https://radiosputnik.ru/20210726/shou-1742578288.html
Бернард Шоу: пьесы, парадоксы и руки Ленина
Бернард Шоу: биография, годы жизни, книги и цитаты
Бернард Шоу: пьесы, парадоксы и руки Ленина
Радио Sputnik, 26.04.2024
2021-07-26T07:00
2021-07-26T07:00
2024-04-26T15:28
авторы
литература
дублин
ирландия
подкасты – радио sputnik
https://cdn.radiosputnik.ru/images/27362/19/273621922_0:7:2740:1548_1920x0_80_0_0_7b7a98d6a9ae1a9d6f5e17597517655e.jpg
"Нобель" для писателя: вы не гений - вы актуальный
"Изобретение делает жизнь лучше, а искусство - прекраснее". Эта надпись на латыни украшает золотую медаль Нобелевской премии по литературе. Медаль прилагается к солидной денежной сумме. Ее Альфред Нобель определил в своем завещании вместе с критерием, которым должны руководствоваться шведские академики: "А еще одна часть пойдет тому, - написал изобретатель динамита, - кто создаст в области литературы самое выдающееся произведение в идеалистическом направлении". За время существования литературной номинации с 1901 года критерий, предложенный Нобелем, существенно изменился. Идеализм давно необязателен. И уже даже неважно, насколько прекрасно то искусство слова, за которое можно оказаться в одном ряду с такими величинами, как Томас Манн, Габриэль Гарсиа Маркес или Иван Бунин. А что же сегодня важно и каким должен быть писатель, чтобы стать нобелевским лауреатом? Литературный критик Николай Александров отвечает на этот вопрос так: "Нобелевская премия по литературе вручается не просто за художественные особенности произведения, но в той или иной степени учитывает влияние слова на мнения. Она продолжает утверждать статус писателя как фигуры, которая социально значима в современном мире, и присуждение премии всегда учитывает эту значимость, влиятельность".
В беседе с Николаем Александровым - о том, какую роль в награждении литературным "Нобелем" играет актуальный исторический момент, а какую - личные вкусы шведских академиков. И почему от этой премии иногда отказываются.
audio/mpeg
Был или не был? Мифы и легенды о великом Шекспире
Английский поэт, драматург Уильям Шекспир воплощает понятие "классика" для самых разных культур и эпох. Точная дата его рождения не зафиксирована, но принято считать, что он родился 23 апреля в 1564 году. Примечательно, что умер он тоже 23 апреля, но в 1616 году.
Жил он давно, когда никому и в голову не приходило составлять биографии. И когда ученые спохватились, начали восстанавливать историю жизни Шекспира по крупицам. Энтузиазм некоторых исследователей породил множество легенд. Дело дошло и до того, что кто-то начал сомневаться в самом существовании Шекспира. До наших дней не сохранилось ни одного известного автобиографического письма или дневника.
Подтвердим или опровергнем мифы и легенды об Уильяме Шекспире в эфире радио Sputnik.
Гость: Николай Захаров, директор Шекспировского центра ИФПИ МосГУ, доктор философии, кандидат филологических наук.
- Шекспир не изобрел сюжетов. Он пользовался тем, что было до него. Он вносил важные нюансы.
- Шекспир - это язык.
- В школах сейчас, к сожалению, исключены "Гамлет" и "Ромео и Джульетта".
