https://radiosputnik.ru/20220513/revolyutsiya-1788450032.html
Из путешествия в революцию: как стать Че Геварой
Из путешествия в революцию: как стать Че Геварой - Радио Sputnik, 19.05.2022
Из путешествия в революцию: как стать Че Геварой
Кинематографист, путешественник Вячеслав Красько снял фильм о революционере Эрнесте Че Геваре, российская премьера которого состоялась в конце апреля в... Радио Sputnik, 19.05.2022
2022-05-13T22:26
2022-05-13T22:26
2022-05-19T12:45
интервью
фидель кастро
эрнесто "че" гевара
аргентина
сша
латинская америка
https://cdn.radiosputnik.ru/images/07e6/05/0d/1788448554_0:3:1036:586_1920x0_80_0_0_1685a6942fccfe2426b0908b93d6bf2d.jpg
Из путешествию в революцию: как стать Че Геварой
audio/mpeg
Из путешествию в революцию: как стать Че Геварой
Из путешествию в революцию: как стать Че Геварой
audio/mpeg
Кинематографист, путешественник Вячеслав Красько снял фильм о революционере Эрнесте Че Геваре, российская премьера которого состоялась в конце апреля в московском Доме Кино. Фильм так и называется "Я – Че Гевара". Беседует корреспондент радио Sputnik Рустем Сафронов.- Вячеслав, как объяснить Ваше обращение к образу известного революционера, фигура которого популярна в мире, но в наши дни подзабытая. В наши дни революционизм отрицается, поскольку ему на смену пришли консервативные ценности.Эта история про юность Эрнесто Гевара де ла Серна – так звучит его настоящее полное имя. Прозвище "Че" он получил в 50-х годах прошлого века. Эта история его юности для меня является наиболее интересным этапом, поскольку в этот период он формируется как человек, как личность. В итоге мы видим очень целостного человека. Человека, который идет от своих высоких идеалов, представлений о жизни, и опускается до какого-то практического уровня реализации этих идеалов.Об идеалах и убеждениях нужно говорить отдельно. Но для меня является интересным, насколько человек может быть сильным характером, чтобы так резко, мощно, менять свою жизнь. Не только свою, но и жизни окружающих людей для реализации юношеской мечты.- В Вашем фильме вы встречаете самых разных людей: брата Эрнесто – Мартина, брата его возлюбленной – Чинчины. Брат возлюбленной очень нелестно отзывается о Геваре. У них классовое мнение или просто мнение обывателя?При том, что я дал высокую оценку личности Гевары, я прекрасно понимаю, что в широких кругах образ Че крайне противоречив. В то же самой Латинской Америке очень сильно разнится отношение к нему. В странах более бедных, где преобладает туземное население – представители индейских племён и их потомки, там очень уважительное отношение к Че Геваре. В более благополучных странах - Чили, Бразилия, Аргентина, и тем более в относительно богатых и благополучных слоях общества отношение к нему скорее критическое.Если для первых – он защитник, борец за интересы простого народа, то для вторых он бунтарь, где-то может быть бессмысленный, непонятно ради каких идеалов он борется. Авантюрист. И, соответственно, это двойственное отношение проходит в моем фильме.В фильме мы можем услышать как точку зрения его родного брата Мартина Гевара и его друзей, так и представителей другого "полюса". Например, младшего брата Эдуардо Ферейра, который как и всё семейство принадлежит к очень богатому классу. В центре города у них был огромный особняк. Практически на центральной площади.Их отец владел карьером и снабжал стройматериалами многие стройки в Аргентине. У этого слоя общества другие взгляды. Проамериканские. Проанглийские. Соответственно, они относятся очень негативно ко всем представителям левой части политического спектра. А Эрнесто уже в юные годы был представителей "левых". Позднее, ближе к знакомству с Фиделем Кастро, он приобщился к марксизму. А в юности он просто сочувствовал бедным людям. И уже тогда было вот это отторжение со стороны правящего класса.В лице семьи его невесты он впервые столкнулся с отторжением себя как представителя другой среды. Хотя он тоже из аристократической семьи. Семьи, которая имела небольшой капитал и жила на рентный доход, сдавая плантации. Но этих денег не хватало, даже чтобы платить аренду за дом, где они проживали. Поэтому он всё-таки был на стороне народа уже на этом этапе.