https://radiosputnik.ru/20210205/erudit-1595999396.html
Как вырастить юного эрудита? Советы бывалых
Как вырастить юного эрудита? Советы бывалых - Радио Sputnik, 11.12.2021
Как вырастить юного эрудита? Советы бывалых
Радио Sputnik, 11.12.2021
2021-02-05T07:00
2021-02-05T07:00
2021-12-11T10:12
авторы
общество
сн_образование
социальный навигатор
https://cdn.radiosputnik.ru/images/94051/66/940516687_0:105:2000:1230_1920x0_80_0_0_1ffc5faeca93287add1e4f5e02eeab52.jpg
Вырастить эрудита не так уж сложно. Главное, чтобы жгучее желание родителей развить в ребенке тягу к знаниям ему не навредило. Суммируем опыт признанных знатоков и советы психологов в День эрудита. Нынешние юные эрудиты совсем не те, что были раньше, в доцифровую эпоху. Большинство знаний они черпают в интернете, с помощью различных гаджетов, и хорошо, если не только смотрят видео, но и читают. Любой психолог безапелляционно заявит, что бесконтрольное времяпрепровождение во Всемирной сети может пойти отнюдь не на пользу. И с этим вряд ли кто будет спорить. Но современные специалисты настаивают: эрудицию надо развивать с пеленок. Сверхраннее воспитание основ эрудицииЗнаменитый японский специалист по раннему развитию Масару Ибука, один из основателей корпорации Sony, утверждал, что после трех лет начинать воспитывать эрудита уже поздно. Разработанная им методика была ориентирована на занятия с ребенком до этого возраста. Детям показывали карточки c изображениями животных и предметов, одновременно озвучивая, что на картинке. Причем на большой скорости. Предполагалось, что ребенок запоминает изображения фотографически, знания о мире "складируются" в его голове, а в нужный момент он начнет их использовать. Методика дала свои результаты. Многие дети очень быстро осваивали счет и чтение, а также запасались необходимыми энциклопедическими знаниями. Но являются ли подобные "склады" знаний подлинной эрудицией? Едва ли, конечно. Хотя выглядит все это убедительно как пример способности детей в раннем возрасте быстро усваивать полученную информацию. Главное, делать это ненавязчиво и в форме игры, объяснила в интервью радио Sputnik доктор психологических наук, детский психолог Оксана Защиринская: "Детей с хорошей эрудицией начинают развивать с полутора лет. В основном в домашних условиях мы берем предметы. Обозначаем их словами на русcком, на английском языке, цифрами. Создаем ребенку условия развивающей среды. Он постоянно обращает внимание на дополнительную информацию, он привыкает к тому, что получать новые знания – нормальный способ существования в этом мире. Потом увеличивается сложность, например, не одна картинка, а целая серия картинок с частью английского алфавита. Сами родители находятся рядом с ребенком, демонстрируя включенность в процесс познания". Учить ребенка читать лучше с четырех лет. И нужно стараться, чтобы этот процесс вызывал у детей интерес, добавила Оксана Защиринская: "Если взрослый садится читать ребенку с трех лет, то важно не просто читать текст, но и интонировать, эмоционально насыщать, сопровождать невербальной коммуникацией, мимикой, жестами. Эксперименты доказали, что если взрослый в этом формате умеет втянуть ребенка в процесс эмоционально, то потом этот ребенок лучше работает с книгой, а в процессе обучения осваивает несколько иностранных языков с меньшими затруднениями. Мы с раннего детства начинаем приучать ребенка к поглощению самой разной информации, и он не чувствует напряжения, это превращается в игру. Так можно с раннего возраста воспитывать эрудицию".