audio/mpeg
Жизнь Бернарда Шоу была долгой. Великий ирландский и британский драматург и писатель прожил 94 года, написал более ста книг. Его цитаты актуальны до сих пор. 26 июля исполняется 168 лет со дня рождения Шоу. Яркие события его биографии – на радио Sputnik.НЕ ДЖОРДЖ БЕРНАРД ШОУПисателю не нравилось его первое имя Джордж и поэтому он представлялся как Бернард Шоу. Вообще в нем сочеталось несочетаемое. Шоу увлекался боксом и машинами, торговал недвижимостью, был кассиром, музыкальным критиком и великим драматургом, а еще он был совершенно откровенным атеистом и убежденным социалистом. Он отказался от денежной части Нобелевской премии по литературе, еще раз подтвердив репутацию острослова. Присуждение премии Шоу назвал знаком благодарности за то облегчение, которое испытал мир, когда он ничего не написал в том году. Шоу называли вторым английским драматургом после Шекспира, хотя автор "Пигмалиона" нещадно критиковал великого классика.БИОГРАФИЯ ШОУ – ДЕТСТВО И ЮНОСТЬДжордж Бернард Шоу родился в Дублине 26 июля 1856 года в семье торговца зерном, в которой мальчик стал третьим и последним ребенком. У него были две сестры – Люсинда Френсис, театральная певица, и Элинор Агнес, которая умерла от туберкулеза в 20 лет. К моменту появления сына на свет отец Шоу Джордж прогорел в своих торговых делах и пристрастился к алкоголю. Это пагубное пристрастие в итоге разрушит его семью. Мать Бернарда Люсинда Элизабет была певицей и музыкантом-любителем. Она брала частные уроки и музицировала дома. Благодаря ей мальчик рос в атмосфере музыки и сам неплохо играл на фортепиано. Этот интерес к музыке очень помог ему в будущем, рассказал в интервью радио Sputnik главный редактор журнала "Иностранная литература" Александр Ливергант:"Когда Бернард Шоу в 20 лет уехал из Ирландии в Лондон к матери, которая переехала туда после развода, он смог сделать себе имя в роли музыкального критика. Он писал замечательные музыкальные рецензии, полные присущей ему язвительности. Это было всегда для него характерно. И только потом уже, в начале ХХ века, он стал писать пьесы".До переезда в Лондон Шоу учился сначала дома, а потом в 11 лет его отдали в протестантскую школу, где он был, как он позже признавался, предпоследним или последним учеником. Школу он называл самым вредным этапом своего образования. Впрочем, Александр Ливергант считает, что высказывания Шоу не всегда нужно воспринимать буквально, потому что ему всегда было свойственно ироническое и даже издевательское отношение ко всякого рода интервью:"Он очень любил рисоваться и был большим в этом отношении проказником. Писатели, которые его знали и которые с ним общались – все они, и прежде всего Честертон, – обращали внимание на эту его особенность. Корреспондентов, с которыми он разговаривал, он легко обманывал, рассказывал то, чего нет. Всячески над интервьюерами издевался, поэтому тут нужно быть в этом отношении очень осторожным".В 15 лет Шоу бросил школу и устроился клерком в фирму по продаже недвижимости. Он ненавидел эту работу, поскольку ему приходилось собирать квартплату с бедняков дублинских трущоб. Впоследствии эти грустные впечатления драматург описал в пьесе "Дома вдовца". Уволился он после того, как пришло письмо от матери, которая сообщала, что сестре Бернарда Агнес очень плохо и дни ее сочтены. Шоу едва успел проститься с сестрой. Она умерла на следующий день после его приезда в Лондон.Как пишут исследователи жизни и творчества Шоу, когда он уезжал из Дублина, то твердо знал, что туда он никогда уже не вернется. В Лондоне Шоу окончательно решил стать литератором.ТВОРЧЕСТВОКарьера романиста у Шоу не сложилась. Он написал пять романов, но ни один из них не снискал успеха ни у критиков, ни у читающей публики. Это и самый первый роман "Незрелость", и следующий – "Неразумный брак". Той же печальной участи удостоились и три других романа: "Любовь артиста", "Профессия Кэшеля Байрона" и "Неуживчивый социалист". Это были откровенно слабые произведения, отмечает главный редактор журнала "Иностранная литература" Александр Ливергант:"В художественной прозе он был намного слабее. У него есть два-три очень неплохих остроумных юмористических рассказа, но вот его романы откровенно слабые. Они основываются на его социалистических представлениях. Впрочем, поскольку Шоу хорошо знал себе цену, то он довольно быстро перестал этим заниматься".