Эта двойственность проходит и через фильм, и через судьбу Эрнесто. И мне кажется, это одна из причин, которая повлияла на его жизненный путь. Поскольку, столкнувшись вот с этим отторжением со стороны семьи невесты, он в каком-то смысле оказался ущемлённым. Даже можно сказать, обиженным. И это личное отношение только усилило отношение к правящему классу.На каком-то этапе, после путешествий, во время которых он ближе познакомился с жизнью простого народа, у него встал жизненный выбор. Тогда он сформировал свою позицию примерно следующим образом – если мне придется выбирать между правящим классом и народом, я выберу сторону простого народа.- Любопытно, что Вы по образованию не кинематографист, Вы занимались финансами, Вы фактически представитель среднего класса современной России. Или средней буржуазии. Но Вам оказался интересен Гевара. Значит, дело не только в классовом происхождении, что Вас привлекло в образе бунтарства? В брежневские годы образ Че Гевары казался мне и части молодежи каким-то противоядием против некоторой скуки и обыденности советского социализма. Возможностей для бунтарской самореализации, свойственной молодежи не было. Поэтому нас так привлекали латиноамериканские революционеры. А чем Вас пленил Гевара, что вы ушли из своей профессии, занялись кинематографией и сняли фильм о нем?Это вещь мировоззренческая. Порой, занимая какое-то место в обществе вполне себе успешное внешне, комфортное, но на самом деле человек может ощущать, что это не является его подлинным предназначением. Тогда возникает внутренний конфликт, который выливается в различные жизненные решения.Гевара родился в аристократической семье. Имел прекрасное образование. Он читал на французском языка в оригинале. Но через какое-то время он понял, что это не его. Путешествуя, наблюдая за жизнью, он в итоге нашел то, что является его подлинным предназначением. Он приобщился к социальным движениям, которые тогда были в Латинской Америке.Для него было какой-то обидой, что человек не благополучный в финансах оказывается уязвленным в других каких-то правах. В том числе в отношении к нему как к мужчине со стороны семьи его невесты. И, вероятно, чтобы это компенсировать, он начал мечтать об обществе. Которое было бы лишено этих условностей, где всем правят деньги, где побеждает сильнейший.Он даже скомпоновал такую концепцию – "новый человек" - умбра нуэве. Где как раз общество уходит от диктата капитала. Меня этот поиск реальности, которая основана на других законах, а не только на материальных, тоже показался близким. Сама идея поиска этой альтернативы, поиска, может быть изначально обречённого на провал, но попытка как-то иначе выстроить свою жизнь, несмотря на все препятствия, она мне показалась глубоко симпатичной.Я, может быть, тоже в каком-то смысле находился в такой же ситуации, когда резко поменял свою жизнь и отказался от какой-то налаженной колеи, карьеры. Я точно также ушёл бродяжничать с рюкзаком. И 14 месяцев бродил по миру, по континентам. Проехал порядка сорока стран. Мог запросто переночевать на пляже на берегу моря. Или пообедать бананом, лёжа на газоне. Я, как человек, который был топ-менеджером и занимал достаточно высокие позиции, получил другое ощущение от жизни. Я чувствовал в этот момент себя свободным человеком. Взгляд на мир перевернулся.Для меня было близко то, что юный Гевара отказался от всего, и точно также ездил автостопом, бродяжничал. Я прекрасно понимаю, что он чувствовал в тот момент, когда он вдохнул этот дух свободы, отказавшись от всех условностей. И даже понимаю, почему он в итоге не вернулся домой, а примкнул к революционной борьбе.Я не пошел так далеко, но для меня было крайне интересно на примере Гевары узнать, с чего это начинается и к чему приводит. Узнать не с точки зрения каких-то внешних проявлений, а с точки зрения эволюции характера, мировоззрения, убеждений человека, который является носителем этих взглядов.