https://radiosputnik.ru/20210606/1735845593.html
Мученик четырнадцатого класса: станционный смотритель
Мученик четырнадцатого класса: станционный смотритель - Радио Sputnik, 07.06.2021
Мученик четырнадцатого класса: станционный смотритель
Станционные смотрители имели чин коллежского регистратора. До 1840-х годов он давал личное дворянство, но это не всегда избавляло от неприятностей. Об этом в программе радио Sputnik "Российская летопись" расскажет ее автор и ведущий Владимир Бычков.
2021-06-06T08:33
2021-06-06T08:33
2021-06-07T14:32
в эфире
подкасты – радио sputnik
российская летопись
общество
история
николай i
санкт-петербург
москва
https://cdn.radiosputnik.ru/images/07e5/06/06/1735846417_0:160:3072:1888_1920x0_80_0_0_f823b400f748a5cafc0da696b79b9dd3.jpg
Мученик четырнадцатого класса: станционный смотритель
Автор Владимир Бычков, радио Sputnik
Лид: Станционные смотрители имели чин коллежского регистратора. До 1840-х годов он давал личное дворянство, но это не всегда избавляло от неприятностей. Об этом в программе радио Sputnik "Российская летопись" расскажет ее автор и ведущий Владимир Бычков.
В июне 1641 года родился Андрей Андреевич Виниус, сподвижник Петра I, думный дьяк. Его стараниями была заведена и построена "Московская пушкарская школа".
Виниус еще в царствование Алексея Михайловича, в 1675 году, был назначен первым русским почтмейстером. А первые почтовые станции – ямы – появились еще в XIII веке. Была и ямская повинность. Окрестное население должно было поставлять в ямы лошадей с проводниками и содержать в исправности дороги.
Но я хочу поговорить не о дорогах или дураках и даже не о дураках на дорогах, а о почтовых станциях и о станционных смотрителях. Многие десятилетия они были символом путешествия и важным элементом повседневной жизни, о которых не раз вспоминали в своих произведениях писатели и поэты.
Катит по-прежнему телега; Под вечер мы привыкли к ней И дремля едем до ночлега, А время гонит лошадей...
Путь от Петербурга до Москвы на почтовых лошадях преодолевали минимум за 3 дня. Рекорд установил Николай I. В декабре 1833 году Пушкин записал в дневнике: "Вчера государь возвратился из Москвы, он приехал в 38 часов".
Как выглядели почтовые станции? Во времена того же Николая I на главных дорогах они были построены единообразно по внешнему виду, для путников – удобные. Некоторые из них сохранились до наших дней. Характерный облик станции – стрельчатые готические окна, высокое крыльцо и дверь посреди главного фасада, две большие комнаты по сторонам от сеней, широкий двор с колодцем и навесом для лошадей и экипажей.
Даже завзятый русофоб маркиз Астольф де Кюстин, путешествуя из Петербурга в Москву, остался доволен видом станций: "Дом, в котором я пишу, отличается элегантностью. Это в одно и то же время и почтовая станция, и гостиница, похожая на дачу богатого частного лица. Потолок и стены расписаны в итальянском стиле, нижний этаж состоит из нескольких просторных зал и напоминает провинциальный французский ресторан".
А английский офицер Джеймс Александер даже поругивал "некоторых путешественников, которые не видят в России ничего положительного и находят удовольствие в том, чтобы жаловаться на отсутствие удобств". И наставительно рекомендовал: "Тогда им бы лучше сидеть дома, а не ездить за границу и глядеть вокруг через очки предубеждения. Отмечу, что на каждой станции мы утоляли голод в трактирах не только вкусными, но и хорошо подаваемыми блюдами".
Впрочем, справедливости ради надо сказать, что многие станции не могли порадовать ни комфортом, ни изысканностью блюд. Ругались даже привыкшие ко многому русские путешественники. "Придирки, прижимки, холод, голод, дороговизна неприятным образом напомнили нам, что мы в отечестве", жаловался славянофил Иван Сергеевич Аксаков в письме к приятелю.
Тут все зависело от личности станционного смотрителя. Со времен матушки Екатерины он официально именовался почт-комиссаром и имел чин коллежского регистратора – низший, 14-й класс Табели о рангах. До 1840-х годов этот чин давал личное дворянство. Впрочем, этот не всегда избавляло от неприятностей.