Одно время он работал театральным и музыкальным критиком. Причем работу эту он получил благодаря своим социалистическими убеждениям. Прочитав "Капитал" Маркса, Шоу объявил себя социалистом и вступил в "Фабианское общество", целью которого было установить социализм мирными средствами. Шоу часто выступал с лекциями о социализме и на одной из них познакомился с писателем Уильямом Арчером. Тот работал в Pall Mall Gazette и устроил туда Шоу в качестве театрального критика. За эту работу писателю обещали 40 фунтов в неделю. Таких денег новоиспеченный критик в жизни не держал в руках.Сарказм и юмор, присущий Бернарду Шоу, сразу оценила публика. Его едкие заметки читали с удовольствием, и вскоре он стал своим в театральной среде. Позже он становится музыкальным критиком и публикует в газете Star музыкальные рецензии под псевдонимом Корно ди Бассето. Его популярность растет как на дрожжах. Шоу приглашают на все концерты, которые дают в Лондоне, и он становится участников всех театральных событий. Причем он не отступает от своих принципов – писать честно и с долей ехидства. Эта искрометная сатира вывела его на новый уровень. На его ироничные критические статьи обратил внимание режиссер Джейкоб Грейн, основатель "Независимого театра", который открылся в Лондоне в 1891 году. Он предложил Шоу попробовать свои силы в написании пьес.Писатель вскоре отправил Грейну свою первую пьесу "Дома вдовца". Это произведение, в основу которого легли переживания Шоу, когда он собирал с бедняков деньги за проживание в трущобах. В пьесе двое друзей знакомятся с респектабельным богатым господином и его дочерью. Один из молодых людей влюбляется в девушку и делает ей предложение, однако потом узнает, что отец его избранницы нажил свое состояние довольно грязным способом, сдавая беднякам в аренду трущобы. Свадьба отменяется, но при этом горькая правда открывается и самому несостоявшемуся жениху. Он узнает, что его ценные бумаги обеспечены доходом от тех же самых трущоб.Это произведение Шоу позже включит в цикл "Неприятных пьес". Туда же писатель добавил и пьесу "Профессия миссис Уоррен". Она тоже посвящена социальным проблемам: молодая девушка узнает, что ее мать получает доходы от публичных домов. Поэтому она покидает семью, чтобы самой зарабатывать деньги честным трудом.Надо сказать, что публика холодно приняла постановку "Дома вдовца", но при этом пьесу положительно оценили режиссеры и пресса, которые создали вокруг автора настоящий ажиотаж.Шоу работал без устали. Он писал одну пьесу за другой. Вскоре вышел цикл, который автор иронически назвал "Пьесы для пуритан". Их постановкой уже занимались венские и берлинские театры, а публика была в восторге и рукоплескала знаменитому драматургу. Одна из пьес этого цикла – "Ученик дьявола" – прошла с огромным успехом на Бродвее. Шоу стали называть "вторым после Шекспира". При том что он изрядно критиковал классика, рассказал в интервью радио Sptnik Александр Ливергант:"Шоу был большим любителем критики Шекспира Он прилюдно критиковал английского классика. И у Шоу даже есть такая поздняя вещь, которая называется "Шекс против Шо", то есть Шекспир против Шоу, где он вывел такого нелепого разгневанного Шекспира. Кстати, самого Шоу сопоставляют и сравнивают с Оскаром Уайльдом. Во-первых, оба они по крови – ирландцы. Во-вторых, и тот и другой имели тенденцию к такому фарсовому издевательскому началу".В 1925 году Бернард Шоу получил Нобелевскую премию по литературе "за творчество, отмеченное идеализмом и гуманизмом, за искрометную сатиру, которая часто сочетается с исключительной поэтической красотой". Впрочем, от денежной части премии писатель отказался, поскольку был принципиальным противником любых премий. Правда, титул лауреата он все-таки принял, хотя на церемонию не пришел и при этом ехидно отметил, что "Альфреду Нобелю еще можно простить изобретение динамита, но только враг рода человеческого мог изобрести Нобелевскую премию".