Вопреки всему: пять правил Натальи Крачковской для успеха в жизни
© Мосфильм (1973)Кадр из фильма "Иван Васильевич меняет профессию"
© Мосфильм (1973)
Читать в
"Королева эпизода", "царица комедии с грустными глазами" – так описывают Наталью Крачковскую, выдающуюся и любимую миллионами актрису. Ее не стало 3 марта 2016 года. Но принципы, по которым она жила и творила, могут пригодиться многим.
Псы, ослы и кошки: 6 секретов хорошего юмора Леонида Гайдая
30 января 2020, 03:00
Обаятельная и бойкая, преданная своему делу, яркая и необычная, безусловно талантливая – этих эпитетов недостаточно, чтобы описать многогранную личность Натальи Леонидовны Крачковской. Ее экранные образы совершенно незабываемы: Ульяна Андреевна, жена Бунши из "Иван Васильевич меняет профессию", Кончита в "Человеке с бульвара Капуцинов", мадам Грицацуева в "12 стульях" – эти персонажи приковывают к себе внимание зрителя и – обязательно – заставляют улыбнуться.
Вспоминаем пять жизненных принципов Натальи Крачковской, благодаря которым она стала успешной актрисой и любимицей миллионов.
© Мосфильм (1982)Кадр из фильма "Покровские ворота"
© Мосфильм (1982)
Кадр из фильма "Покровские ворота"
Следуй за мечтой. Вопреки всему
Какая банальность и романтическая наивность, скажете вы со скепсисом. И это так, если вы мечтаете о чем-то совершенно несбыточном, например, научиться летать без приспособлений и транспорта. Однако большинство людей мечтают о вполне реальных вещах, которые лишь кажутся недостижимыми. Или все вокруг убеждают в этом. По словам киноведа, помощника ректора ВГИКа Андрея Апостолова, Наталья Крачковская с самого начала своей карьеры вынуждена была бороться с обстоятельствами и людьми.
«
"Известно, что она всегда тянулась к актерской профессии, хотела ей заниматься, но сначала мама, которая сама была актрисой, с большим скепсисом относилась к желаниям Натальи. И просто в связи с ее внешними данными говорила, что актерская профессия у нее не сложится. Поступала она во ВГИК, опять же, вопреки всему скепсису и друзей, и родных. Поступала на курс к народному артисту Белокурову, который снялся в роли Чкалова к этому моменту, и она пришла, сделала себе прямой пробор и решила прочитать монолог Иванушки-дурачка сказки Ершова "Конек-горбунок". Это казалось настолько странным, настолько неочевидным выбором, при этом, она так бравурно объявила это, что Белокуров сходу рассмеялся и сказал: "Ну, эту дурочку точно надо принимать на курс". Потом, уже после поступления во ВГИК, случилась драматическая ситуация – автокатастрофа, на нее наехала машина. В результате Крачковская практически потеряла зрение и не могла продолжать обучение во ВГИКе. То есть все как будто бы было против, но, тем не менее, она шла к своей цели, даже после тяжелой травмы начала сниматься".
Как известно, талант – лишь один из ингредиентов успеха. Настойчивость, сила воли, умения и упорный труд важны не менее.
© Мосфильм (1975)Кадр из фильма "Не может быть!"
© Мосфильм (1975)
Кадр из фильма "Не может быть!"
Люби себя и не ломай в угоду другим
Когда все против тебя, а ты, на первый взгляд, совершенно не вписываешься в ту среду, в которой хочешь быть, довольно легко начать пытаться себя переделать, чтобы "соответствовать". Речь не о том, чтобы улучшать себя и развиваться, обретать новые навыки и получать знания, а о сломе собственной личности ради чего-либо. Наталья Крачковская, в свою очередь, всегда оставалась верной себе, несмотря ни на что, напоминает Андрей Апостолов.
«
"Наверное, первое ее действительно заметное появление на экране – это картина Григория Александрова "Русский сувенир". У нее там роль тоже эпизодическая, но, тем не менее, яркая, и это интересно, потому что Крачковская, снимаясь в этой картине, получила высочайшее благословение от Любови Петровны Орловой. Понятно, что для Крачковской Орлова – это кумир, огромная величина, звезда всесоюзного масштаба. И Орлова обратила внимание на Крачковскую, подозвала ее к себе и сказала ей: "В вас, Наташа, в вас есть индивидуальность, не теряйте ее". И вот Крачковская, можно сказать, следовала потом всю жизнь этому девизу. И вот это, мне кажется, вообще самое главное в Наталье Леонидовне: яркая индивидуальность и влюбленность в себя. Мы сейчас очень много говорим о том, что нужно принимать себя такими, какие мы есть и так далее. Но для Крачковской это совершенно не было каким-то абстрактным лозунгом – это действительно был девиз ее жизни, ее мировоззрение".
