвали "вагиной королевы").А еще в Версале делают кино – на территории комплекса было снято больше 200 картин.В Зеркальной галерее периодически устраивают показы ведущие дома моды.АрхитектураАрхитектурный стиль Версальского дворца определяется как "стиль Людовика XIV" или "большой стиль". Его главная особенность – сочетание элементов классицизма и барокко. Первый призван возвеличивать короля, уподобляя его древнеримским императорам и даже богам, а второй – придает формам пышность и грандиозность. Всего этого в Версале в избытке.Особого внимания заслуживает Зеркальная галерея – это главная достопримечательность дворца, в ней проводились самые главные приемы и самые пышные празднества. Длина галереи превышает 70 метров, высота потолка – 12 с половиной метров. Напротив семнадцати огромных окон установлено более 350 зеркал, что создает ощущение бесконечности пространства.Архитектурой Версаля восхищалась вся Европа, последовали многочисленные попытки сделать нечто подобное (среди них, например, Петергоф). Одна из самых масштабных – Мадридский дворец, который по размерам даже превзошел предшественника – 135 тысяч квадратных метров! Правда, закончили эту стройку почти век спустя после того, как Версаль стал королевской резиденцией.Впрочем, раздавались и голоса критиков, которые острили по поводу помпезности французского дворца и "архитектурного культа личности" короля. Английский дипломат Мэтью Прайор написал по поводу этого: "его дом в Версале – самое большое посмешище в мире; он важно шествует на каждом панно и скачет на лошади на каждом потолке над нашими головами".Интересные фактыПервые 100 лет в Версале практически не было "удобств". По одной версии, так произошло из соображений экономии времени и денег, по другой – в этом просто не видели необходимости из-за господствовавших тогда санитарных привычек – все спокойно пользовались ночными вазами. При этом в разное время комплекс был домом для 3000 - 10000 человек.Другой конфуз – расположение кухни и столовой в разных частях дворца. Пришлось строить дополнительную кухню рядом с покоями короля.В парке Версаля почти полторы тысячи фонтанов, но из-за нехватки воды они никогда не включались все одновременно.Информация для туристовХотите как следует насладиться Версалем со всеми его достопримечательностями – закладывайте не меньше пары дней. Готовьтесь к тому, что посетителей будет не просто много, а очень много, даже с утра пораньше.Кроме Большого дворца на территории комплекса расположены Большой (или Мраморный) Трианон, Малый Трианон и деревня, специально созданная для уединения королевы Марии-Антуанетты, их тоже стоит посмотреть.Как добраться. От парижской станции метро Пон-де-Севр почти к самому комплексу идет автобус №171. Полчаса и вы на месте.Минут 10 до дворца придется прогуляться от станции электричек RER Versailles – Chateau/ Rive – Gauche. Она находится на линии C, соединяющей многие достопримечательности Парижа, ехать не больше 40 минут.С городских вокзалов к Версалю ходят поезда SNCF. С Сен-Лазара нужно доехать до Versailles Rive Droite, с Монпарнаса – до Gare de Versailles Chantiers. С этих станций до комплекса идти около 20 минут.Режим работы. По понедельникам Версаль закрыт. В остальные дни парк открывается в 08:00, а дворец в 09:00. Летом комплекс открыт до 18:30, в зимний период закрывается на час раньше (парк в 18:00).Фонтаны включают только по выходным и то не все сразу.Имейте в виду, что по вторникам не работают многие музеи Парижа, а значит, есть вероятность того, что из столицы туристы кинутся осматривать Версаль и там будет особенно многолюдно.Цены. Стандартный билет стоит 20 евро. Он дает право посещать все дворцы и достопримечательности комплекса. В дни, когда проводятся "Музыкальные фонтаны" и "Музыкальные сады", цена повышается до 27 евро. Сотрудники Версаля проводят многочисленные экскурсии, например, в личных покоях короля и королевы, рассказывают о том, как была устроена кухня дворца. Как правило такие программы стоят дополнительно 10 евро к основному билету. Экскурсии нужно бронировать на сайте музея заранее (иногда сильно заранее – за несколько месяцев).Коротко и по делу. Только отборные цитаты в нашем Телеграм-канале.