К премии "Оскар" Шоу отнесся с уважением. Статуэтку он получил за сценарий фильма "Пигмалион".Сегодня, признает Александр Ливергант, Шоу, к сожалению, мало популярен."В первые 20-30 лет ХХ века он был кумиром публики и его пьесы шли с огромным успехом. На сегодняшний день о нем помнят только литературоведы. А его знаменитые пьесы, которые ставились во многих странах, в том числе и в Советском Союзе, сейчас не ставятся совсем – это "Святая Жанна", "Дом, где разбиваются сердца", "Тележка с яблоками". Шоу считался основателем интеллектуального театра ХХ века. Его пьесы малодинамичны, это пьесы диалога, интеллектуальной дискуссии и диспута. В них, собственно говоря, ничего не происходит, но сам диалог держит зрителя в напряжении и не отпускает".ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬДо 42 лет Шоу оставался холостяком. Он случайно познакомился с такой же убежденной социалисткой и ирландкой, как и он, Шарлоттой Пейн-Таунзенд. Она была наследницей огромного состояния, и ходили разговоры, что брак был заключен по расчету. Однако Шарлотта очень любила Шоу. Еще до свадьбы она срочно прервала свое путешествие, когда узнала, что Шоу серьезно заболел. Она тут же вернулась в Англию и, по сути, спасла его. Они прожили вместе 45 лет. Детей у них не было, и все материнские чувства Шарлотта отдавала мужу. Весной 1943 года Шарлотта сильно разболелась и вскоре умерла. После ее смерти Шоу видели одиноко бродившим по улицам Лондона, совершенно потерянным.СМЕРТЬОставшись один, Шоу завел себе персидского кота, который спал у писателя на коленях. На вопросы друзей, не скучает ли он в одиночестве, Шоу отвечал, что "скучает только по себе, по тому, каким он был". В старости Шоу много времени проводил в саду. Как-то во время обрезки деревьев он упал, после чего так и не оправился. Джордж Бернард Шоу умер 2 ноября 1950 года. Ему было 94 года. Говорят, что некролог для газет он написал заранее.БЕРНАРД ШОУ И СССРВ 1931 году Шоу посетил СССР, где встретился с Иосифом Сталиным. Писателю уже было 75 лет. Шоу видел в Советском Союзе идеальное государство будущего и поехал проверить, что на самом деле представляет собой СССР. Шоу побывал в Мавзолее, после чего назвал Ленина "чистейшим интеллектуалом", указывая на руки вождя, которые, по его мнению, никогда не работали. Также он посетил Кремль, откуда Шоу показали вид на Храм Христа Спасителя, который в это время готовили к сносу. Наблюдая за этим, писатель сказал, что "Советам нужен не пятилетний экономический план, а эстетический". А когда Шоу показали сохраненные старые церкви, он назвал русских непоследовательными революционерами, приведя в пример Генриха VIII в Англии и Кромвеля в Ирландии, которые успешно разрушали монастыри. Из этого знаменитый драматург сделал вывод, что англичане – это истинные революционеры, а русские – полуреволюционеры. Когда Шоу вернулся домой, его атаковали журналисты, которые, видимо, рассчитывали получить негативные комментарии писателя про СССР, однако он сильно их разочаровал.По мнению Александра Ливерганта, это грустная история, потому что в СССР Шоу окружили невероятным вниманием, его всюду возили и показывали "преимущества социалистического строя", и он мало что понял:"То, что он писал про СССР, там есть некоторые иронические пассажи, поскольку он чувствовал, что есть много того, что ему не показывают и от чего его уводят в сторону, но в целом, будучи все-таки социалистом, он признавал большие успехи того, что происходило в Советском Союзе. То, что он не слишком разобрался, это, собственно, была не его вина, ведь очень многие англичане и американцы ездили в СССР и хвалили Сталина, не слишком понимая, что происходит в действительности, поскольку это все было очень от них далеко".