Рейтинг@Mail.ru
Из Туркменистана в Россию: как через музыку мы познаем страны и народы - Радио Sputnik, 26.07.2022
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
00:00
01:00
02:00
03:00
04:00
05:00
06:00
07:00
08:00
09:00
10:00
11:00
12:00
13:00
14:00
15:00
16:00
17:00
18:00
19:00
20:00
21:00
22:00
23:00
00:00
01:00
02:00
03:00
04:00
05:00
06:00
07:00
08:00
09:00
10:00
11:00
12:00
13:00
14:00
15:00
16:00
17:00
18:00
19:00
20:00
21:00
22:00
23:00
Новости
00:00
4 мин
Новости
01:00
4 мин
Новости
02:00
4 мин
Новости
03:00
4 мин
Новости
04:00
4 мин
Новости
05:00
4 мин
Новости
06:00
4 мин
Новости
07:00
4 мин
Новости
07:30
3 мин
Новости
08:00
4 мин
Новости
08:30
3 мин
Новости
09:00
4 мин
Новости
09:30
3 мин
Новости
10:00
4 мин
Новости
11:00
4 мин
Новости
11:30
3 мин
Новости
12:00
4 мин
Новости
12:30
3 мин
Новости
13:00
4 мин
Новости
13:30
3 мин
Новости
14:00
4 мин
Новости
14:30
3 мин
Новости
15:00
4 мин
Новости
15:30
3 мин
Новости
16:00
4 мин
Новости
16:30
3 мин
Новости
17:00
4 мин
Новости
17:30
3 мин
Новости
18:00
4 мин
Новости
18:30
3 мин
Новости
19:00
4 мин
Новости
19:30
3 мин
Новости
20:00
4 мин
Новости
20:30
3 мин
Новости
21:00
4 мин
Новости
21:30
3 мин
Новости
22:00
4 мин
Новости
22:30
3 мин
Новости
23:00
4 мин
Новости
23:30
3 мин
Новости
00:00
4 мин
Новости
01:00
4 мин
Новости
02:00
4 мин
Новости
03:00
4 мин
Новости
04:00
4 мин
Новости
05:00
4 мин
Новости
06:00
4 мин
Новости
07:00
4 мин
Новости
07:30
3 мин
Новости
08:00
4 мин
Новости
08:30
3 мин
Новости
09:00
4 мин
Новости
09:30
3 мин
Новости
10:00
4 мин
Новости
11:00
4 мин
Новости
11:30
3 мин
Новости
12:00
4 мин
Новости
12:30
3 мин
Новости
13:00
4 мин
Новости
13:30
3 мин
Новости
14:00
4 мин
Новости
14:30
3 мин
Новости
15:00
4 мин
Новости
15:30
3 мин
Новости
16:00
4 мин
Новости
16:30
3 мин
Новости
17:00
4 мин
Новости
17:30
3 мин
Новости
18:00
4 мин
Новости
19:00
4 мин
Новости
20:00
4 мин
Новости
20:30
3 мин
Новости
21:00
4 мин
Новости
21:30
3 мин
Новости
22:00
4 мин
Новости
22:30
3 мин
Новости
23:00
4 мин
Прямой эфир
Столтенберг уходит в отставку?
23:17
12 мин
Новости
Главные темы часа
23:30
3 мин
На мушке
Алексей Бахирев. Ранение из гранатомета и биомеханический протез
23:33
24 мин
День в истории
Георгий Шпагин – создатель ППШ
23:58
1 мин
ВчераСегодня
К эфиру
Москва 91,2 FM
Москва 91,2 FM
Санкт-Петербург 91,5 FM
Волгоград 101,1 FM
Казань 105,8 FM
Калининград 87,7 FM
Киров 101,0 FM
Пермь 91,2 FM
Псков 102,6 FM
Самара 99,1 FM
Саратов 105,8 FM
Севастополь 105,6 FM
Симферополь 102,3 FM
Улан-Удэ 102,8 FM
Уфа 91,1 FM
Херсон 88,1 FM
Челябинск 99,5 FM
Якутск 103,6 FM
Интервью

Из Туркменистана в Россию: как через музыку мы познаем страны и народы

Из Туркменистана в Россию: как через музыку мы познаем страны и народы
26 июля 2022, 14:36
Читать в
Не первый год в Москве проходит фестиваль классический туркменской музыки "Звуки дутара". Его неизменный арт-директор – туркменский композитор Мамед Гусейнов, живущий в Москве. Сегодня в рамках нашего цикла "Ритмы Евразии" с Мамедом Гусейновым беседует обозреватель радио Sputnik Рустем Сафронов.