https://radiosputnik.ru/20220218/bashnya-1770938007.html
https://radiosputnik.ru/20220225/luvr-1772245115.html
версаль
франция
европа
Радио Спутник
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
2022
Радио Спутник
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Новости
ru-RU
https://radiosputnik.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
Радио Спутник
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
https://cdn.radiosputnik.ru/images/07e5/06/01/1735113458_327:266:2703:2048_1920x0_80_0_0_95810182cbb9f1d703fa44ff56754a19.jpgРадио Спутник
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Радио Спутник
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
петр i, аниш капур, версаль, франция, европа, sncf, подкасты – радио sputnik, архитектура, туризм
Сказано в эфире, Петр I, Аниш Капур, Версаль, Франция, Европа, SNCF, Подкасты – Радио Sputnik, Архитектура, Туризм
Версальский дворец, построенный французским королем Людовиком XIV в стиле, получившем впоследствии его имя, – один из ярких примеров символизации. Сегодня невозможно представить поездку во Францию без осмотра этой достопримечательности.
Главный объект дворцово-паркового комплекса Версаль находится неподалеку от столицы Франции и ежегодно привлекает миллионы туристов. Одни едут туда, чтобы насладиться великолепием регулярного парка, разбитого вокруг бывшей королевской резиденции. Других привлекает архитектура и коллекция предметов искусства, которые хранятся во дворцах. Третьи хотят погрузиться в историю, которая пропитывает здесь каждый камень. Посетитель Версальского дворца получает все и сразу. Ведь это сооружение строилось тремя королями, служило им домом, а для французского государства стало сценой, на которой разворачивались главные события разных эпох.
Роскошь, роскошь и еще раз роскошь. Версальский дворец начали строить по приказу Людовика XIV – "короля-солнце", а скромность явно не входила в число его добродетелей. Едва ли не каждый квадратный метр внутреннего убранства дворца – это само по себе произведение искусства благодаря росписям, лепнине, мебели, зеркалам, картинам, статуям, дорогим материалам и усилиям, которые были затрачены мастерами на строительство. Неудивительно, что дворец стал своего рода эталоном для европейских монархов, которые стремились повторить или превзойти это великолепие у себя.
Интересно, что своим появлением Версальский дворец обязан зависти. По одной из версий, это чувство у Людовика XIV вызывала вилла итальянского кардинала Ипполито д'Эсте, построенная в XVI веке неподалеку от Рима по проекту ученика самого Микеланджело Пирро Лигорио. Главной особенностью этой постройки стало ее окружение, а именно – великолепные фонтаны на террасах перед зданием. Воду для этого подвели по специальному туннелю, построенному от протекающей рядом реки. Гравюры с изображением виллы расходились тогда по всей Европе, а изучать творение Лигорио приезжали придворные архитекторы из многих стран. Считается, что именно ему Версаль косвенно обязан своими многочисленными фонтанами.
По другой версии, Людовик позавидовал усадьбе Во-ле-Виконт французского казначея Николя Фуке и захотел себе нечто подобное, но гораздо более масштабное. Сановника потом посадили в тюрьму по обвинению в финансовых злоупотреблениях. А из его дворца в Версаль были вывезены лучшие скульптуры и предметы паркового дизайна.
Надо понимать, что к тому времени Людовик был уже человеком средних лет, реальная власть ему досталась недавно – после смерти кардинала Мазарини, в молодости королю пришлось изрядно хлебнуть горя, а амбиций было хоть отбавляй. К тому же монарх стремился всячески покровительствовать искусствам, а содержание большого двора из аристократов со всей страны было для него способом их контроля и управления государством: чины и посты доставались только тем, кто находился в Версале. С прежней резиденцией – Лувром – у монарха были нехорошие ассоциации. Парижский дворец вызывал тревогу в связи с недавними волнениями Фронды, когда в столице происходили стычки и строились баррикады. Так почему бы не сменить обстановку, тем более, если средства позволяют?