Метод ШахерезадыПосле чтения родители могут дальнейшими действиями стимулировать интерес ребенка к самостоятельным поискам информации по теме. Как это можно сделать, в интервью радио Sputnik рассказал знаток клуба "Что? Где? Когда?", обладатель приза "Хрустальная сова" Ровшан Аскеров: "Мне в детстве папа повествовал что-то в интересной форме. Это как сказочная Шахерезада рассказывала сказки, на самом интересном месте прерывалась и говорила, что продолжение будет потом, и шах ждал следующей ночи, чтобы ему рассказывали дальше. Так она, конечно, жизнь спасала. Но примерно так же, когда рассказываешь что-то ребенку, зарождаешь у него интерес. Потом говоришь ему: "Сам. Вот тебе книжка, читай. Вот тебе ссылка на такой-то сайт, там тебе расскажут. Вот ссылка на YouTube, посмотри фильм, который тебе расскажет больше". В моем детстве, если ты хотел узнать, скажем, про афинский Акрополь или Парфенон, ты должен был читать книжки. Если хотелось что-то почитать интересное, если у тебя не было книги дома, надо было идти в библиотеку, а там еще надо было, чтобы эта книга была, и не на руках у кого-то, надо было дождаться, если за все это время у тебя еще не пропадал интерес. Бывало так, что пока ждешь книгу, появляются какие-то другие интересы. А сейчас все просто – нажал кнопку на телефоне или ноутбуке. Сейчас знания в карман помещаются".Стоит помнить, что дети по-разному реагируют на большое количество полученной информации. Для развития мышления не нужно обязательно делать из ребенка эрудита, это в итоге может "задавить" его, говорят психологи. Ключевым приобретенным навыком может стать умение юного человека применять полученные знания и сохранять самостоятельность мышления. Это то, к чему должен, пожалуй, стремиться каждый разумный родитель, заботясь о будущем своего ребенка. Ну и, конечно же, навыки поиска, анализа и обработки информации. Автор Кирилл Гришин, радио SputnikКоротко и по делу. Только отборные цитаты в нашем Телеграм-канале.
https://radiosputnik.ru/20200923/podrostki-1577673138.html
https://radiosputnik.ru/20201119/1585423878.html
Радио Спутник
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
2021
Кирилл Гришин
https://cdn.radiosputnik.ru/images/155740/38/1557403806_0:21:413:434_100x100_80_0_0_d58b60ea8cad562382698b0ff82b2929.jpg
Кирилл Гришин
https://cdn.radiosputnik.ru/images/155740/38/1557403806_0:21:413:434_100x100_80_0_0_d58b60ea8cad562382698b0ff82b2929.jpg
Новости
ru-RU
https://radiosputnik.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
Радио Спутник
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
https://cdn.radiosputnik.ru/images/94051/66/940516687_112:0:1889:1333_1920x0_80_0_0_81ea540e1a9a0939b71867821480a21e.jpgРадио Спутник
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Кирилл Гришин
https://cdn.radiosputnik.ru/images/155740/38/1557403806_0:21:413:434_100x100_80_0_0_d58b60ea8cad562382698b0ff82b2929.jpg
общество, сн_образование, социальный навигатор
Авторы, Общество, СН_Образование, Социальный навигатор
Вырастить эрудита не так уж сложно. Главное, чтобы жгучее желание родителей развить в ребенке тягу к знаниям ему не навредило. Суммируем опыт признанных знатоков и советы психологов в День эрудита.
Нынешние юные эрудиты совсем не те, что были раньше, в доцифровую эпоху. Большинство знаний они черпают в интернете, с помощью различных гаджетов, и хорошо, если не только смотрят видео, но и читают. Любой психолог безапелляционно заявит, что бесконтрольное времяпрепровождение во Всемирной сети может пойти отнюдь не на пользу. И с этим вряд ли кто будет спорить. Но современные специалисты настаивают: эрудицию надо развивать с пеленок.
Сверхраннее воспитание основ эрудиции
Знаменитый японский специалист по раннему развитию Масару Ибука, один из основателей корпорации Sony, утверждал, что после трех лет начинать воспитывать эрудита уже поздно. Разработанная им методика была ориентирована на занятия с ребенком до этого возраста. Детям показывали карточки c изображениями животных и предметов, одновременно озвучивая, что на картинке. Причем на большой скорости. Предполагалось, что ребенок запоминает изображения фотографически, знания о мире "складируются" в его голове, а в нужный момент он начнет их использовать. Методика дала свои результаты. Многие дети очень быстро осваивали счет и чтение, а также запасались необходимыми энциклопедическими знаниями.