Поэт князь Вяземский писал в "Старой записной книжке": "Проезжающий поколотил станционного смотрителя. Подобного рода путевые впечатления не новость. Смотритель был с амбицией. Он приехал к начальству просить дозволения подать на обидчика жалобу и взыскать с него за бесчестие. Начальство старалось убедить его бросить это дело и не давать ему огласки. "Помилуйте, Ваше Превосходительство, – возразил смотритель, – одна пощечина, конечно, в счет не идет, а несколько пощечин в сложности чего-нибудь да стоят"".
Так что должность станционного смотрителя – это удел неудачников и "башмачкиных". Скромные доходы при многочисленных заботах: вечные хлопоты о станционном хозяйстве, нехватка почтовых лошадей, брань сановников и курьеров, постоянные споры и ругань с ямщиками.
Пушкин создал трогательный образ станционного смотрителя Самсона Вырина. В самом начале повести поэт грустно размышляет о судьбе этого маленького и скромного человека:
"Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался? Кто, в минуту гнева, не требовал от них роковой книги, дабы вписать в оную свою бесполезную жалобу на притеснение, грубость и неисправность? Кто не почитает их извергами человеческого рода, равными покойным подьячим или, по крайней мере, муромским разбойникам? Будем однако справедливы, постараемся войти в их положение и, может быть, станем судить о них гораздо снисходительнее. Что такое станционный смотритель? Сущий мученик четырнадцатого класса, огражденный своим чином токмо от побоев, и то не всегда...
Какова должность сего диктатора, как называет его шутливо князь Вяземский? Не настоящая ли каторга? Покою ни днем, ни ночью. Всю досаду, накопленную во время скучной езды, путешественник вымещает на смотрителе. Погода несносная, дорога скверная, ямщик упрямый, лошади не везут – а виноват смотритель. Входя в бедное его жилище, проезжающий смотрит на него как на врага; хорошо, если удастся ему скоро избавиться от непрошеного гостя; но если не случится лошадей?.. боже! какие ругательства, какие угрозы посыплются на его голову! В дождь и слякоть принужден он бегать по дворам; в бурю, в крещенский мороз уходит он в сени, чтоб только на минуту отдохнуть от крика и толчков раздраженного постояльца. Приезжает генерал; дрожащий смотритель отдает ему две последние тройки, в том числе курьерскую. Генерал едет, не сказав ему спасибо. Чрез пять минут – колокольчик!.. и фельдъегерь бросает ему на стол свою подорожную!.. Вникнем во все это хорошенько, и вместо негодования сердце наше исполнится искренним состраданием"...
С дальним родственником Александра Сергеевича, Алексеем Михайловичем Пушкиным, на почтовой станции произошел забавный случай, который описал поэт Вяземский: "В течение войны 1806 года и учреждения народной милиции имя Бонапарта сделалось очень известным и популярным во всех углах России... Алексей Михайлович Пушкин, состоявший на милиционной службе..., рассказывал следующее. На почтовой станции одной из отдаленных губерний заметил он в комнате смотрителя портрет Наполеона, приклеенный к стене. – Зачем держишь ты у себя этого мерзавца? – А вот затем, Ваше Превосходительство, – отвечает он, – что если, не равно, Бонапартий под чужим именем, или с фальшивою подорожною приедет на мою станцию, я тотчас по портрету признаю его, голубчика, схвачу, свяжу, да и представлю начальству. – А, это дело другое! – сказал Пушкин".
Думается, с этого портрета и началась долгая история хорошо знакомых всем стендов с названием "Их разыскивает милиция"...
В этом выпуске вы также услышите:
– Гоголь.
– Великий московский пожар 1737 года.
audio/mpeg
Мученик четырнадцатого класса: станционный смотритель
Автор Владимир Бычков, радио Sputnik
Лид: Станционные смотрители имели чин коллежского регистратора. До 1840-х годов он давал личное дворянство, но это не всегда избавляло от неприятностей. Об этом в программе радио Sputnik "Российская летопись" расскажет ее автор и ведущий Владимир Бычков.
В июне 1641 года родился Андрей Андреевич Виниус, сподвижник Петра I, думный дьяк. Его стараниями была заведена и построена "Московская пушкарская школа".