Для этого и было выбрано местечко Версаль, где любил охотиться отец нашего героя – Людовик XIII. Сначала там был совсем небольшой замок, потом его перестроили в загородный дворец побольше. А в 1661 году началась новая эпоха, когда началось возведение новой резиденции.
В 1682 году туда переезжает монаршая семья со свитой, и Версаль становится центром жизни королевства, полной балов, маскарадов, театральных постановок, охот, пиров и других всевозможных увеселений. Здесь Людовик XIV проживет больше 30 лет и встретит свою смерть. После нее на некоторое время двор перебирается в Париж, а в Версале, точнее в одном из дворцов комплекса – Трианоне, селят дорогих гостей. Известно, что в 1717 году там бывал, например, Петр I.
В 1722 году все вернется на круги своя, и Версаль останется домом королей до самой революции. Она не могла не сказаться на дворце – здания сохраняются нетронутыми, но большая часть произведений искусства вывозится в Лувр, а мебель продается с молотка. Но это того стоило, ведь именно в Версале в 1789 году Учредительным собранием была провозглашена Декларация прав человека и гражданина, а чуть раньше в знаменитом Зале для игры в мяч депутаты-простолюдины поклялись во что бы то ни стало добиться для Франции закрепленной в виде документа конституции.
С приходом к власти Наполеона Версаль начинают приводить в порядок. А после реставрации монархии, при короле Луи-Филиппе в 1837 году комплекс становится музеем. Так "король-гражданин" надеялся сплотить нацию вокруг общего наследия.
После Франко-прусской войны в 1871 году в Версале провозглашается Германская империя, а Вильгельм I становится императором. Место было выбрано специально, чтобы насолить французам. Те отыграются через 48 лет, когда по такому же принципу будет выбрано место подписания Версальского договора, зафиксировавшего поражение Германии в Первой мировой войне.
Сейчас Версальский дворец – это огромный музей с десятками тысяч произведений искусства, убранством и архитектурой, вызывающими восторг миллионов туристов. А еще – крупнейший парк в Европе и символ всей Франции.
Прежде чем развернулось основное строительство, был проделан огромный комплекс земляных работ. Версаль – место болотистое, так что пришлось заниматься осушением и выравниванием ландшафта, рыть искусственные водоемы и прокладывать множество дренажных труб.
Основой будущего дворца стал замок Людовика XIII, к этому сооружению начали пристраивать флигели. В 1669 году появились боковые крылья, обрамляющие Мраморный и Королевский дворы. В 1678-м пристраиваются северный и южный флигели, появляется знаменитая Зеркальная галерея, третий – Министерский двор, вокруг разбивается парк. Между 1699 и 1710 годами строится Королевская часовня, а в 1763-70 годах – еще и здание оперы.
Всего во дворце более 700 помещений, его площадь превышает 67 квадратных километров.
В работах участвовали около 35 тысяч человек, к строительству привлекали солдат и моряков, а для того, чтобы не возникало дефицита рабочей силы, сооружение других объектов в окрестностях попросту запретили.
Весь комплекс (вместе с "малыми дворцами" и парком) обошелся в 26 миллионов ливров, это более 250 миллиардов евро по современным меркам. В отдельные периоды на дворец уходило до половины доходов государства. Людовик XIV старался лично контролировать ход работ, даже находясь далеко от Версаля, например, в военных походах.
По выходным в Версале проводятся шоу "Музыкальные сады" и "Музыкальные фонтаны", по вечерам последнее проходит с подсветкой и фейерверком.
Постоянно проводятся выставки, посвященные разным аспектам жизни короля и двора.
Современному искусству тоже отдается дань. Достаточно вспомнить скандальные работы британского художника Аниша Капура, размещенные в Версале в 2015 году (одну из них с легкой руки творца прозвали "вагиной королевы").
А еще в Версале делают кино – на территории комплекса было снято больше 200 картин.
В Зеркальной галерее периодически устраивают показы ведущие дома моды.