ПРОИЗВЕДЕНИЯВсего Шоу написал более 60 пьес. Особенно популярными стали при жизни автора "Святая Иоанна", посвященная Жанне д'Арк, "Дом, где разбиваются сердца" – Шоу назвал эту пьесу "фантазией в русской манере на английские темы", – "Пигмалион" и "Тележка с яблоками". Постановка этой последней пьесы, которая принесла Шоу оглушительный успех, состоялась в 1929 году и открыла Малвернский фестиваль в честь драматурга.ЦИТАТЫКак-то Шоу спросили, как ему удается каждую минуту придумывать остроумные и мудрые фразы. В ответ он сказал, что это чрезвычайно просто. "Когда мне в голову приходит какая-нибудь глупая мысль, я тотчас говорю совершенно противоположное".Вполне можно взять на вооружение, как и другие цитаты и афоризмы Бернарда Шоу.Например, вот эту: "Иногда надо рассмешить людей, чтобы отвлечь их от намерения вас повесить".И, пожалуй, самая актуальная на сегодняшний день: "Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди".ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫПравильное произношение фамилии Shaw – "Шо", однако в русском языке закрепилось произношение "Шоу".Еще один интересный факт из жизни Шоу. Он вырос в протестантской семье, которая жила в преимущественно католической Ирландии, ходил в религиозные протестантские и католические школы, однако был абсолютным атеистом.Автор Ольга Героева, радио SputnikКоротко и по делу. Только отборные цитаты в нашем Телеграм-канале.
https://radiosputnik.ru/20210627/1738778523.html
https://radiosputnik.ru/20210226/marlo-1598932393.html
дублин
ирландия
Радио Спутник
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
2021
Радио Спутник
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Новости
ru-RU
https://radiosputnik.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
Радио Спутник
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
https://cdn.radiosputnik.ru/images/27362/19/273621922_57:0:2724:2000_1920x0_80_0_0_1d857edde8990c66e63298a1f5718eac.jpgРадио Спутник
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Радио Спутник
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
литература, дублин, ирландия, подкасты – радио sputnik
Авторы, Литература, Дублин, Ирландия, Подкасты – Радио Sputnik
Жизнь Бернарда Шоу была долгой. Великий ирландский и британский драматург и писатель прожил 94 года, написал более ста книг. Его цитаты актуальны до сих пор. 26 июля исполняется 168 лет со дня рождения Шоу. Яркие события его биографии – на радио Sputnik.
Писателю не нравилось его первое имя Джордж и поэтому он представлялся как Бернард Шоу. Вообще в нем сочеталось несочетаемое. Шоу увлекался боксом и машинами, торговал недвижимостью, был кассиром, музыкальным критиком и великим драматургом, а еще он был совершенно откровенным атеистом и убежденным социалистом. Он отказался от денежной части Нобелевской премии по литературе, еще раз подтвердив репутацию острослова. Присуждение премии Шоу назвал знаком благодарности за то облегчение, которое испытал мир, когда он ничего не написал в том году. Шоу называли вторым английским драматургом после Шекспира, хотя автор "Пигмалиона" нещадно критиковал великого классика.
БИОГРАФИЯ ШОУ – ДЕТСТВО И ЮНОСТЬ
Джордж Бернард Шоу родился в
Дублине 26 июля 1856 года в семье торговца зерном, в которой мальчик стал третьим и последним ребенком. У него были две сестры – Люсинда Френсис, театральная певица, и Элинор Агнес, которая умерла от туберкулеза в 20 лет. К моменту появления сына на свет отец Шоу Джордж прогорел в своих торговых делах и пристрастился к алкоголю. Это пагубное пристрастие в итоге разрушит его семью. Мать Бернарда Люсинда Элизабет была певицей и музыкантом-любителем. Она брала частные уроки и музицировала дома. Благодаря ей мальчик рос в атмосфере музыки и сам неплохо играл на фортепиано. Этот интерес к музыке очень помог ему в будущем, рассказал в интервью радио Sputnik главный редактор журнала "Иностранная литература" Александр Ливергант:
«
"Когда Бернард Шоу в 20 лет уехал из Ирландии в Лондон к матери, которая переехала туда после развода, он смог сделать себе имя в роли музыкального критика. Он писал замечательные музыкальные рецензии, полные присущей ему язвительности. Это было всегда для него характерно. И только потом уже, в начале ХХ века, он стал писать пьесы".