Виниус еще в царствование Алексея Михайловича, в 1675 году, был назначен первым русским почтмейстером. А первые почтовые станции – ямы – появились еще в XIII веке. Была и ямская повинность. Окрестное население должно было поставлять в ямы лошадей с проводниками и содержать в исправности дороги.
Но я хочу поговорить не о дорогах или дураках и даже не о дураках на дорогах, а о почтовых станциях и о станционных смотрителях. Многие десятилетия они были символом путешествия и важным элементом повседневной жизни, о которых не раз вспоминали в своих произведениях писатели и поэты.
Катит по-прежнему телега; Под вечер мы привыкли к ней И дремля едем до ночлега, А время гонит лошадей...
Путь от Петербурга до Москвы на почтовых лошадях преодолевали минимум за 3 дня. Рекорд установил Николай I. В декабре 1833 году Пушкин записал в дневнике: "Вчера государь возвратился из Москвы, он приехал в 38 часов".
Как выглядели почтовые станции? Во времена того же Николая I на главных дорогах они были построены единообразно по внешнему виду, для путников – удобные. Некоторые из них сохранились до наших дней. Характерный облик станции – стрельчатые готические окна, высокое крыльцо и дверь посреди главного фасада, две большие комнаты по сторонам от сеней, широкий двор с колодцем и навесом для лошадей и экипажей.
Даже завзятый русофоб маркиз Астольф де Кюстин, путешествуя из Петербурга в Москву, остался доволен видом станций: "Дом, в котором я пишу, отличается элегантностью. Это в одно и то же время и почтовая станция, и гостиница, похожая на дачу богатого частного лица. Потолок и стены расписаны в итальянском стиле, нижний этаж состоит из нескольких просторных зал и напоминает провинциальный французский ресторан".
А английский офицер Джеймс Александер даже поругивал "некоторых путешественников, которые не видят в России ничего положительного и находят удовольствие в том, чтобы жаловаться на отсутствие удобств". И наставительно рекомендовал: "Тогда им бы лучше сидеть дома, а не ездить за границу и глядеть вокруг через очки предубеждения. Отмечу, что на каждой станции мы утоляли голод в трактирах не только вкусными, но и хорошо подаваемыми блюдами".
Впрочем, справедливости ради надо сказать, что многие станции не могли порадовать ни комфортом, ни изысканностью блюд. Ругались даже привыкшие ко многому русские путешественники. "Придирки, прижимки, холод, голод, дороговизна неприятным образом напомнили нам, что мы в отечестве", жаловался славянофил Иван Сергеевич Аксаков в письме к приятелю.
Тут все зависело от личности станционного смотрителя. Со времен матушки Екатерины он официально именовался почт-комиссаром и имел чин коллежского регистратора – низший, 14-й класс Табели о рангах. До 1840-х годов этот чин давал личное дворянство. Впрочем, этот не всегда избавляло от неприятностей.
Поэт князь Вяземский писал в "Старой записной книжке": "Проезжающий поколотил станционного смотрителя. Подобного рода путевые впечатления не новость. Смотритель был с амбицией. Он приехал к начальству просить дозволения подать на обидчика жалобу и взыскать с него за бесчестие. Начальство старалось убедить его бросить это дело и не давать ему огласки. "Помилуйте, Ваше Превосходительство, – возразил смотритель, – одна пощечина, конечно, в счет не идет, а несколько пощечин в сложности чего-нибудь да стоят"".
Так что должность станционного смотрителя – это удел неудачников и "башмачкиных". Скромные доходы при многочисленных заботах: вечные хлопоты о станционном хозяйстве, нехватка почтовых лошадей, брань сановников и курьеров, постоянные споры и ругань с ямщиками.
Пушкин создал трогательный образ станционного смотрителя Самсона Вырина. В самом начале повести поэт грустно размышляет о судьбе этого маленького и скромного человека:
"Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался? Кто, в минуту гнева, не требовал от них роковой книги, дабы вписать в оную свою бесполезную жалобу на притеснение, грубость и неисправность? Кто не почитает их извергами человеческого рода, равными покойным подьячим или, по крайней мере, муромским разбойникам? Будем однако справедливы, постараемся войти в их положение и, может быть, станем судить о них гораздо снисходительнее. Что такое станционный смотритель? Сущий мученик четырнадцатого класса, огражденный своим чином токмо от побоев, и то не всегда...