- Человечество бьется в поисках идеала, отвергая одну систему мироустройства за другой. Оно не нашло еще оптимальной формы бытия. Поэтому бунтари, преобразователи, революционеры непременно будут появляться, потому что нет ничего идеального и застывшего. Каждый человек должен найти свою дорогу. В наследие Че Гевары есть важная мысль, что революционер, прежде всего, движется чувством любви, сострадания, умения воспринимать чужую боль, как свою. Но в Вашем фильме, который посвящён юности Гевары, его путешествию и обретению самого себя, меня поразили некоторые документы, с которыми я никогда не встречался. Это поэтические строки, посвященные его матери, и некоторые другие. Они как-то позволили мне более глубоко всмотреться в образ Че Гевары, как человека ранимого, сентиментального, а не только твердого революционного романтика, который мог не задумываясь пустить в ход свою винтовку.Для него чувство любви было очень важным. И это не просто красивый словесный оборот. Понятие любви и смерти для него стали основой его реальной жизни. С одной стороны, буквально с двух-трех лет у него начались жуткие приступы астмы. Тогда он находился между жизнью и смертью. И у него даже была клиническая смерть. Чтобы вернуть его, родителям, друзьям было непросто. Ему делали инъекции адреналина. Его буквально откачивали. Он чувствовал, что умирает. И это происходило не раз. Представляете, какого это раз за разом?Он с самого детства жил с этим ощущением, что его могут не спасти. Представьте, каким хрупким и ранимым должно быть такое тонко чувствующее человеческое существо. Он получил прекрасное образование, читал философов, вёл свой философский словарь, куда выписывал все понятия, такие как "добро", например. А жизнь ему наносит такие жесткие удары.А с другой стороны – это безграничная любовь к матери, которая каждый раз его спасала. Которая первые школьные годы самостоятельно занималась с ним дома, чтобы он не пропускал школьную программу. Только позднее он пошёл в школу. Которая во всём его поддерживала и давала ему силу. С одной стороны, смерть, к которой он привыкает. С другой – любовь, которая его вытаскивает из этой смерти. На этом и построен его характер.- Когда Гевара стал профессиональным революционером, когда сражался в Сьерра-Маэстра, в Конго и Боливии, он шутил, что у него как у кошки семь жизней. Сегодня мы осмысливаем наследие, почему Гевара стал культовой фигурой для молодёжи не только в третьем мире, но и во многих развитых странах? Вы, видимо, расскажете об этом во второй части Вашего фильма? Но его принципы зародились во время его путешествия по трущобам. Кто Вам помогал в этом вояже по следам Гевары? Ведь Вы поехали неподготовленным, стихийно.Я старался в точности воспроизвести маршрут юного Эрнесто, и мне это удалось. Я находил места, где он ночевал. В Чили это был один городок, где он ночевал в пожарной части. Я нашел эту пожарную часть, и мне показали комнату, где он спал. Или больница в Аргентина Чуэля-Чуэль, где он валялся с приступом гриппа. Я даже нашел медбрата, который за ним ухаживал в этой больнице.Мне удалось в точности воспроизвести его маршрут, хотя у меня не было ничего, кроме названий населенных пунктов, которые были в его дневнике. А дальше уже приезжал и интуитивно начинал искать. Но я старался воспроизвести не только маршрут, но и сам подход к путешествию. Эрнесто ехал с другом – с Альберто Гранадо – и у них не было серьезной подготовки. К сожалению, Альберто я не застал, интервью с ним поделились аргентинские журналисты. Он как раз говорит об этом путешествии.По сути, все началось с того, что друзья сидели, пили мате, и кто-то из них сказал – а не поехать ли нам в Северную Америку на мотоцикле? Это было в октябре, а в конце декабря они уже поехали. Подготовка свелась к тому, что они немножко подкопили денег, насколько это было возможно. Загрузили палатки, одеяла и поехали. Это было спонтанное путешествие. Они не знали, что их ждет. На пути было много трудностей. Были пылевые бури, аварии. Мотоцикл падал, разбивался. У них очень быстро закончились деньги.