– Мамед, расскажите, пожалуйста, что за феномен – музыка Средней Азии, музыка Туркмении? Жители России не так много об этом знают.
– Музыка Туркменистана уникальна. Это подтвердили русские музыковеды, ученые – Виктор Успенский и Виктор Беляев, еще в начале 20 века. Они провели этнографическую экспедицию в двадцатые годы прошлого века и написали труд, который так и назывался "Туркменская музыка". Он произвел эффект "бомбы". Было найдено много подтверждений, что эта музыка уходит вглубь веков. Она, в отличие от других соседних стран Средней Азии, сохранилась в первозданном виде.
Произошло это, в первую очередь, из-за того, что туркмены жили обособленно не только по отношению к своим соседям, но даже по отношению к своим племенам. Каждое племя сохраняло свои орнаменты, например, в коврах, украшениях. Также и в музыке. Поэтому, когда начали исследовать, оказалось, что музыка уходит очень далеко в глубокую древность. Эта музыка практически не эволюционировала, по сравнению с другими народами. Туркменская музыка первозданна.
В чем заключается ее особенность и уникальность?
– В первую очередь это настройка инструментов. Она так и осталась по пифагорейской системе. Музыканты поймут. Но тому, кто музыкой не владеет – сложно объяснить. Это древний способ, настолько, что в книге музыковедов написано "слушая дутар, мы можем представить, как звучала древнегреческая музыка".
Дутар – струнный щипковый музыкальный инструмент. Конструкция имеет длинную шейку, чем-то напоминает лютни. По одной версии – персидский, но по другой – изначально это туркменский музыкальный инструмент.Дутар всегда использовали туркменские сказители, бахши. Бахши – народный певец, исполнитель фольклора у тюркских народов Средней Азии, обычно выступает на праздниках. Но первоначально их называли "маг", "колдун". Они лечили, знали заклинания, могли "руководить" стихией, вызывать дождь. Магическая атрибутика вытеснилась с приходом ислама.
У бахши осталась только музыка. Хотя название продолжало вбирать в себя понятия: "сказитель", "волшебник", "маг", "врач". В некоторых туркменских фильмах я видел, например, сцену, где болеет ребенок, и приглашают бахши, чтобы он поиграл, и ребенку становится легче. Не знаю, практикуется это до сих пор или нет, но вот в кинематографе это еще присутствует.
– Когда я жил в Туркменистане, по радио часто передавали выступления бахши. Я не очень понимал эту музыку. Но вот я как-то был в поездке и вечером мне предложили за пределами поселения, в пустыне, под звездным небом, возле костра послушать бахши. И это было совершенно другое мистическое восприятие. Ты слушаешь это пение и соединяешься с космосом и всей окружающей средой. Тогда возникло это ощущение первозданности.
– Еще Марко Поло в своих рассказах о путешествиях описывал, какое было отношение к бахши в Средней Азии. Их можно сравнить с философами в Древней Греции. Философы влияли на общественное мнение. Так же, как и бахши. Они, выступая, могли и сатиру спеть на какого-нибудь хана. Это сразу меняло настрой в обществе. Поэтому их подкупали, их боялись, их уважали.
Или вот француз Блоквиль, который был в плену в Туркменистане. Анри Гулибеф де Блоквиль – капрал французской армии, художник и топограф, участвовавший в военной экспедиции персов в Мургабский оазис. В 1861 году он попал в плен к туркменам. К нему относились дружелюбно, и Блоквиль освоил туркменский язык, нравы, обычаи, проникся искренней симпатией к сельчанам. По возвращении домой Блоквиль опубликовал свой дневник, который он аккуратно вел в плену, под названием "14 месяцев в плену у туркмен".