Какова должность сего диктатора, как называет его шутливо князь Вяземский? Не настоящая ли каторга? Покою ни днем, ни ночью. Всю досаду, накопленную во время скучной езды, путешественник вымещает на смотрителе. Погода несносная, дорога скверная, ямщик упрямый, лошади не везут – а виноват смотритель. Входя в бедное его жилище, проезжающий смотрит на него как на врага; хорошо, если удастся ему скоро избавиться от непрошеного гостя; но если не случится лошадей?.. боже! какие ругательства, какие угрозы посыплются на его голову! В дождь и слякоть принужден он бегать по дворам; в бурю, в крещенский мороз уходит он в сени, чтоб только на минуту отдохнуть от крика и толчков раздраженного постояльца. Приезжает генерал; дрожащий смотритель отдает ему две последние тройки, в том числе курьерскую. Генерал едет, не сказав ему спасибо. Чрез пять минут – колокольчик!.. и фельдъегерь бросает ему на стол свою подорожную!.. Вникнем во все это хорошенько, и вместо негодования сердце наше исполнится искренним состраданием"...
С дальним родственником Александра Сергеевича, Алексеем Михайловичем Пушкиным, на почтовой станции произошел забавный случай, который описал поэт Вяземский: "В течение войны 1806 года и учреждения народной милиции имя Бонапарта сделалось очень известным и популярным во всех углах России... Алексей Михайлович Пушкин, состоявший на милиционной службе..., рассказывал следующее. На почтовой станции одной из отдаленных губерний заметил он в комнате смотрителя портрет Наполеона, приклеенный к стене. – Зачем держишь ты у себя этого мерзавца? – А вот затем, Ваше Превосходительство, – отвечает он, – что если, не равно, Бонапартий под чужим именем, или с фальшивою подорожною приедет на мою станцию, я тотчас по портрету признаю его, голубчика, схвачу, свяжу, да и представлю начальству. – А, это дело другое! – сказал Пушкин".
Думается, с этого портрета и началась долгая история хорошо знакомых всем стендов с названием "Их разыскивает милиция"...
В этом выпуске вы также услышите:
– Гоголь.
– Великий московский пожар 1737 года.
audio/mpeg
В июне 1641 года родился Андрей Андреевич Виниус, сподвижник Петра I, думный дьяк. Его стараниями была заведена и построена "Московская пушкарская школа".Виниус еще в царствование Алексея Михайловича, в 1675 году, был назначен первым русским почтмейстером. А первые почтовые станции – ямы – появились еще в XIII веке. Была и ямская повинность. Окрестное население должно было поставлять в ямы лошадей с проводниками и содержать в исправности дороги.Но я хочу поговорить не о дорогах или дураках и даже не о дураках на дорогах, а о почтовых станциях и о станционных смотрителях. Многие десятилетия они были символом путешествия и важным элементом повседневной жизни, о которых не раз вспоминали в своих произведениях писатели и поэты.Катит по-прежнему телега;Под вечер мы привыкли к нейИ дремля едем до ночлега,А время гонит лошадей...Путь от Петербурга до Москвы на почтовых лошадях преодолевали минимум за 3 дня. Рекорд установил Николай I. В декабре 1833 году Пушкин записал в дневнике: "Вчера государь возвратился из Москвы, он приехал в 38 часов".Как выглядели почтовые станции? Во времена того же Николая I на главных дорогах они были построены единообразно по внешнему виду, для путников – удобные. Некоторые из них сохранились до наших дней. Характерный облик станции – стрельчатые готические окна, высокое крыльцо и дверь посреди главного фасада, две большие комнаты по сторонам от сеней, широкий двор с колодцем и навесом для лошадей и экипажей.Даже завзятый русофоб маркиз Астольф де Кюстин, путешествуя из Петербурга в Москву, остался доволен видом станций: "Дом, в котором я пишу, отличается элегантностью. Это в одно и то же время и почтовая станция, и гостиница, похожая на дачу богатого частного лица. Потолок и стены расписаны в итальянском стиле, нижний этаж состоит из нескольких просторных зал и напоминает провинциальный французский ресторан".А английский офицер Джеймс Александер даже поругивал "некоторых путешественников, которые не видят в России ничего положительного и находят удовольствие в том, чтобы жаловаться на отсутствие удобств". И наставительно рекомендовал: "Тогда им бы лучше сидеть дома, а не ездить за границу и глядеть вокруг через очки предубеждения. Отмечу, что на каждой станции мы утоляли голод в трактирах не только вкусными, но и хорошо подаваемыми блюдами".