Я прошел похожие ситуации. И мотоцикл ломался, который я точно также чинил проволокой. И в пылевую бурю я попал. Как раз в том же месте, где они ездили. В районе озер на них напали слепни, кусали их. Я тоже попал под атаку этих слепней.Каким-то образом все воспроизвелось и со мной, заново. И сама идея этого импровизированного путешествия, и точки на маршруте, и какие-то обстоятельства. Это как раз мне позволило лучше проникнуться образом и лучше почувствовать героя. Через его дневники и через эти ситуации.- Эрнесто путешествовал со своим другом Альберто Гранадо. А Вас кто-то сопровождал?Я ездил один. Это было правильное решение. Я до сих пор в шоке, как они могли ехать вдвоем на старом, разваливающимся мотоцикле, с этими тюками. Я один с современным компактным оборудованием и относительно новым мотоциклом… И одному было непросто. А вдвоем – это было какое-то безумие.- Какая самая северная страна, до которой они добрались, путешествуя по Латинской Америке?В том маршруте, начав с Аргентины, они доехали до Венесуэлы – до Каракаса. Там они расстались. Альберто устроился врачом. А Эрнесто полетел до Майами, помогая родственнику, который туда перевозил лошадей.Конечной целью у них были именно США. Эрнесто добился своей цели, прилетел туда. Но встретил какое-то очень прохладное отношение. После этого вернулся обратно в Буэнос-Айрес.- Ваш фильм заслужил награду китайской киноакадемии. Как он был встречен в нашей стране? Что Вы ожидаете в работе над второй частью этого фильма?Фильм получил ряд наград. В том числе, в странах Латинской Америки, в Индии, в Китае очень почетную премию. В России он тоже был отмечен. В частности, на международном севастопольском фестивале документального кино "Победили вместе". Получил приз лучший фильм киношкол – был отмечен первой премией. Там была отдельная номинация дипломных фильмов выпускников киношкол.Этот фильм является моей первой профессиональной работой, но и моей дипломной работой в рамках обучения на высших курсах сценаристов и режиссеров.- Вы теперь будете кинематографистом или вернетесь к своей прежней профессии финансиста, или будете совмещать?Из ближайших планов – завершить эту историю про Че Гевару. Для меня интересен его период формирования и превращения его в борца, революционера. А этот период, я считаю, закончился, когда его нога вступила на яхту "Гранма", когда он направился на Кубу.Следующая часть как раз будет посвящена его второму путешествию, в результате которого он застал революционное событие – когда "левые" пришли к власти в Гватемале и когда США организовали цветную революцию и свергли это левое правительство.После этого Эрнесто скрывался в Мексике. Там уже встретил Фиделя Кастро. На этом история закончится. Именно в этот период у него формируются не просто философские взгляды, а взгляды социальные, политические. Он для себя уясняет политическую ситуацию в Латинской Америке. Делает выводы относительно участия в этой ситуации Соединенных Штатов и непосредственно Госдепартамента США.Так что дальше я планирую заниматься кино, документальным и игровым.- Как сложно было структурировать отснятый материал, не имея специального образования?Фактически, без образования фильм не сделать. Хотя я начинал снимать фильм без киношного образования, но у меня быть некоторый операторский опыт. Но имея отснятый материал, я не мог несколько лет сделать из этого историю, которая была бы интересна кому-то, кроме меня.После этого я больше двух лет учился на курсах сценаристов и режиссёров, закончил мастерскую Владимира Ивановича Хотиненко, Павла Константиновича Финна, Владимира Алексеевича Фенченко – наших уважаемых педагогов. Благодаря этой школе удалось эту историю сложить, чтобы она была интересна для людей.- Где можно будет увидеть Ваш фильм?Сейчас фильмом занимаются дистрибьюторы. Надеюсь, что в ближайшее время он появится на какой-то из киноплатформ.- Спасибо за беседу, Вячеслав, желаю Вам успеха как в прокате первой части фильма об Эрнесто Че Геваре, так и в работе над вторым фильмом.Коротко и по делу. Только отборные цитаты в нашем Телеграм-канале.
