https://radiosputnik.ru/20201212/parokhod-1588739040.html
Последняя ночь: катастрофа, которую запретили помнить
Последняя ночь: катастрофа, которую запретили помнить - Радио Sputnik, 12.12.2020
Последняя ночь: катастрофа, которую запретили помнить
Радио Sputnik, 12.12.2020
2020-12-12T03:00
2020-12-12T03:00
2020-12-12T03:00
авторы
монголия
япония
владивосток
гулаг
подкасты – радио sputnik
https://cdn.radiosputnik.ru/images/154964/52/1549645261_0:176:3019:1874_1920x0_80_0_0_fb3d2ef5f0b3f2ec0724a46854ef9aac.jpg
Последняя ночь: катастрофа, которую запретили помнить
Шторм усилился до 9 баллов. Стеной повалил снег. Палуба превратилась в каток. Прямая видимость – 3 метра. В 2 часа ночи 12 декабря 1939 года у острова Хоккайдо затонул советский пароход "Индигирка".
audio/mpeg
Шторм усилился до 9 баллов. Стеной повалил снег. Палуба превратилась в каток. Прямая видимость – 3 метра. В 2 часа ночи 12 декабря 1939 года у острова Хоккайдо затонул советский пароход "Индигирка". Капитана приговорили к расстрелу. Его обвинили в том, что судно сбилось с курса и на полном ходу налетело на риф. А еще в том, что грузовой пароход с каютами на 12 человек и двумя шлюпками перевозил 1173 пассажира. И капитан не сказал о людях в трюмах, когда просил помощи на японском берегу. Итог трагедии – 745 погибших. Советские газеты об этом не писали. Секретные зэкиПароход принадлежал флоту треста "Дальстрой". На Дальнем Севере трест занимался добычей полезных ископаемых, прежде всего золота. "Это было государство в государстве площадью 3 млн кв. км: как Индия", – говорит старший научный сотрудник Музея истории ГУЛАГа Татьяна Полянская: "Дальстрой" подчинялся НКВД, имел свой Северо-Восточный исправительно-трудовой лагерь, и его деятельность, как и всего ГУЛАГа, была глубоко засекречена. Скрывали не саму пенитенциарную систему – она есть в любой стране, – а применение принудительного труда в советской экономике: активное использование труда заключенных. В последнем рейсе "Индигирки" и находились в основном бывшие заключенные. Они плыли из Магадана во Владивосток – "на материк", как тогда говорили. Поведение капитана, который не сообщил спасателям о людях в трюмах, диктовалось правилом глубокой секретности". Спасением занимались японцы. Об этом тоже нельзя было распространяться. За несколько месяцев до крушения в проливе Лаперуза в другом месте – в Монголии, на реке Халхин-Гол – произошел серьезный советско-японский вооруженный конфликт. Япония считалась врагом СССР. В 1939 году о ее гражданах запрещалось говорить с симпатией. Простые японцы"Индигирка" перевозила не только заключенных – кстати, и бывших, и настоящих, а также их охрану. Заканчивалась навигация, вместе со всеми на "большую землю" отправились вольнонаемные рабочие. Многие с семьями. Шторм еще не кончился, когда японские шхуны поспешили к застрявшему в камнях пароходу. Бросали перепуганным людям канаты, вытаскивали упавших в воду. Через день от Хоккайдо пришел корабль "Карафуто". Его команда все-таки разрезала автогеном корпус "Индигирки" и попыталась достать из трюмов полузатопленные в ледяной воде тела. Живыми из кошмара вышли 428 человек. Мертвых японцы кремировали, затем передали советской стороне урны с прахом. Простые местные жители приглашали пострадавших пассажиров пожить в их домах, пока из СССР не пришел пароход "Ильич" (его ждали больше месяца). Они не очень разбирались, кто есть кто. Зато об этом хорошо знал советский консул в Японии. Он проинструктировал заключенных: сорвать с роб нашивки, говорить, что трудятся на рыбном заводе и что им привычнее жить вместе, в одном помещении. Строжайше запрещалось и принимать что-либо из рук японцев, даже папиросу. На полном серьезе консул предупреждал: враги потом снимут с окурка ваши отпечатки пальцев и найдут способ нанести непоправимый ущерб всем советским людям. Автор Ольга Бугрова, Радио SputnikКоротко и по делу. Только отборные цитаты в нашем Телеграм-канале.