Архитектурный стиль Версальского дворца определяется как "стиль Людовика XIV" или "большой стиль". Его главная особенность – сочетание элементов классицизма и барокко. Первый призван возвеличивать короля, уподобляя его древнеримским императорам и даже богам, а второй – придает формам пышность и грандиозность. Всего этого в Версале в избытке.
Особого внимания заслуживает Зеркальная галерея – это главная достопримечательность дворца, в ней проводились самые главные приемы и самые пышные празднества. Длина галереи превышает 70 метров, высота потолка – 12 с половиной метров. Напротив семнадцати огромных окон установлено более 350 зеркал, что создает ощущение бесконечности пространства.
Архитектурой Версаля восхищалась вся Европа, последовали многочисленные попытки сделать нечто подобное (среди них, например, Петергоф). Одна из самых масштабных – Мадридский дворец, который по размерам даже превзошел предшественника – 135 тысяч квадратных метров! Правда, закончили эту стройку почти век спустя после того, как Версаль стал королевской резиденцией.
Впрочем, раздавались и голоса критиков, которые острили по поводу помпезности французского дворца и "архитектурного культа личности" короля. Английский дипломат Мэтью Прайор написал по поводу этого: "его дом в Версале – самое большое посмешище в мире; он важно шествует на каждом панно и скачет на лошади на каждом потолке над нашими головами".
Первые 100 лет в Версале практически не было "удобств". По одной версии, так произошло из соображений экономии времени и денег, по другой – в этом просто не видели необходимости из-за господствовавших тогда санитарных привычек – все спокойно пользовались ночными вазами. При этом в разное время комплекс был домом для 3000 - 10000 человек.
Другой конфуз – расположение кухни и столовой в разных частях дворца. Пришлось строить дополнительную кухню рядом с покоями короля.
В парке Версаля почти полторы тысячи фонтанов, но из-за нехватки воды они никогда не включались все одновременно.
Хотите как следует насладиться Версалем со всеми его достопримечательностями – закладывайте не меньше пары дней. Готовьтесь к тому, что посетителей будет не просто много, а очень много, даже с утра пораньше.
Кроме Большого дворца на территории комплекса расположены Большой (или Мраморный) Трианон, Малый Трианон и деревня, специально созданная для уединения королевы Марии-Антуанетты, их тоже стоит посмотреть.
Как добраться. От парижской станции метро Пон-де-Севр почти к самому комплексу идет автобус №171. Полчаса и вы на месте.
Минут 10 до дворца придется прогуляться от станции электричек RER Versailles – Chateau/ Rive – Gauche. Она находится на линии C, соединяющей многие достопримечательности Парижа, ехать не больше 40 минут.
С городских вокзалов к Версалю ходят поезда SNCF. С Сен-Лазара нужно доехать до Versailles Rive Droite, с Монпарнаса – до Gare de Versailles Chantiers. С этих станций до комплекса идти около 20 минут.
Режим работы. По понедельникам Версаль закрыт. В остальные дни парк открывается в 08:00, а дворец в 09:00. Летом комплекс открыт до 18:30, в зимний период закрывается на час раньше (парк в 18:00).
Фонтаны включают только по выходным и то не все сразу.
Имейте в виду, что по вторникам не работают многие музеи Парижа, а значит, есть вероятность того, что из столицы туристы кинутся осматривать Версаль и там будет особенно многолюдно.
Цены. Стандартный билет стоит 20 евро. Он дает право посещать все дворцы и достопримечательности комплекса. В дни, когда проводятся "Музыкальные фонтаны" и "Музыкальные сады", цена повышается до 27 евро. Сотрудники Версаля проводят многочисленные экскурсии, например, в личных покоях короля и королевы, рассказывают о том, как была устроена кухня дворца. Как правило такие программы стоят дополнительно 10 евро к основному билету. Экскурсии нужно бронировать на сайте музея заранее (иногда сильно заранее – за несколько месяцев).
Коротко и по делу. Только отборные цитаты в нашем Телеграм-канале.