До переезда в
Лондон Шоу учился сначала дома, а потом в 11 лет его отдали в протестантскую школу, где он был, как он позже признавался, предпоследним или последним учеником. Школу он называл самым вредным этапом своего образования. Впрочем, Александр Ливергант считает, что высказывания Шоу не всегда нужно воспринимать буквально, потому что ему всегда было свойственно ироническое и даже издевательское отношение ко всякого рода интервью:
«
"Он очень любил рисоваться и был большим в этом отношении проказником. Писатели, которые его знали и которые с ним общались – все они, и прежде всего Честертон, – обращали внимание на эту его особенность. Корреспондентов, с которыми он разговаривал, он легко обманывал, рассказывал то, чего нет. Всячески над интервьюерами издевался, поэтому тут нужно быть в этом отношении очень осторожным".
В 15 лет Шоу бросил школу и устроился клерком в фирму по продаже недвижимости. Он ненавидел эту работу, поскольку ему приходилось собирать квартплату с бедняков дублинских трущоб. Впоследствии эти грустные впечатления драматург описал в пьесе "Дома вдовца". Уволился он после того, как пришло письмо от матери, которая сообщала, что сестре Бернарда Агнес очень плохо и дни ее сочтены. Шоу едва успел проститься с сестрой. Она умерла на следующий день после его приезда в Лондон.
Как пишут исследователи жизни и творчества Шоу, когда он уезжал из Дублина, то твердо знал, что туда он никогда уже не вернется. В Лондоне Шоу окончательно решил стать литератором.
Карьера романиста у Шоу не сложилась. Он написал пять романов, но ни один из них не снискал успеха ни у критиков, ни у читающей публики. Это и самый первый роман "Незрелость", и следующий – "Неразумный брак". Той же печальной участи удостоились и три других романа: "Любовь артиста", "Профессия Кэшеля Байрона" и "Неуживчивый социалист". Это были откровенно слабые произведения, отмечает главный редактор журнала "Иностранная литература" Александр Ливергант:
«
"В художественной прозе он был намного слабее. У него есть два-три очень неплохих остроумных юмористических рассказа, но вот его романы откровенно слабые. Они основываются на его социалистических представлениях. Впрочем, поскольку Шоу хорошо знал себе цену, то он довольно быстро перестал этим заниматься".
Одно время он работал театральным и музыкальным критиком. Причем работу эту он получил благодаря своим социалистическими убеждениям. Прочитав "Капитал" Маркса, Шоу объявил себя социалистом и вступил в "Фабианское общество", целью которого было установить социализм мирными средствами. Шоу часто выступал с лекциями о социализме и на одной из них познакомился с писателем Уильямом Арчером. Тот работал в Pall Mall Gazette и устроил туда Шоу в качестве театрального критика. За эту работу писателю обещали 40 фунтов в неделю. Таких денег новоиспеченный критик в жизни не держал в руках.
Сарказм и юмор, присущий Бернарду Шоу, сразу оценила публика. Его едкие заметки читали с удовольствием, и вскоре он стал своим в театральной среде. Позже он становится музыкальным критиком и публикует в газете Star музыкальные рецензии под псевдонимом Корно ди Бассето. Его популярность растет как на дрожжах. Шоу приглашают на все концерты, которые дают в Лондоне, и он становится участников всех театральных событий. Причем он не отступает от своих принципов – писать честно и с долей ехидства. Эта искрометная сатира вывела его на новый уровень. На его ироничные критические статьи обратил внимание режиссер Джейкоб Грейн, основатель "Независимого театра", который открылся в Лондоне в 1891 году. Он предложил Шоу попробовать свои силы в написании пьес.
