https://radiosputnik.ru/20200923/podrostki-1577673138.html
Эксперты: родители должны слушать подростка во избежание побега из дома
Эксперты: родители должны слушать подростка во избежание побега из дома - Радио Sputnik, 23.09.2020
Эксперты: родители должны слушать подростка во избежание побега из дома
Родители должны проявлять к ребенку искренний интерес, разговаривать с ним и выслушивать, так как отсутствие эмоциональной близости и доверия может подтолкнуть... Радио Sputnik, 23.09.2020
2020-09-23T17:59
2020-09-23T17:59
2020-09-23T17:59
общество
москва
александр карабанов
https://cdn.radiosputnik.ru/images/07e4/06/04/1572483064_0:230:2826:1820_1920x0_80_0_0_5475c76c9a24d542b8079b58a4aa6bc0.jpg
МОСКВА, 23 сентября/ Радио Sputnik. Родители должны проявлять к ребенку искренний интерес, разговаривать с ним и выслушивать, так как отсутствие эмоциональной близости и доверия может подтолкнуть подростка на экстремальные поступки, в частности побег из дома, рассказали РИА Новости эксперты.Ранее в понедельник 12-летняя Диана пропала по дороге из школы, которая находится в центре Москвы. Поисково-спасательный отряд "Лиза Алерт" обнаружил ее в подмосковном Софрино во вторник вечером, школьница была в нормальном состоянии, но не ожидала, что ее найдут, рассказал РИА Новости координатор отряда Виктор Дулин. Мать школьницы Надежда Славина заявила, что находится в шоковом состоянии, потому что Диана рассказывает про нее "какие-то жуткие вещи", хотя они не ругались. Девочку должны осмотреть психологи.ЗА ВИТРИНОЙ И ФАСАДОМВнешнее благополучие семьи мало о чем говорит с точки зрения взаимоотношений ее членов, есть большое количество историй, где дети одеты, накормлены, но нет самого главного – эмоциональной близости и доверия между детьми и родителями, считает психолог-консультант Психологического центра на Волхонке Илья Шабшин."Это и есть главная причина различных экстремальных поступков вплоть до попыток суицида в этом возрасте, потому что ребенку или подростку очень плохо, ему не с кем поделиться, он не верит, что встретит понимание и поддержку со стороны самых близких ему людей, поэтому внешнее благополучие – это витрина, фасад, а важно, что происходит за витриной, за фасадом. А там часто родители занимаются своими делами, может быть, спрашивают у детей, делали ли они уроки или еще что-то, а глубинные эмоциональные потребности у подростков не удовлетворяются, есть дистанция. Конечно, ребенок или подросток сам ее устранить не может", – сказал он.По мнению заведующей кафедрой возрастной психологии факультета психологии МГУ, доктора психологических наук, профессора, члена-корреспондента РАО Ольги Карабановой, для подростка в этом возрасте очень важны отношения с родителями, и здесь работает принцип – даже если его любят, ему все равно кажется, что ему недостаточно."Это как некая возрастная особенность, возрастной риск. Родители должны это учитывать и пытаться перестроить отношения с ребенком, чтобы с одной стороны давать больше самостоятельности и проявлять уважения к его чувствам, а с другой стороны сохранять мониторинг, контроль над тем что происходит в его жизни, то есть по-прежнему быть в курсе всех дел подростка, но при этом уже вести себя не как "родитель сверху, ребенок снизу", а на равных как друзья", – добавила она.ЧТО СТОИТ ЗА ПОБЕГОМ Основные темы, которые беспокоят подростков, – это изменения в своем теле и организме, отношения с другим полом, проблемы с учебой, именно на эти вопросы ребенок хотел бы получить какое-то разъяснение и поддержку, подчеркнул Шабшин."Но родители обращают внимание чаще всего на внешнюю сторону: какие отметки, сколько поставили, а почему тройка. То есть позиция требовательная и критическая вместо того, чтобы спросить, что ребенок не понял, предложить разобраться вместе. То есть встать на сторону ребенка. А это не делается в таких семьях часто", – сказал он.Карабанова в свою очередь отметила, что еще одна причина – возрастная – связана с процессами самопознания, склонности молодого человека к риску и новизне."