аргентина
сша
латинская америка
Радио Спутник
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
2022
Радио Спутник
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Новости
ru-RU
https://radiosputnik.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
Радио Спутник
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
https://cdn.radiosputnik.ru/images/07e6/05/0d/1788448554_127:0:911:588_1920x0_80_0_0_e4ef16bdb1d349d0f4136a5fb588fa5c.jpgРадио Спутник
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Радио Спутник
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
фидель кастро, эрнесто "че" гевара, аргентина, сша, латинская америка, аудио
Интервью, Фидель Кастро, Эрнесто "Че" Гевара, Аргентина, США, Латинская Америка
Кинематографист, путешественник Вячеслав Красько снял фильм о революционере Эрнесте Че Геваре, российская премьера которого состоялась в конце апреля в московском Доме Кино. Фильм так и называется "Я – Че Гевара". Беседует корреспондент радио Sputnik Рустем Сафронов.
- Вячеслав, как объяснить Ваше обращение к образу известного революционера, фигура которого популярна в мире, но в наши дни подзабытая. В наши дни революционизм отрицается, поскольку ему на смену пришли консервативные ценности.
Эта история про юность Эрнесто Гевара де ла Серна – так звучит его настоящее полное имя. Прозвище "Че" он получил в 50-х годах прошлого века. Эта история его юности для меня является наиболее интересным этапом, поскольку в этот период он формируется как человек, как личность. В итоге мы видим очень целостного человека. Человека, который идет от своих высоких идеалов, представлений о жизни, и опускается до какого-то практического уровня реализации этих идеалов.
Об идеалах и убеждениях нужно говорить отдельно. Но для меня является интересным, насколько человек может быть сильным характером, чтобы так резко, мощно, менять свою жизнь. Не только свою, но и жизни окружающих людей для реализации юношеской мечты.
- В Вашем фильме вы встречаете самых разных людей: брата Эрнесто – Мартина, брата его возлюбленной – Чинчины. Брат возлюбленной очень нелестно отзывается о Геваре. У них классовое мнение или просто мнение обывателя?
При том, что я дал высокую оценку личности Гевары, я прекрасно понимаю, что в широких кругах образ Че крайне противоречив. В то же самой Латинской Америке очень сильно разнится отношение к нему. В странах более бедных, где преобладает туземное население – представители индейских племён и их потомки, там очень уважительное отношение к Че Геваре. В более благополучных странах - Чили, Бразилия, Аргентина, и тем более в относительно богатых и благополучных слоях общества отношение к нему скорее критическое.
Если для первых – он защитник, борец за интересы простого народа, то для вторых он бунтарь, где-то может быть бессмысленный, непонятно ради каких идеалов он борется. Авантюрист. И, соответственно, это двойственное отношение проходит в моем фильме.
В фильме мы можем услышать как точку зрения его родного брата Мартина Гевара и его друзей, так и представителей другого "полюса". Например, младшего брата Эдуардо Ферейра, который как и всё семейство принадлежит к очень богатому классу. В центре города у них был огромный особняк. Практически на центральной площади.
Их отец владел карьером и снабжал стройматериалами многие стройки в Аргентине. У этого слоя общества другие взгляды. Проамериканские. Проанглийские. Соответственно, они относятся очень негативно ко всем представителям левой части политического спектра. А Эрнесто уже в юные годы был представителей "левых". Позднее, ближе к знакомству с Фиделем Кастро, он приобщился к марксизму. А в юности он просто сочувствовал бедным людям. И уже тогда было вот это отторжение со стороны правящего класса.
В лице семьи его невесты он впервые столкнулся с отторжением себя как представителя другой среды. Хотя он тоже из аристократической семьи. Семьи, которая имела небольшой капитал и жила на рентный доход, сдавая плантации. Но этих денег не хватало, даже чтобы платить аренду за дом, где они проживали. Поэтому он всё-таки был на стороне народа уже на этом этапе.