Впрочем, справедливости ради надо сказать, что многие станции не могли порадовать ни комфортом, ни изысканностью блюд. Ругались даже привыкшие ко многому русские путешественники. "Придирки, прижимки, холод, голод, дороговизна неприятным образом напомнили нам, что мы в отечестве", жаловался славянофил Иван Сергеевич Аксаков в письме к приятелю.Тут все зависело от личности станционного смотрителя. Со времен матушки Екатерины он официально именовался почт-комиссаром и имел чин коллежского регистратора – низший, 14-й класс Табели о рангах. До 1840-х годов этот чин давал личное дворянство. Впрочем, этот не всегда избавляло от неприятностей.Поэт князь Вяземский писал в "Старой записной книжке": "Проезжающий поколотил станционного смотрителя. Подобного рода путевые впечатления не новость. Смотритель был с амбицией. Он приехал к начальству просить дозволения подать на обидчика жалобу и взыскать с него за бесчестие. Начальство старалось убедить его бросить это дело и не давать ему огласки."Помилуйте, Ваше Превосходительство, – возразил смотритель, – одна пощечина, конечно, в счет не идет, а несколько пощечин в сложности чего-нибудь да стоят"".Так что должность станционного смотрителя – это удел неудачников и "башмачкиных". Скромные доходы при многочисленных заботах: вечные хлопоты о станционном хозяйстве, нехватка почтовых лошадей, брань сановников и курьеров, постоянные споры и ругань с ямщиками.Пушкин создал трогательный образ станционного смотрителя Самсона Вырина. В самом начале повести поэт грустно размышляет о судьбе этого маленького и скромного человека:"Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался? Кто, в минуту гнева, не требовал от них роковой книги, дабы вписать в оную свою бесполезную жалобу на притеснение, грубость и неисправность? Кто не почитает их извергами человеческого рода, равными покойным подьячим или, по крайней мере, муромским разбойникам? Будем однако справедливы, постараемся войти в их положение и, может быть, станем судить о них гораздо снисходительнее. Что такое станционный смотритель? Сущий мученик четырнадцатого класса, огражденный своим чином токмо от побоев, и то не всегда...Какова должность сего диктатора, как называет его шутливо князь Вяземский? Не настоящая ли каторга? Покою ни днем, ни ночью. Всю досаду, накопленную во время скучной езды, путешественник вымещает на смотрителе. Погода несносная, дорога скверная, ямщик упрямый, лошади не везут – а виноват смотритель. Входя в бедное его жилище, проезжающий смотрит на него как на врага; хорошо, если удастся ему скоро избавиться от непрошеного гостя; но если не случится лошадей?.. боже! какие ругательства, какие угрозы посыплются на его голову! В дождь и слякоть принужден он бегать по дворам; в бурю, в крещенский мороз уходит он в сени, чтоб только на минуту отдохнуть от крика и толчков раздраженного постояльца. Приезжает генерал; дрожащий смотритель отдает ему две последние тройки, в том числе курьерскую. Генерал едет, не сказав ему спасибо. Чрез пять минут – колокольчик!.. и фельдъегерь бросает ему на стол свою подорожную!.. Вникнем во все это хорошенько, и вместо негодования сердце наше исполнится искренним состраданием"...С дальним родственником Александра Сергеевича, Алексеем Михайловичем Пушкиным, на почтовой станции произошел забавный случай, который описал поэт Вяземский: "В течение войны 1806 года и учреждения народной милиции имя Бонапарта сделалось очень известным и популярным во всех углах России... Алексей Михайлович Пушкин, состоявший на милиционной службе..., рассказывал следующее. На почтовой станции одной из отдаленных губерний заметил он в комнате смотрителя портрет Наполеона, приклеенный к стене.– Зачем держишь ты у себя этого мерзавца?– А вот затем, Ваше Превосходительство, – отвечает он, – что если, не равно, Бонапартий под чужим именем, или с фальшивою подорожною приедет на мою станцию, я тотчас по портрету признаю его, голубчика, схвачу, свяжу, да и представлю начальству.– А, это дело другое! – сказал Пушкин".Думается, с этого портрета и началась долгая история хорошо знакомых всем стендов с названием "Их разыскивает милиция"...В этом выпуске вы также услышите:– Гоголь.– Великий московский пожар 1737 года.Коротко и по делу. Только отборные цитаты в нашем Телеграм-канале.