монголия
япония
владивосток
Радио Спутник
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
2020
Ольга Бугрова
https://cdn.radiosputnik.ru/images/148082/96/1480829647_824:0:4104:3280_100x100_80_0_0_447bde49812d8b9587b0515a05203f38.jpg
Ольга Бугрова
https://cdn.radiosputnik.ru/images/148082/96/1480829647_824:0:4104:3280_100x100_80_0_0_447bde49812d8b9587b0515a05203f38.jpg
Новости
ru-RU
https://radiosputnik.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
Радио Спутник
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
https://cdn.radiosputnik.ru/images/154964/52/1549645261_145:0:2876:2048_1920x0_80_0_0_2e2e9e4f1250b6684af764a39aad5507.jpgРадио Спутник
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Ольга Бугрова
https://cdn.radiosputnik.ru/images/148082/96/1480829647_824:0:4104:3280_100x100_80_0_0_447bde49812d8b9587b0515a05203f38.jpg
монголия, япония, владивосток, гулаг, подкасты – радио sputnik
Авторы, Монголия, Япония, Владивосток, ГУЛаг, Подкасты – Радио Sputnik
Шторм усилился до 9 баллов. Стеной повалил снег. Палуба превратилась в каток. Прямая видимость – 3 метра. В 2 часа ночи 12 декабря 1939 года у острова Хоккайдо затонул советский пароход "Индигирка".
Капитана приговорили к расстрелу. Его обвинили в том, что судно сбилось с курса и на полном ходу налетело на риф. А еще в том, что грузовой пароход с каютами на 12 человек и двумя шлюпками перевозил 1173 пассажира. И капитан не сказал о людях в трюмах, когда просил помощи на японском берегу. Итог трагедии – 745 погибших. Советские газеты об этом не писали.
Пароход принадлежал флоту треста "Дальстрой". На Дальнем Севере трест занимался добычей полезных ископаемых, прежде всего золота. "Это было государство в государстве площадью 3 млн кв. км: как Индия", – говорит старший научный сотрудник Музея истории ГУЛАГа Татьяна Полянская:
«
"Дальстрой" подчинялся НКВД, имел свой Северо-Восточный исправительно-трудовой лагерь, и его деятельность, как и всего ГУЛАГа, была глубоко засекречена. Скрывали не саму пенитенциарную систему – она есть в любой стране, – а применение принудительного труда в советской экономике: активное использование труда заключенных. В последнем рейсе "Индигирки" и находились в основном бывшие заключенные. Они плыли из Магадана во Владивосток – "на материк", как тогда говорили. Поведение капитана, который не сообщил спасателям о людях в трюмах, диктовалось правилом глубокой секретности".
Спасением занимались японцы. Об этом тоже нельзя было распространяться. За несколько месяцев до крушения в проливе Лаперуза в другом месте – в Монголии, на реке Халхин-Гол – произошел серьезный советско-японский вооруженный конфликт. Япония считалась врагом СССР. В 1939 году о ее гражданах запрещалось говорить с симпатией.
"Индигирка" перевозила не только заключенных – кстати, и бывших, и настоящих, а также их охрану. Заканчивалась навигация, вместе со всеми на "большую землю" отправились вольнонаемные рабочие. Многие с семьями. Шторм еще не кончился, когда японские шхуны поспешили к застрявшему в камнях пароходу. Бросали перепуганным людям канаты, вытаскивали упавших в воду. Через день от Хоккайдо пришел корабль "Карафуто". Его команда все-таки разрезала автогеном корпус "Индигирки" и попыталась достать из трюмов полузатопленные в ледяной воде тела. Живыми из кошмара вышли 428 человек. Мертвых японцы кремировали, затем передали советской стороне урны с прахом. Простые местные жители приглашали пострадавших пассажиров пожить в их домах, пока из СССР не пришел пароход "Ильич" (его ждали больше месяца). Они не очень разбирались, кто есть кто. Зато об этом хорошо знал советский консул в Японии. Он проинструктировал заключенных: сорвать с роб нашивки, говорить, что трудятся на рыбном заводе и что им привычнее жить вместе, в одном помещении. Строжайше запрещалось и принимать что-либо из рук японцев, даже папиросу. На полном серьезе консул предупреждал: враги потом снимут с окурка ваши отпечатки пальцев и найдут способ нанести непоправимый ущерб всем советским людям.
Автор Ольга Бугрова, Радио Sputnik
Коротко и по делу. Только отборные цитаты в нашем Телеграм-канале.