Там он тоже написал о том, как встречают бахши. Если он приезжает, все бросают свои дела, и зимой, и летом, все слушают. Наверное, в то время это заменяло кинематограф. Они же пели легенды! Кстати, вся наша туркменская литература, тот же Махтумкули, она вся записана со слов бахши. Махтумкули – туркменский поэт, философ, классик туркменской литературы. Жил в середине 18 века.
Бахши легенды хранили, передавали из уст в уста. Было много направлений, локальных школ. И когда в 20 веке началось создание туркменской литературы, все эпосы, вся поэзия записывалась со слов бахши. Потом уже началась работа лингвистов, филологов, которые "чистили" тексты.
– Интересно, что, несмотря на появление самых разных музыкальных течений, тяга к прослушиванию выступлений бахши остается неизменной у самых разных поколений. Чем бы вы объяснили такую устойчивость этой традиции?
– Да, у нас, в Туркмении это все живо. На те же свадьбы приглашают бахши. Это потому что живая традиция. Если сравнить с Россией, когда царь Алексей Тишайший уничтожил скоморошество на Руси, Андреев создавал заново балалайки и домры. Это уже была немножко искусственная традиция. Потому что нужно было искусственно создать то, чего нет.
Сама народная музыка была, народные песни были, их в деревнях пели. Но народных инструментов не было. Хотя это воссоздали, все равно балалайка сегодня – это филармонический инструмент. На ней играют разные произведения, того же Паганини.
А вот дутар не прерывал своей живой традиции. Опять же у нас до 30-х годов 20 века не было никаких учебных заведений. Ни консерваторий, ни музыкальных училищ. Все музыкальные навыки передавались в наставнической традиции.
В наставничестве тоже было много традиций. Как отбирали детей, какие были правила, самой главной задачей было вырастить не хорошего музыканта, а хорошего человека. Ученики – в 12 лет их забирали из семей – жили у наставника. Были подмастерьями у хорошего бахши, ездили везде с ним. Все умения передавались без нот.
– Успенский писал, что это была очень сложная структура.
– Да, Успенский потом переложил музыку на ноты, и это дало вторую волну интереса в туркменской культуре. Первая волна была в начале 19-го века. Был такой Иван Добровольский, который выпускал азиатский музыкальный журнал. О разных народах, в том числе о туркменах. Это дало такой всплеск интереса.
Михаил Иванович Глинка использовал в своей опере "Руслан и Людмила" мелодию туркменской народной песни "Гранатовое дерево". Композитор Александр Бородин написал симфоническую картину Средней Азии. Также в "Половецких плясках" в опере "Князь Игорь" Бородин использовал туркменские и другие среднеазиатские мелодии. У Петра Ильича Чайковского есть балет "Щелкунчик", в нем танец "Кофе" или арабский танец, где использована мелодия бибиджан.
А в 20-м веке, благодаря Успенскому-Беляеву, многие композиторы обратились к этим записям. Борис Шехтер создал симфоническую картину Туркмении. Ипполитов-Иванов создал "В степях Туркестана". Многие другие создавали свою академическую музыку на базе национальной туркменской.
– Где Вы учились?
– Я учился в России. Несколько мастер-классов я брал у Реджепа Аллаярова, дружил с несколькими туркменскими композиторами – нашими корифеями. На фестивале пропагандирую их музыку.
В советское время была очень интересная тенденция, когда проводили декады национальных культур. Мы общались, играли разные мелодии, знали разных композиторов, и азербайджанских, и белорусских, и украинских. Было единое культурное пространство.
Когда я в 2002 году приехал учиться в Россию, в Санкт-Петербург, поступил в музыкальное училище, то увидел, что уже нет знаний о национальной музыке. Уже выросло поколение, которое эту музыку не изучало в школах. И она уже практически не звучит ни по радио, ни по телевидению.
В самих учебных программах исключили изучение национальных композиторов не только бывших республик СССР, но и народов России. Мы не знаем, например, татарских, башкирских композиторов. Поэтому мы и проводим наш фестиваль.
– То, что Вы являетесь арт-директором фестиваля "Звуки дутара", это подвижническая деятельность или коммерческая?