Эта двойственность проходит и через фильм, и через судьбу Эрнесто. И мне кажется, это одна из причин, которая повлияла на его жизненный путь. Поскольку, столкнувшись вот с этим отторжением со стороны семьи невесты, он в каком-то смысле оказался ущемлённым. Даже можно сказать, обиженным. И это личное отношение только усилило отношение к правящему классу.
На каком-то этапе, после путешествий, во время которых он ближе познакомился с жизнью простого народа, у него встал жизненный выбор. Тогда он сформировал свою позицию примерно следующим образом – если мне придется выбирать между правящим классом и народом, я выберу сторону простого народа.
- Любопытно, что Вы по образованию не кинематографист, Вы занимались финансами, Вы фактически представитель среднего класса современной России. Или средней буржуазии. Но Вам оказался интересен Гевара. Значит, дело не только в классовом происхождении, что Вас привлекло в образе бунтарства? В брежневские годы образ Че Гевары казался мне и части молодежи каким-то противоядием против некоторой скуки и обыденности советского социализма. Возможностей для бунтарской самореализации, свойственной молодежи не было. Поэтому нас так привлекали латиноамериканские революционеры. А чем Вас пленил Гевара, что вы ушли из своей профессии, занялись кинематографией и сняли фильм о нем?
Это вещь мировоззренческая. Порой, занимая какое-то место в обществе вполне себе успешное внешне, комфортное, но на самом деле человек может ощущать, что это не является его подлинным предназначением. Тогда возникает внутренний конфликт, который выливается в различные жизненные решения.
Гевара родился в аристократической семье. Имел прекрасное образование. Он читал на французском языка в оригинале. Но через какое-то время он понял, что это не его. Путешествуя, наблюдая за жизнью, он в итоге нашел то, что является его подлинным предназначением. Он приобщился к социальным движениям, которые тогда были в Латинской Америке.
Для него было какой-то обидой, что человек не благополучный в финансах оказывается уязвленным в других каких-то правах. В том числе в отношении к нему как к мужчине со стороны семьи его невесты. И, вероятно, чтобы это компенсировать, он начал мечтать об обществе. Которое было бы лишено этих условностей, где всем правят деньги, где побеждает сильнейший.
Он даже скомпоновал такую концепцию – "новый человек" - умбра нуэве. Где как раз общество уходит от диктата капитала. Меня этот поиск реальности, которая основана на других законах, а не только на материальных, тоже показался близким. Сама идея поиска этой альтернативы, поиска, может быть изначально обречённого на провал, но попытка как-то иначе выстроить свою жизнь, несмотря на все препятствия, она мне показалась глубоко симпатичной.
Я, может быть, тоже в каком-то смысле находился в такой же ситуации, когда резко поменял свою жизнь и отказался от какой-то налаженной колеи, карьеры. Я точно также ушёл бродяжничать с рюкзаком. И 14 месяцев бродил по миру, по континентам. Проехал порядка сорока стран. Мог запросто переночевать на пляже на берегу моря. Или пообедать бананом, лёжа на газоне. Я, как человек, который был топ-менеджером и занимал достаточно высокие позиции, получил другое ощущение от жизни. Я чувствовал в этот момент себя свободным человеком. Взгляд на мир перевернулся.
Для меня было близко то, что юный Гевара отказался от всего, и точно также ездил автостопом, бродяжничал. Я прекрасно понимаю, что он чувствовал в тот момент, когда он вдохнул этот дух свободы, отказавшись от всех условностей. И даже понимаю, почему он в итоге не вернулся домой, а примкнул к революционной борьбе.
Я не пошел так далеко, но для меня было крайне интересно на примере Гевары узнать, с чего это начинается и к чему приводит. Узнать не с точки зрения каких-то внешних проявлений, а с точки зрения эволюции характера, мировоззрения, убеждений человека, который является носителем этих взглядов.