Но являются ли подобные "склады" знаний подлинной эрудицией? Едва ли, конечно. Хотя выглядит все это убедительно как пример способности детей в раннем возрасте быстро усваивать полученную информацию.
Главное, делать это ненавязчиво и в форме игры, объяснила в интервью радио Sputnik доктор психологических наук, детский психолог Оксана Защиринская:
«
"Детей с хорошей эрудицией начинают развивать с полутора лет. В основном в домашних условиях мы берем предметы. Обозначаем их словами на русcком, на английском языке, цифрами. Создаем ребенку условия развивающей среды. Он постоянно обращает внимание на дополнительную информацию, он привыкает к тому, что получать новые знания – нормальный способ существования в этом мире. Потом увеличивается сложность, например, не одна картинка, а целая серия картинок с частью английского алфавита. Сами родители находятся рядом с ребенком, демонстрируя включенность в процесс познания".
Учить ребенка читать лучше с четырех лет. И нужно стараться, чтобы этот процесс вызывал у детей интерес, добавила Оксана Защиринская:
«
"Если взрослый садится читать ребенку с трех лет, то важно не просто читать текст, но и интонировать, эмоционально насыщать, сопровождать невербальной коммуникацией, мимикой, жестами. Эксперименты доказали, что если взрослый в этом формате умеет втянуть ребенка в процесс эмоционально, то потом этот ребенок лучше работает с книгой, а в процессе обучения осваивает несколько иностранных языков с меньшими затруднениями. Мы с раннего детства начинаем приучать ребенка к поглощению самой разной информации, и он не чувствует напряжения, это превращается в игру. Так можно с раннего возраста воспитывать эрудицию".
После чтения родители могут дальнейшими действиями стимулировать интерес ребенка к самостоятельным поискам информации по теме. Как это можно сделать, в интервью радио Sputnik рассказал знаток клуба "Что? Где? Когда?", обладатель приза "Хрустальная сова" Ровшан Аскеров:
«
"Мне в детстве папа повествовал что-то в интересной форме. Это как сказочная Шахерезада рассказывала сказки, на самом интересном месте прерывалась и говорила, что продолжение будет потом, и шах ждал следующей ночи, чтобы ему рассказывали дальше. Так она, конечно, жизнь спасала. Но примерно так же, когда рассказываешь что-то ребенку, зарождаешь у него интерес. Потом говоришь ему: "Сам. Вот тебе книжка, читай. Вот тебе ссылка на такой-то сайт, там тебе расскажут. Вот ссылка на YouTube, посмотри фильм, который тебе расскажет больше". В моем детстве, если ты хотел узнать, скажем, про афинский Акрополь или Парфенон, ты должен был читать книжки. Если хотелось что-то почитать интересное, если у тебя не было книги дома, надо было идти в библиотеку, а там еще надо было, чтобы эта книга была, и не на руках у кого-то, надо было дождаться, если за все это время у тебя еще не пропадал интерес. Бывало так, что пока ждешь книгу, появляются какие-то другие интересы. А сейчас все просто – нажал кнопку на телефоне или ноутбуке. Сейчас знания в карман помещаются".
Стоит помнить, что дети по-разному реагируют на большое количество полученной информации. Для развития мышления не нужно обязательно делать из ребенка эрудита, это в итоге может "задавить" его, говорят психологи. Ключевым приобретенным навыком может стать умение юного человека применять полученные знания и сохранять самостоятельность мышления. Это то, к чему должен, пожалуй, стремиться каждый разумный родитель, заботясь о будущем своего ребенка. Ну и, конечно же, навыки поиска, анализа и обработки информации.
Автор Кирилл Гришин, радио Sputnik
Коротко и по делу. Только отборные цитаты в нашем Телеграм-канале.