санкт-петербург
москва
россия
Радио Спутник
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
2021
Владимир Бычков
https://cdn.radiosputnik.ru/images/147864/47/1478644726_749:0:3743:2994_100x100_80_0_0_905ee0b9ba84015abc1396146c74b9f7.jpg
Владимир Бычков
https://cdn.radiosputnik.ru/images/147864/47/1478644726_749:0:3743:2994_100x100_80_0_0_905ee0b9ba84015abc1396146c74b9f7.jpg
Новости
ru-RU
https://radiosputnik.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
Радио Спутник
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
https://cdn.radiosputnik.ru/images/07e5/06/06/1735846417_171:0:2902:2048_1920x0_80_0_0_fc4fb427c2e7f427fad0ddc6d326f109.jpgРадио Спутник
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Владимир Бычков
https://cdn.radiosputnik.ru/images/147864/47/1478644726_749:0:3743:2994_100x100_80_0_0_905ee0b9ba84015abc1396146c74b9f7.jpg
в эфире, подкасты – радио sputnik, российская летопись, общество, история, николай i, санкт-петербург, москва, александр пушкин, россия
В эфире, Подкасты – Радио Sputnik, Российская летопись, Общество, история, Николай I, Санкт-Петербург, Москва, Александр Пушкин, Россия
В июне 1641 года родился Андрей Андреевич Виниус, сподвижник Петра I, думный дьяк. Его стараниями была заведена и построена "Московская пушкарская школа".
Виниус еще в царствование Алексея Михайловича, в 1675 году, был назначен первым русским почтмейстером. А первые почтовые станции – ямы – появились еще в XIII веке. Была и ямская повинность. Окрестное население должно было поставлять в ямы лошадей с проводниками и содержать в исправности дороги.
Но я хочу поговорить не о дорогах или дураках и даже не о дураках на дорогах, а о почтовых станциях и о станционных смотрителях. Многие десятилетия они были символом путешествия и важным элементом повседневной жизни, о которых не раз вспоминали в своих произведениях писатели и поэты.
Катит по-прежнему телега;
Под вечер мы привыкли к ней
И дремля едем до ночлега,
Путь от
Петербурга до
Москвы на почтовых лошадях преодолевали минимум за 3 дня. Рекорд установил
Николай I. В декабре 1833 году Пушкин записал в дневнике: "Вчера государь возвратился из Москвы, он приехал в 38 часов".
Как выглядели почтовые станции? Во времена того же Николая I на главных дорогах они были построены единообразно по внешнему виду, для путников – удобные. Некоторые из них сохранились до наших дней. Характерный облик станции – стрельчатые готические окна, высокое крыльцо и дверь посреди главного фасада, две большие комнаты по сторонам от сеней, широкий двор с колодцем и навесом для лошадей и экипажей.
Даже завзятый русофоб маркиз Астольф де Кюстин, путешествуя из Петербурга в Москву, остался доволен видом станций: "Дом, в котором я пишу, отличается элегантностью. Это в одно и то же время и почтовая станция, и гостиница, похожая на дачу богатого частного лица. Потолок и стены расписаны в итальянском стиле, нижний этаж состоит из нескольких просторных зал и напоминает провинциальный французский ресторан".
А английский офицер Джеймс Александер даже поругивал "некоторых путешественников, которые не видят в
России ничего положительного и находят удовольствие в том, чтобы жаловаться на отсутствие удобств". И наставительно рекомендовал: "Тогда им бы лучше сидеть дома, а не ездить за границу и глядеть вокруг через очки предубеждения. Отмечу, что на каждой станции мы утоляли голод в трактирах не только вкусными, но и хорошо подаваемыми блюдами".