- Человечество бьется в поисках идеала, отвергая одну систему мироустройства за другой. Оно не нашло еще оптимальной формы бытия. Поэтому бунтари, преобразователи, революционеры непременно будут появляться, потому что нет ничего идеального и застывшего. Каждый человек должен найти свою дорогу. В наследие Че Гевары есть важная мысль, что революционер, прежде всего, движется чувством любви, сострадания, умения воспринимать чужую боль, как свою. Но в Вашем фильме, который посвящён юности Гевары, его путешествию и обретению самого себя, меня поразили некоторые документы, с которыми я никогда не встречался. Это поэтические строки, посвященные его матери, и некоторые другие. Они как-то позволили мне более глубоко всмотреться в образ Че Гевары, как человека ранимого, сентиментального, а не только твердого революционного романтика, который мог не задумываясь пустить в ход свою винтовку.
Для него чувство любви было очень важным. И это не просто красивый словесный оборот. Понятие любви и смерти для него стали основой его реальной жизни. С одной стороны, буквально с двух-трех лет у него начались жуткие приступы астмы. Тогда он находился между жизнью и смертью. И у него даже была клиническая смерть. Чтобы вернуть его, родителям, друзьям было непросто. Ему делали инъекции адреналина. Его буквально откачивали. Он чувствовал, что умирает. И это происходило не раз. Представляете, какого это раз за разом?
Он с самого детства жил с этим ощущением, что его могут не спасти. Представьте, каким хрупким и ранимым должно быть такое тонко чувствующее человеческое существо. Он получил прекрасное образование, читал философов, вёл свой философский словарь, куда выписывал все понятия, такие как "добро", например. А жизнь ему наносит такие жесткие удары.
А с другой стороны – это безграничная любовь к матери, которая каждый раз его спасала. Которая первые школьные годы самостоятельно занималась с ним дома, чтобы он не пропускал школьную программу. Только позднее он пошёл в школу. Которая во всём его поддерживала и давала ему силу. С одной стороны, смерть, к которой он привыкает. С другой – любовь, которая его вытаскивает из этой смерти. На этом и построен его характер.
- Когда Гевара стал профессиональным революционером, когда сражался в Сьерра-Маэстра, в Конго и Боливии, он шутил, что у него как у кошки семь жизней. Сегодня мы осмысливаем наследие, почему Гевара стал культовой фигурой для молодёжи не только в третьем мире, но и во многих развитых странах? Вы, видимо, расскажете об этом во второй части Вашего фильма? Но его принципы зародились во время его путешествия по трущобам. Кто Вам помогал в этом вояже по следам Гевары? Ведь Вы поехали неподготовленным, стихийно.
Я старался в точности воспроизвести маршрут юного Эрнесто, и мне это удалось. Я находил места, где он ночевал. В Чили это был один городок, где он ночевал в пожарной части. Я нашел эту пожарную часть, и мне показали комнату, где он спал. Или больница в Аргентина Чуэля-Чуэль, где он валялся с приступом гриппа. Я даже нашел медбрата, который за ним ухаживал в этой больнице.
Мне удалось в точности воспроизвести его маршрут, хотя у меня не было ничего, кроме названий населенных пунктов, которые были в его дневнике. А дальше уже приезжал и интуитивно начинал искать. Но я старался воспроизвести не только маршрут, но и сам подход к путешествию. Эрнесто ехал с другом – с Альберто Гранадо – и у них не было серьезной подготовки. К сожалению, Альберто я не застал, интервью с ним поделились аргентинские журналисты. Он как раз говорит об этом путешествии.
По сути, все началось с того, что друзья сидели, пили мате, и кто-то из них сказал – а не поехать ли нам в Северную Америку на мотоцикле? Это было в октябре, а в конце декабря они уже поехали. Подготовка свелась к тому, что они немножко подкопили денег, насколько это было возможно. Загрузили палатки, одеяла и поехали. Это было спонтанное путешествие. Они не знали, что их ждет. На пути было много трудностей. Были пылевые бури, аварии. Мотоцикл падал, разбивался. У них очень быстро закончились деньги.