Кстати, в некоторой степени это касается и внешности: великий Леонид Гайдай запрещал Крачковской худеть и одобрял ее комплекцию, которая стала частью актерского амплуа.
© Мосфильм (1971)Кадр из фильма "12 стульев"
© Мосфильм (1971)
Кадр из фильма "12 стульев"
Самоирония и умение посмеяться над собой
Относиться к себе слишком серьезно вредно. Да, мы часто недовольны собой или, наоборот, иногда преисполняемся гордостью за себя, однако и то, и другое делает нас уязвимее, более ранимыми. А стоит посмотреть на себя и ситуации, в которых оказываешься, с юмором, – и сразу становишься сильнее и более защищенным. Самоирония была одним из ключевых качеств Натальи Крачковской, подчеркивает киновед Андрей Апостолов.
«
"После съемок "Ивана Васильевича" было какое-то застолье, как обычно. И Крачковская сидела напротив Натальи Селезневой, тоже нашей популярной актрисы, которая, конечно, следила за фигурой, как и подобает актрисе таких внешних данных. Она от одного блюда отказалась, потом от следующего и говорила, что ей нельзя, что все это калорийно. А Юрию Яковлеву, который сидел в этот момент рядом с Крачковской, как-то претило это поведение Селезневой, и он обратился к Крачковской и во всеуслышание сказал то, что, на самом деле, могло бы покоробить и обидеть Наталью Леонидовну. Он сказал: "А вам, Наташа, наверное, уже все можно". Вместо того, чтобы обидеться, Крачковская вслух рассмеялась и потом везде сама эту историю как анекдот из своей биографии и рассказывала".
Бывали, впрочем, случаи, когда в начале карьеры Наталья Леонидовна действительно комплексовала по поводу своей внешности и даже иногда случались у нее порывы похудеть. Именно Леонид Гайдай "отучил" Крачковскую переживать по этому поводу.
© Мосфильм (1973)Кадр из фильма "Иван Васильевич меняет профессию"
© Мосфильм (1973)
Кадр из фильма "Иван Васильевич меняет профессию"
Жизнь легче, чем кажется
Жизнь воспринимать слишком серьезно тоже не особо полезно: если "грузиться" по поводу и без, то и до нервного срыва недалеко или эмоционального выгорания. Особенно если повлиять на ситуацию или события мы не можем – тогда и переживать незачем. Умение смотреть на вещи просто, по мнению Андрея Апостолова, было жизненным кредо Натальи Крачковской.
«
"Крачковская рассказывала, что съемки "12 стульев" были очень сложными. Например, сцена погони Грицацуевой за Бендером снималась буквально с риском для жизни: она несколько раз чуть не срывалась с этих перил, ступенек лестницы, на которой она преследовала Бендера-Гомиашвили. Стоило ей сорваться, все могло бы закончиться действительно плачевно, но она относилась к этому очень легко, и это приятно удивило и восхитило Гайдая. Он любил актерскую самоотверженность. Была такая история, когда Крачковская должна была падать с этой лестницы, как она рассказывала, на небольшой батут, который для нее специально натянули, чтобы не было травм. Но она боялась: мол, слишком уж он небольшой и выдержит ли он ее. И обратилась с этим к режиссеру. А Гайдай не очень любил такие разговоры, обычно отшучивался, и он сказал Крачковской: "Ну, приземлишься на голову, голова точно поместится, а все остальное нас уже не волнует". Резкий, немножко грубый ответ, но в итоге оба они посмеялись. Такие обстоятельства Крачковская всегда принимала с легкостью и улыбкой".
© Мосфильм (1971)Кадр из фильма "12 стульев"
© Мосфильм (1971)
Кадр из фильма "12 стульев"
Искусство требует жертв. И пострадавших
И это не фигура речи, а порой вполне буквальная ситуация, в том числе и для Натальи Крачковской, как следует из сказанного выше. Разумеется, это не значит, что для арт-перформанса надо ложиться на рельсы перед приближающимся поездом – ни в коем случае! Однако чем-то пожертвовать или пройти через испытания ради большой цели, выдающегося результата, скорее всего, придется. Говорят, что если тебе сложно, значит, ты развиваешься, а если легко, то стоишь на месте. Спорная мысль, ведь бывают тщетные усилия, напрасный труд и бесполезные усложнения, но если дело любимое, пусть и непростое, то бросать его точно не стоит – стоит отдаваться ему до конца, как это делала Наталья Крачковская.
© РИА Новости / Владимир Вяткин | Перейти в медиабанкЗаслуженная артистка России Наталья Крачковская
Заслуженная артистка России Наталья Крачковская
Автор Светлана Холоднова, радио Sputnik
Скончался создавший пьесу "Покровские ворота" драматург Леонид Зорин
31 марта 2020, 11:22
Коротко и по делу. Только отборные цитаты в нашем Телеграм-канале.