Мы прекрасно знаем, что подростки склонны к экстремальным занятиям, которые позволяют им обозначить границы своих возможностей – риски здесь связаны с тем, что из эмоционально личностного эгоцентризма проистекает особенность личности ребенка как миф собственной исключительности. Подросток полагает, что он такой умный, смелый, предусмотрительный, что никакие риски, которые существуют в мире, его не затронут... Это приводит к тому, что они достаточно легко принимают решение уйти из дома", – уточнила она.По ее словам, также причинами переживаний подростка становятся проблемы в дружбе, любви, успеваемости, тогда он использует уход из дома как средство привлечения внимания к своим проблемам, либо попытку вызвать эмпатию, сопереживание."Еще одна причина – это характерологические особенности. Усиление каких-то особенностей характера, которые могут привести к дезадаптивному поведению, разного рода девиации. Если побеги из дома и бродяжничество носят систематический характер – надо к этой причине присмотреться", – пояснила эксперт.КАК ПРЕДОТВРАТИТЬ?Нужно без давления, без нажима спрашивать и разговаривать до того, как ситуация принимает опасный оборот, тем более она развивается постепенно, это не резкий скачок, рассказал Шабшин. "Надо проявлять к ребенку искренний интерес, разговаривать, выслушивать и не спешить критиковать, высмеивать или осуждать... Нужно выслушивать серьезно, давать поддержку, эмпатию проявлять. Тогда ребенок и будет делиться и рассказывать. И первый человек, к которому он придет, когда что-то случится, это будет кто-то из родителей. Так и должно быть", – добавил он. Карабанова поделилась, что для того, чтобы удержать подростка, родителям нужно суметь вовремя перестроить с ним отношения, чтобы с одной стороны ребенок получал заботу и внимание, а с другой стороны, чтобы родители работали над расширением его самостоятельности и уважали его решения в пределах его возрастных возможностей. "Чтобы не навязывали свою помощь, но всегда были бы готовы ее предоставить. А если происходят подобные вещи, то это требует самого тщательного психологического анализа и работы с семьей", – заключила она.Коротко и по делу. Только отборные цитаты в нашем Телеграм-канале.
https://radiosputnik.ru/20200923/poisk-1577644416.html
https://radiosputnik.ru/20200915/seks-1577263320.html
https://radiosputnik.ru/20200828/tiktok-1576434919.html
https://radiosputnik.ru/20200812/1575687476.html
москва
Радио Спутник
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
2020
Радио Спутник
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Новости
ru-RU
https://radiosputnik.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
Радио Спутник
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
https://cdn.radiosputnik.ru/images/07e4/06/04/1572483064_48:0:2779:2048_1920x0_80_0_0_4c8fdaf222a65e259fc3dd2e570e7c11.jpgРадио Спутник
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Радио Спутник
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
общество, москва, александр карабанов
Общество, Москва, Александр Карабанов
МОСКВА, 23 сентября/ Радио Sputnik. Родители должны проявлять к ребенку искренний интерес, разговаривать с ним и выслушивать, так как отсутствие эмоциональной близости и доверия может подтолкнуть подростка на экстремальные поступки, в частности побег из дома, рассказали РИА Новости эксперты.
Ранее в понедельник 12-летняя Диана пропала по дороге из школы, которая находится в центре
Москвы. Поисково-спасательный отряд "Лиза Алерт" обнаружил ее в подмосковном Софрино во вторник вечером, школьница была в нормальном состоянии, но не ожидала, что ее найдут, рассказал РИА Новости координатор отряда Виктор Дулин. Мать школьницы Надежда Славина заявила, что находится в шоковом состоянии, потому что Диана рассказывает про нее "какие-то жуткие вещи", хотя они не ругались. Девочку должны осмотреть психологи.
Внешнее благополучие семьи мало о чем говорит с точки зрения взаимоотношений ее членов, есть большое количество историй, где дети одеты, накормлены, но нет самого главного – эмоциональной близости и доверия между детьми и родителями, считает психолог-консультант Психологического центра на Волхонке Илья Шабшин.