Писатель вскоре отправил Грейну свою первую пьесу "Дома вдовца". Это произведение, в основу которого легли переживания Шоу, когда он собирал с бедняков деньги за проживание в трущобах. В пьесе двое друзей знакомятся с респектабельным богатым господином и его дочерью. Один из молодых людей влюбляется в девушку и делает ей предложение, однако потом узнает, что отец его избранницы нажил свое состояние довольно грязным способом, сдавая беднякам в аренду трущобы. Свадьба отменяется, но при этом горькая правда открывается и самому несостоявшемуся жениху. Он узнает, что его ценные бумаги обеспечены доходом от тех же самых трущоб.
Это произведение Шоу позже включит в цикл "Неприятных пьес". Туда же писатель добавил и пьесу "Профессия миссис Уоррен". Она тоже посвящена социальным проблемам: молодая девушка узнает, что ее мать получает доходы от публичных домов. Поэтому она покидает семью, чтобы самой зарабатывать деньги честным трудом.
Надо сказать, что публика холодно приняла постановку "Дома вдовца", но при этом пьесу положительно оценили режиссеры и пресса, которые создали вокруг автора настоящий ажиотаж.
Шоу работал без устали. Он писал одну пьесу за другой. Вскоре вышел цикл, который автор иронически назвал "Пьесы для пуритан". Их постановкой уже занимались венские и берлинские театры, а публика была в восторге и рукоплескала знаменитому драматургу. Одна из пьес этого цикла – "Ученик дьявола" – прошла с огромным успехом на Бродвее. Шоу стали называть "вторым после Шекспира". При том что он изрядно критиковал классика, рассказал в интервью радио Sptnik Александр Ливергант:
«
"Шоу был большим любителем критики Шекспира Он прилюдно критиковал английского классика. И у Шоу даже есть такая поздняя вещь, которая называется "Шекс против Шо", то есть Шекспир против Шоу, где он вывел такого нелепого разгневанного Шекспира. Кстати, самого Шоу сопоставляют и сравнивают с Оскаром Уайльдом. Во-первых, оба они по крови – ирландцы. Во-вторых, и тот и другой имели тенденцию к такому фарсовому издевательскому началу".
В 1925 году Бернард Шоу получил Нобелевскую премию по литературе "за творчество, отмеченное идеализмом и гуманизмом, за искрометную сатиру, которая часто сочетается с исключительной поэтической красотой". Впрочем, от денежной части премии писатель отказался, поскольку был принципиальным противником любых премий. Правда, титул лауреата он все-таки принял, хотя на церемонию не пришел и при этом ехидно отметил, что "
Альфреду Нобелю еще можно простить изобретение динамита, но только враг рода человеческого мог изобрести Нобелевскую премию".
К премии "Оскар" Шоу отнесся с уважением. Статуэтку он получил за сценарий фильма "Пигмалион".
Сегодня, признает Александр Ливергант, Шоу, к сожалению, мало популярен.
«
"В первые 20-30 лет ХХ века он был кумиром публики и его пьесы шли с огромным успехом. На сегодняшний день о нем помнят только литературоведы. А его знаменитые пьесы, которые ставились во многих странах, в том числе и в Советском Союзе, сейчас не ставятся совсем – это "Святая Жанна", "Дом, где разбиваются сердца", "Тележка с яблоками". Шоу считался основателем интеллектуального театра ХХ века. Его пьесы малодинамичны, это пьесы диалога, интеллектуальной дискуссии и диспута. В них, собственно говоря, ничего не происходит, но сам диалог держит зрителя в напряжении и не отпускает".
До 42 лет Шоу оставался холостяком. Он случайно познакомился с такой же убежденной социалисткой и ирландкой, как и он, Шарлоттой Пейн-Таунзенд. Она была наследницей огромного состояния, и ходили разговоры, что брак был заключен по расчету. Однако Шарлотта очень любила Шоу. Еще до свадьбы она срочно прервала свое путешествие, когда узнала, что Шоу серьезно заболел. Она тут же вернулась в
Англию и, по сути, спасла его. Они прожили вместе 45 лет. Детей у них не было, и все материнские чувства Шарлотта отдавала мужу.