– У кого-то из великих есть фраза – начинай делать то, о чем мечтаешь, и увидишь, что наступают чудеса. Я как пианист выступал и в России, и в других странах. Всегда включал в свою программу произведения Халмамедова, свои национальные произведения. Это вызывало огромный интерес, особенно в Европе. У публики тенденция к тому, чтобы услышать что-то новое на концертах. Считается, что в каждой программе должна быть музыка нового композитора.
Это вызывало интерес даже среди моих друзей музыкантов. Они даже просили ноты. И вот таким образом мы создали такой фестиваль туркменской музыки имени Нуры Халмамедова. Назвали "Звуки дутара". Это фортепианное произведение Халмамедова, в котором он соединил традиции Востока и Запада. Написано в ладовой системе дутара и такое ощущение, будто бы звучит дутар.
Первый фестиваль у нас прошел как чисто туркменская музыка. Но потом мы поняли, что в фестивале нуждаются композиторы народов России. И мы подвели концепцию под фестиваль, и это теперь фестиваль национальной академической музыки. Мы пропагандируем национальных композиторов.
– С какого года существует ваш фестиваль?
– С 2015 года. Уже прошло шесть фестивалей. Был перерыв из-за пандемии. За эти годы у нас выступило около шестисот музыкантов. Хоровые коллективы, балеты – хореографические номера. Огромный перечень стран: Армения, Азербайджан, Иран, Турция, Словения, США, Япония. Естественно, мы начали сотрудничать и с японским посольством, и с турецким посольством, естественно, и с туркменским посольством. Они к нам приходят.
– Вы себя продвигаете или вас находят музыканты-исполнители?
– Это само собой стало актуально. Я это создавал, чтобы пропагандировать туркменскую классическую музыку. А получилось, что сама идея стала востребована. Сейчас мне уже пишут разные музыканты с вопросами, можно ли выступить с тем или иным композитором.
Это превратилось уже в значимое событие не только для меня, но и вообще для Москвы. Администрация Академии художеств Зураба Церетели, где проходят выступления, предложила проводить фестиваль в День народного единства. Первый фестиваль у нас прошел в День рождения Пушкина, 6 июня. А второй фестиваль, нам уже сказали, что у вас такая идея замечательная, хорошо бы она сочеталась с Днем народного единства. И теперь у нас гала-концерт проходит 4 ноября. Приходит много представителей разных национальностей, диаспор. Этот фестиваль такой праздник Дружбы народов.
– Я видел, что у вас на фестивале проходят выступления детских коллективов.
– Да, у нас сначала был фестиваль как съезд музыкантов из разных стран. С третьего фестиваля мы сделали музыкальный конкурс. А в конкурсе номинации от пяти лет до бесконечности. Очень много возрастных категорий, где выступают и дети из музыкальных школ, и студенты музыкальных училищ, и консерватории, и профессиональные музыканты могут участвовать.
Я получаю много благодарностей от педагогов музыкальных школ, которые рассказывают, как они достали в библиотеках уже пыльные ноты музыки национальных композиторов, которые уже лет тридцать не доставали. И Кажлаева, Каракараева, и Камитаса, ноты, которые в учебной программе не нужны. Играют Баха, Бетховена, Моцарта. А в музыке национальных композиторов как бы надобности не было.
А музыка потрясающая. Очень много композиторов, которых мы не знаем. Если туркменская музыка основана на древней, то и у других народов есть интересная история музыки, основанная на национальных традициях. Какая, например, мелодия у армянского композитора Камитаса! Через музыку мы познаем народ, страну.
Я для себя сформулировал, что фольклор интересен, но мы его не пропускаем через себя. Он интересен, но нам чужд, не созвучен. А если через классическую музыку, через классическую живопись, это нами воспринимается. Музыкант может исполнить мелодию.
– Классическая школа является связующим звеном.
– Да, именно так. Мы проводим и конференции для ученых разных национальных направлений. Все в рамках фестиваля. Это нужно, чтобы мы могли взаимно обогащать друг друга. По итогам конференции мы выпускаем научные сборники. Уже вышло четыре.
Тридцать лет в России не выпускалось ничего, связанного с туркменским музыковедением. Конференция дала определенный толчок, и во многие российские библиотеки разошлись эти сборники.