Впрочем, справедливости ради надо сказать, что многие станции не могли порадовать ни комфортом, ни изысканностью блюд. Ругались даже привыкшие ко многому русские путешественники. "Придирки, прижимки, холод, голод, дороговизна неприятным образом напомнили нам, что мы в отечестве", жаловался славянофил Иван Сергеевич Аксаков в письме к приятелю.
Тут все зависело от личности станционного смотрителя. Со времен матушки Екатерины он официально именовался почт-комиссаром и имел чин коллежского регистратора – низший, 14-й класс Табели о рангах. До 1840-х годов этот чин давал личное дворянство. Впрочем, этот не всегда избавляло от неприятностей.
Поэт князь Вяземский писал в "Старой записной книжке": "Проезжающий поколотил станционного смотрителя. Подобного рода путевые впечатления не новость. Смотритель был с амбицией. Он приехал к начальству просить дозволения подать на обидчика жалобу и взыскать с него за бесчестие. Начальство старалось убедить его бросить это дело и не давать ему огласки.
"Помилуйте, Ваше Превосходительство, – возразил смотритель, – одна пощечина, конечно, в счет не идет, а несколько пощечин в сложности чего-нибудь да стоят"".
Так что должность станционного смотрителя – это удел неудачников и "башмачкиных". Скромные доходы при многочисленных заботах: вечные хлопоты о станционном хозяйстве, нехватка почтовых лошадей, брань сановников и курьеров, постоянные споры и ругань с ямщиками.
Пушкин создал трогательный образ станционного смотрителя Самсона Вырина. В самом начале повести поэт грустно размышляет о судьбе этого маленького и скромного человека:
"Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался? Кто, в минуту гнева, не требовал от них роковой книги, дабы вписать в оную свою бесполезную жалобу на притеснение, грубость и неисправность? Кто не почитает их извергами человеческого рода, равными покойным подьячим или, по крайней мере, муромским разбойникам? Будем однако справедливы, постараемся войти в их положение и, может быть, станем судить о них гораздо снисходительнее. Что такое станционный смотритель? Сущий мученик четырнадцатого класса, огражденный своим чином токмо от побоев, и то не всегда...
Какова должность сего диктатора, как называет его шутливо князь Вяземский? Не настоящая ли каторга? Покою ни днем, ни ночью. Всю досаду, накопленную во время скучной езды, путешественник вымещает на смотрителе. Погода несносная, дорога скверная, ямщик упрямый, лошади не везут – а виноват смотритель. Входя в бедное его жилище, проезжающий смотрит на него как на врага; хорошо, если удастся ему скоро избавиться от непрошеного гостя; но если не случится лошадей?.. боже! какие ругательства, какие угрозы посыплются на его голову! В дождь и слякоть принужден он бегать по дворам; в бурю, в крещенский мороз уходит он в сени, чтоб только на минуту отдохнуть от крика и толчков раздраженного постояльца. Приезжает генерал; дрожащий смотритель отдает ему две последние тройки, в том числе курьерскую. Генерал едет, не сказав ему спасибо. Чрез пять минут – колокольчик!.. и фельдъегерь бросает ему на стол свою подорожную!.. Вникнем во все это хорошенько, и вместо негодования сердце наше исполнится искренним состраданием"...
С дальним родственником Александра Сергеевича, Алексеем Михайловичем Пушкиным, на почтовой станции произошел забавный случай, который описал поэт Вяземский: "В течение войны 1806 года и учреждения народной милиции имя Бонапарта сделалось очень известным и популярным во всех углах России... Алексей Михайлович Пушкин, состоявший на милиционной службе..., рассказывал следующее. На почтовой станции одной из отдаленных губерний заметил он в комнате смотрителя портрет Наполеона, приклеенный к стене.
– Зачем держишь ты у себя этого мерзавца?
– А вот затем, Ваше Превосходительство, – отвечает он, – что если, не равно, Бонапартий под чужим именем, или с фальшивою подорожною приедет на мою станцию, я тотчас по портрету признаю его, голубчика, схвачу, свяжу, да и представлю начальству.
– А, это дело другое! – сказал Пушкин".
Думается, с этого портрета и началась долгая история хорошо знакомых всем стендов с названием "Их разыскивает милиция"...
В этом выпуске вы также услышите:
– Великий московский пожар 1737 года.
Коротко и по делу. Только отборные цитаты в нашем Телеграм-канале.