"Это и есть главная причина различных экстремальных поступков вплоть до попыток суицида в этом возрасте, потому что ребенку или подростку очень плохо, ему не с кем поделиться, он не верит, что встретит понимание и поддержку со стороны самых близких ему людей, поэтому внешнее благополучие – это витрина, фасад, а важно, что происходит за витриной, за фасадом. А там часто родители занимаются своими делами, может быть, спрашивают у детей, делали ли они уроки или еще что-то, а глубинные эмоциональные потребности у подростков не удовлетворяются, есть дистанция. Конечно, ребенок или подросток сам ее устранить не может", – сказал он.
По мнению заведующей кафедрой возрастной психологии факультета психологии МГУ, доктора психологических наук, профессора, члена-корреспондента РАО Ольги Карабановой, для подростка в этом возрасте очень важны отношения с родителями, и здесь работает принцип – даже если его любят, ему все равно кажется, что ему недостаточно.
"Это как некая возрастная особенность, возрастной риск. Родители должны это учитывать и пытаться перестроить отношения с ребенком, чтобы с одной стороны давать больше самостоятельности и проявлять уважения к его чувствам, а с другой стороны сохранять мониторинг, контроль над тем что происходит в его жизни, то есть по-прежнему быть в курсе всех дел подростка, но при этом уже вести себя не как "родитель сверху, ребенок снизу", а на равных как друзья", – добавила она.
Основные темы, которые беспокоят подростков, – это изменения в своем теле и организме, отношения с другим полом, проблемы с учебой, именно на эти вопросы ребенок хотел бы получить какое-то разъяснение и поддержку, подчеркнул Шабшин.
"Но родители обращают внимание чаще всего на внешнюю сторону: какие отметки, сколько поставили, а почему тройка. То есть позиция требовательная и критическая вместо того, чтобы спросить, что ребенок не понял, предложить разобраться вместе. То есть встать на сторону ребенка. А это не делается в таких семьях часто", – сказал он.
Карабанова в свою очередь отметила, что еще одна причина – возрастная – связана с процессами самопознания, склонности молодого человека к риску и новизне.
"Мы прекрасно знаем, что подростки склонны к экстремальным занятиям, которые позволяют им обозначить границы своих возможностей – риски здесь связаны с тем, что из эмоционально личностного эгоцентризма проистекает особенность личности ребенка как миф собственной исключительности. Подросток полагает, что он такой умный, смелый, предусмотрительный, что никакие риски, которые существуют в мире, его не затронут... Это приводит к тому, что они достаточно легко принимают решение уйти из дома", – уточнила она.
По ее словам, также причинами переживаний подростка становятся проблемы в дружбе, любви, успеваемости, тогда он использует уход из дома как средство привлечения внимания к своим проблемам, либо попытку вызвать эмпатию, сопереживание.
"Еще одна причина – это характерологические особенности. Усиление каких-то особенностей характера, которые могут привести к дезадаптивному поведению, разного рода девиации. Если побеги из дома и бродяжничество носят систематический характер – надо к этой причине присмотреться", – пояснила эксперт.
Нужно без давления, без нажима спрашивать и разговаривать до того, как ситуация принимает опасный оборот, тем более она развивается постепенно, это не резкий скачок, рассказал Шабшин.
"Надо проявлять к ребенку искренний интерес, разговаривать, выслушивать и не спешить критиковать, высмеивать или осуждать... Нужно выслушивать серьезно, давать поддержку, эмпатию проявлять. Тогда ребенок и будет делиться и рассказывать. И первый человек, к которому он придет, когда что-то случится, это будет кто-то из родителей. Так и должно быть", – добавил он.
Карабанова поделилась, что для того, чтобы удержать подростка, родителям нужно суметь вовремя перестроить с ним отношения, чтобы с одной стороны ребенок получал заботу и внимание, а с другой стороны, чтобы родители работали над расширением его самостоятельности и уважали его решения в пределах его возрастных возможностей.
"Чтобы не навязывали свою помощь, но всегда были бы готовы ее предоставить. А если происходят подобные вещи, то это требует самого тщательного психологического анализа и работы с семьей", – заключила она.
Коротко и по делу. Только отборные цитаты в нашем Телеграм-канале.