В рамках фестиваля этого года выступления пройдут в Астрахани, в Калининграде, он будет носить передвижнический характер.
– Вы проводите огромную работу по связыванию культурного пространства бывшей нашей когда-то единой страны. Она распалась, но интерес друг к другу остался, как и потребность в культурной гармонии. Желаем успеха вашему фестивалю, который объединяет народы.
Коротко и по делу. Только отборные цитаты в нашем Телеграм-канале.
 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала
Главные темы часа. 00:00На той единственной гражданской...Русские жены – мягкая силаЖди меня, и я увернусь. Байден согласился встретиться с ТрампомДень работника скорой помощиГлавные темы часа. 01:00Как нацистская Германия превзошла расистские "законы Джима Кроу"Третий рейх: нацизм, расовая сегрегация по подобию СШАИ снова Блинкен с комом. Госсекретарь США оставил Пекину недобрую памятьСоветский путь в АмерикуГлавные темы часа. 02:00Стандарты медпомощи и болезнь БехтереваЛегенды о шефе Гестапо МюллереБереги руку, Сеня!Главные темы часа. 03:00Рост ВВП, экзамены для иностранцев, интеграция Украины в ЕСПродажа валютной выручки, давление США на Украину и доверие ученымГлавные темы часа. 04:00Вторая ливийская? Начнется ли в Ливии новая войнаБизнес Apple "на крови конголезцев" и Габон против французской армииГлавные темы часа. 05:00Подарок для российского спорта и ревизия олимпийских видов спортаШутка, вызвавшая скандал, и Большая четверка российского баскетболаГлавные темы часа. 06:00"Великая гонка милосердия": как 150 собак спасли целый городГлавные темы часа. 07:00Кто же сейчас главный чемпион Мира по рестлингу?Главные темы часа. 07:30Эфемериды, Белая Луна и планеты, которых нетГлавные темы часа. 08:00Угрозы Литвы, заниженные данные о потерях ВСУ и урегулирование в ГазеГлавные темы часа. 08:30Лев Аннинский: культуру надо выстрадатьПокажи пальчик: дактилоскопия в борьбе и в мирной жизниГлавные темы часа. 09:00Популярно об Алтае: рыбалка, археология и Чуйский трактГлавные темы часа. 09:30Алтай: горловое пение, огромный зоопарк и большая щукаГлавные темы часа. 10:00Иск к Верховной раде, новая инициатива Макрона и сомнения итальянцевТайны жизни Прадо: когда музей – роддом и покойницкая одновременноГлавные темы часа. 11:00Архитектор, который готов расселять мегаполисы. Часть перваяГлавные темы часа. 11:30Архитектор, который готов расселять мегаполисы. Часть втораяГлавные темы часа. 12:00Владимир Набоков и его романы: что делает Набокова великим писателемГлавные темы часа. 12:30Сусанна Гордлеева: Мы создаем нейроморфный искусственный интеллектБабушка мотоцикла: как повозка на керосине стала байкомГлавные темы часа. 13:00Погоня за паритетом: Лондон хочет разработать гиперзвуковое оружиеГлянцевитый металл из России: страна все еще в лидерах по экспорту уранаГлавные темы часа. 13:30Постные блюда дня. Хумус из тыквы, кавиале с кешью, крем-суп из пастернакаГлавные темы часа. 14:00Главные темы часа. 14:30От детской песенки до бетонной лесенки: победы и провалы Томаса ЭдисонаГлавные темы часа. 15:00Почему гражданская война в Мьянме может стать региональной?