Я прошел похожие ситуации. И мотоцикл ломался, который я точно также чинил проволокой. И в пылевую бурю я попал. Как раз в том же месте, где они ездили. В районе озер на них напали слепни, кусали их. Я тоже попал под атаку этих слепней.
Каким-то образом все воспроизвелось и со мной, заново. И сама идея этого импровизированного путешествия, и точки на маршруте, и какие-то обстоятельства. Это как раз мне позволило лучше проникнуться образом и лучше почувствовать героя. Через его дневники и через эти ситуации.
- Эрнесто путешествовал со своим другом Альберто Гранадо. А Вас кто-то сопровождал?
Я ездил один. Это было правильное решение. Я до сих пор в шоке, как они могли ехать вдвоем на старом, разваливающимся мотоцикле, с этими тюками. Я один с современным компактным оборудованием и относительно новым мотоциклом… И одному было непросто. А вдвоем – это было какое-то безумие.
- Какая самая северная страна, до которой они добрались, путешествуя по Латинской Америке?
В том маршруте, начав с Аргентины, они доехали до Венесуэлы – до Каракаса. Там они расстались. Альберто устроился врачом. А Эрнесто полетел до Майами, помогая родственнику, который туда перевозил лошадей.
Конечной целью у них были именно США. Эрнесто добился своей цели, прилетел туда. Но встретил какое-то очень прохладное отношение. После этого вернулся обратно в Буэнос-Айрес.
- Ваш фильм заслужил награду китайской киноакадемии. Как он был встречен в нашей стране? Что Вы ожидаете в работе над второй частью этого фильма?
Фильм получил ряд наград. В том числе, в странах Латинской Америки, в Индии, в Китае очень почетную премию. В России он тоже был отмечен. В частности, на международном севастопольском фестивале документального кино "Победили вместе". Получил приз лучший фильм киношкол – был отмечен первой премией. Там была отдельная номинация дипломных фильмов выпускников киношкол.
Этот фильм является моей первой профессиональной работой, но и моей дипломной работой в рамках обучения на высших курсах сценаристов и режиссеров.
- Вы теперь будете кинематографистом или вернетесь к своей прежней профессии финансиста, или будете совмещать?
Из ближайших планов – завершить эту историю про Че Гевару. Для меня интересен его период формирования и превращения его в борца, революционера. А этот период, я считаю, закончился, когда его нога вступила на яхту "Гранма", когда он направился на Кубу.
Следующая часть как раз будет посвящена его второму путешествию, в результате которого он застал революционное событие – когда "левые" пришли к власти в Гватемале и когда США организовали цветную революцию и свергли это левое правительство.
После этого Эрнесто скрывался в Мексике. Там уже встретил Фиделя Кастро. На этом история закончится. Именно в этот период у него формируются не просто философские взгляды, а взгляды социальные, политические. Он для себя уясняет политическую ситуацию в Латинской Америке. Делает выводы относительно участия в этой ситуации Соединенных Штатов и непосредственно Госдепартамента США.
Так что дальше я планирую заниматься кино, документальным и игровым.
- Как сложно было структурировать отснятый материал, не имея специального образования?
Фактически, без образования фильм не сделать. Хотя я начинал снимать фильм без киношного образования, но у меня быть некоторый операторский опыт. Но имея отснятый материал, я не мог несколько лет сделать из этого историю, которая была бы интересна кому-то, кроме меня.
После этого я больше двух лет учился на курсах сценаристов и режиссёров, закончил мастерскую Владимира Ивановича Хотиненко, Павла Константиновича Финна, Владимира Алексеевича Фенченко – наших уважаемых педагогов. Благодаря этой школе удалось эту историю сложить, чтобы она была интересна для людей.
- Где можно будет увидеть Ваш фильм?
Сейчас фильмом занимаются дистрибьюторы. Надеюсь, что в ближайшее время он появится на какой-то из киноплатформ.
- Спасибо за беседу, Вячеслав, желаю Вам успеха как в прокате первой части фильма об Эрнесто Че Геваре, так и в работе над вторым фильмом.
Коротко и по делу. Только отборные цитаты в нашем Телеграм-канале.