Весной 1943 года Шарлотта сильно разболелась и вскоре умерла. После ее смерти Шоу видели одиноко бродившим по улицам Лондона, совершенно потерянным.
Оставшись один, Шоу завел себе персидского кота, который спал у писателя на коленях. На вопросы друзей, не скучает ли он в одиночестве, Шоу отвечал, что "скучает только по себе, по тому, каким он был". В старости Шоу много времени проводил в саду. Как-то во время обрезки деревьев он упал, после чего так и не оправился. Джордж Бернард Шоу умер 2 ноября 1950 года. Ему было 94 года. Говорят, что некролог для газет он написал заранее.
В 1931 году Шоу посетил СССР, где встретился с
Иосифом Сталиным. Писателю уже было 75 лет. Шоу видел в
Советском Союзе идеальное государство будущего и поехал проверить, что на самом деле представляет собой СССР. Шоу побывал в Мавзолее, после чего назвал Ленина "чистейшим интеллектуалом", указывая на руки вождя, которые, по его мнению, никогда не работали. Также он посетил Кремль, откуда Шоу показали вид на Храм Христа Спасителя, который в это время готовили к сносу. Наблюдая за этим, писатель сказал, что "Советам нужен не пятилетний экономический план, а эстетический". А когда Шоу показали сохраненные старые церкви, он назвал русских непоследовательными революционерами, приведя в пример Генриха VIII в Англии и Кромвеля в
Ирландии, которые успешно разрушали монастыри. Из этого знаменитый драматург сделал вывод, что англичане – это истинные революционеры, а русские – полуреволюционеры. Когда Шоу вернулся домой, его атаковали журналисты, которые, видимо, рассчитывали получить негативные комментарии писателя про СССР, однако он сильно их разочаровал.
По мнению Александра Ливерганта, это грустная история, потому что в СССР Шоу окружили невероятным вниманием, его всюду возили и показывали "преимущества социалистического строя", и он мало что понял:
«
"То, что он писал про СССР, там есть некоторые иронические пассажи, поскольку он чувствовал, что есть много того, что ему не показывают и от чего его уводят в сторону, но в целом, будучи все-таки социалистом, он признавал большие успехи того, что происходило в Советском Союзе. То, что он не слишком разобрался, это, собственно, была не его вина, ведь очень многие англичане и американцы ездили в СССР и хвалили Сталина, не слишком понимая, что происходит в действительности, поскольку это все было очень от них далеко".
Всего Шоу написал более 60 пьес. Особенно популярными стали при жизни автора "Святая Иоанна", посвященная Жанне д'Арк, "Дом, где разбиваются сердца" – Шоу назвал эту пьесу "фантазией в русской манере на английские темы", – "Пигмалион" и "Тележка с яблоками". Постановка этой последней пьесы, которая принесла Шоу оглушительный успех, состоялась в 1929 году и открыла Малвернский фестиваль в честь драматурга.
Как-то Шоу спросили, как ему удается каждую минуту придумывать остроумные и мудрые фразы. В ответ он сказал, что это чрезвычайно просто. "Когда мне в голову приходит какая-нибудь глупая мысль, я тотчас говорю совершенно противоположное".
Вполне можно взять на вооружение, как и другие цитаты и афоризмы Бернарда Шоу.
Например, вот эту: "Иногда надо рассмешить людей, чтобы отвлечь их от намерения вас повесить".
И, пожалуй, самая актуальная на сегодняшний день: "Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди".
Правильное произношение фамилии Shaw – "Шо", однако в русском языке закрепилось произношение "Шоу".
Еще один интересный факт из жизни Шоу. Он вырос в протестантской семье, которая жила в преимущественно католической Ирландии, ходил в религиозные протестантские и католические школы, однако был абсолютным атеистом.
Автор Ольга Героева, радио Sputnik
Коротко и по делу. Только отборные цитаты в нашем Телеграм-канале.