Главные темы часа. 15:30Непротокольные гости: Китай показал Блинкену и Шольцу их местоГлавные темы часа. 16:00Все о транспортном налоге в 2024 году: ликбез и аналитикаГлавные темы часа. 16:30Путешествуем по Приморью: Владивосток, Находка и важнейшие местаГлавные темы часа. 17:00Главные темы часа. 17:30Главные темы часа. 18:00Тестирование России, главная задача правительства, переговоры Москвы и БакуГлавные темы часа. 18:30Ракеты ATACMS у Киева, требования Зеленского и заявления ЛукашенкоГлавные темы часа. 19:00В ВСУ признали значительное продвижение российских войскОсновой для перемирия в секторе Газа может стать обмен заложникамиГлавные темы часа. 19:30Однопартийцы могут попытаться сместить Риши Сунака с поста премьераВ этом году ожидается бум продаж электромобилейГлавные темы часа. 20:00Главные темы часа. 20:30Главные темы часа. 21:00Главные темы часа. 21:30Главные темы часа. 22:00Главные темы часа. 22:30Главные темы часа. 23:00Главные темы часа. 23:30Карьера: с чего начинать и когда пора заканчиватьГлавные темы часа. 00:00Вечный диссидент Владимир ПечеринГеоргий Шпагин – создатель ППШНаучная династия: КапицыГлавные темы часа. 01:00Сергей Черемин о Люксембурге и работе в банковской сфереТында РидаСергей Черемин о "дипломатии городов"Изобретатель пиара и "желтой прессы"БРИГАДМИЛ и ДНДГлавные темы часа. 02:00От рыцарей – к суворовцамУ кого шишек больше, тот и прав: веселая лженаука – френологияГлавные темы часа. 03:00Премия "Оскар" за полчаса массовки: "Война и мир" в советской версииГлавные темы часа. 04:00Венерина загадка: где твои руки, "Прекраснейшая"?..Главные темы часа. 05:00Повар против генерала: при чем здесь помидоры?Главные темы часа. 06:00Затворницы-смолянки, или Как стать по-настоящему благородной девицейГлавные темы часа. 07:00Главные темы часа. 07:30Главные темы часа. 08:00Эвакуация "Абрамса", договор Украины с США и заявления КличкоГлавные темы часа. 08:30Протесты в Грузии, переговоры Израиля и ХАМАС, забастовки студентов в СШАА нюх, как у собаки, а глаз, как у орла: пинкертонши против пинкертоновГлавные темы часа. 09:00Главные темы часа. 09:30Главные темы часа. 10:00Украинцев ограничили в правах человекаЛюси в небе с алмазами: кем была прародительница человекаГлавные темы часа. 11:00Помощь США и перспективы УкраиныГлавные темы часа. 11:30Работа экстренных служб на войне и 10-летие трагедии в ОдессеГлавные темы часа. 12:00Нападение на полицейских, козни Литвы и рекорд киносборовГлавные темы часа. 12:30"Поворот в судьбе": как складываются отношения России и КНДРПопытка жить вечно: сколько раз можно поменять сердцеГлавные темы часа. 13:00"Поворот в судьбе": как складываются отношения России и КНДРГлавные темы часа. 13:30Ушли, чтобы остаться: какие иностранные банки работают в РФ?Главные темы часа. 14:00Как клюет уклейка: весенняя ловля вкусной рыбкиГлавные темы часа. 14:30Азартная уклейка: все нюансы ловли этой рыбыХан поможет, или Пейте воду из Олонки: о чем писала первая русская газетаГлавные темы часа. 15:00Повторный паводок наблюдается в регионах России?Кто глушит связь в Литве?Юань выбивается в лидерыГлавные темы часа. 15:30Помирить ХАМАС с Израилем: в чем заключается миссия Блинкена?Столтенберг уходит в отставку?Главные темы часа. 16:00Главные темы часа. 16:30Алексей Бахирев. Ранение из гранатомета и биомеханический протезГлавные темы часа. 17:00Путь Украины в НАТО, "сильное" соглашение с США, Блинкен в Эр-РиядеГлавные темы часа. 17:30Новый генсек НАТО, ответ Китая США и скандал на литовской границеГлавные темы часа. 18:00Столтенберг в Киеве, закон об иноагентах в Грузии и Депардье под стражейГлавные темы часа. 19:00НАТО vs РФ, нейтральный статус Украины, изъятие российских активовГлавные темы часа. 20:00Смута: как Россия переживала непростой периодГлавные темы часа. 20:30Смутное время: подвиги Смоленска и Троице-Сергиевой лаврыГлавные темы часа. 21:00Главные темы часа. 21:30Главные темы часа. 22:00Главные темы часа. 22:30Италия без рубля, закон об иноагентах в Грузии, кофейный рекорд ВьетнамаГлавные темы часа. 23:00Из Туркменистана в Россию: как через музыку мы познаем страны и народы