https://radiosputnik.ru/20201129/1586803830.html
Как Маликульмульк стал "дедушкой Крыловым"
Как Маликульмульк стал "дедушкой Крыловым" - Радио Sputnik, 29.11.2020
Как Маликульмульк стал "дедушкой Крыловым"
Крылов писал басни и на злобу дня. Например, "Волк на псарне" была создана как ответ на попытки Наполеона в сентябре 1812 года договориться с Кутузовым о перемирии. Об этом в программе радио Sputnik "Российская летопись" расскажет ее автор и ведущий Владимир Бычков.
2020-11-29T08:33
2020-11-29T08:33
2020-11-29T09:18
в эфире
подкасты – радио sputnik
российская летопись
история
литература
санкт-петербург
пугачев
пушкин
https://cdn.radiosputnik.ru/images/07e4/0b/1d/1586806159_0:24:2048:1176_1920x0_80_0_0_7e9e9442efc7a3a31281a06f12ff1348.jpg
Как Маликульмульк стал "дедушкой Крыловым"
Автор Владимир Бычков, радио Sputnik
Крылов писал басни и на злобу дня. Например, "Волк на псарне" была создана как ответ на попытки Наполеона в сентябре 1812 года договориться с Кутузовым о перемирии. Об этом в программе радио Sputnik "Российская летопись" расскажет ее автор и ведущий Владимир Бычков.
В ноябре 1844 года скончался баснописец Иван Андреевич Крылов. Автор 236 басен, собранных в девять прижизненных сборников. "Лебедь, Рак и Щука", "Волк и Ягненок", "Ворона и Лисица", "Квартет", "Стрекоза и Муравей", "Мартышка и очки"…
Большая часть сюжетов басен Крылова оригинальна, но отдельные из них восходят к басням Лафонтена, который, в свою очередь, заимствовал их у Эзопа и Федра.
Многие выражения из басен Крылова стали крылатыми: "а ларчик просто открывался", "да только воз и ныне там", "дразнить гусей", "ай, Моська! Знать, она сильна, что лает на слона", "беда, коль пироги начнет печи сапожник, а сапоги тачать пирожник", "а Васька слушает да ест", "как белка в колесе", "рыльце в пуху", "ходить на задних лапках"…
Крылов, сын бедного офицера, не закончил никакого учебного курса. Отличная память, любовь к чтению и отцовский сундук с книгами – это все, что было в детстве. А пришлось оно на трагический для России момент – восстание Пугачева. Более того, будущий баснописец поневоле оказался в самой гуще событий. Его отец был капитаном Яицкой крепости, которую осадили бунтовщики. Отец отправил жену с сыном в Оренбург, подальше от войны, как ему казалось. Не тут-то было! Вскоре пугачевцы осадили и эту крепость. Пушкин в "Истории Пугачева" писал, что атаман "поклялся повесить не только... Крылова, но и все семейство... Таким образом обречен был смерти и четырехлетний ребенок, впоследствии славный Крылов".
Конечно же, кровавый бунт, лишения и голод наложили неизгладимый отпечаток на ребенка. Некоторые исследователи полагают, что психологическими последствиями детских потрясений стала позднее широко известная невоздержанность Крылова в еде – постоянный предмет шуток его друзей.
После подавления пугачевского восстания Крылов-старший перешел на гражданскую службу – председателем магистрата в Твери. И хотя название должности звучит вроде бы внушительно, жалованье было скудным для семьи с двумя маленькими детьми. А вскоре отец и вовсе умер. На том и кончилось детство Крылова. Еще отроком он вынужден был пойти служить – писцом в губернский магистрат Твери, где раньше работал его отец. Потом мать поехала с детьми в Петербург хлопотать о пенсии. Из этого ничего не вышло, но Крылов остался в столице, сумел устроиться канцеляристом в Казенной палате. Какой никакой, а все-таки заработок! В те времена без связей трудно было рассчитывать на хорошую должность. Можно называть это как угодно – кумовство, непотизм – но это явление неистребимо, в том числе и в силу традиций, пока существует нормальный институт семьи и брака. "Ну как не порадеть родному человечку!.."
Но в молодости такие вещи волнуют мало. Молодой Крылов страстно увлекся театром, стал вхож в актерскую среду, всерьез увлекся драматургией. Уже в 14 лет он написал комическую оперу "Кофейница", а еще через несколько лет – комедии "Бешеная семья", "Сочинитель в прихожей" и "Проказники".
Потом Крылова бросило в другую крайность – в журналистику. Он нашел покровителя в лице Ивана Герасимовича Рахманинова, владельца частной типографии. До Великой Французской революции императрица Екатерина II даже поощряла развитие частных книгопечатен.
И вот, покуда не грянул революционный гром в Париже, Крылов успел издать восемь номеров своего журнала "Почта духов, или Ученая, нравственная и критическая переписка арабского философа Маликульмулька с водяными, воздушными и подземными духами". Такие издания были популярны в те времена: эпистолярный жанр, гротеск и сатира, высмеивающая современные идеи и нравы. И все это скрыто за совершенно фантастическими масками гномов и волшебника Маликульмулька, то есть самого Крылова. Это некое подобие венецианского карнавала, но только в литературе. Во всем доля театральной условности, в которой беседа ведется между людьми, чьи лица скрыты масками. И можно лишь догадываться о том, к кому обращена та или иная реплика, против кого направлены сатирические стрелы.
Моду на такие журналы завела сама Екатерина, она же их и закрыла, когда отчетливо и явственно поняла, что вначале, действительно, было слово. Сначала – энциклопедисты и философия Просвещения, а потом, как их логичное продолжение, революция и гильотина.
И, видимо, как раз закрытие журнала и неудовольствие государыни убедило Крылова в том, что ему нужны новые жанры и формы для творчества, свободные от рамок и независимые от вкусовщины и чужих мнений. И такой жанр Иван Андреевич отыскал – это басня и ее "эзопов язык". Причем он писал их не только на общеморализаторские темы, но и на злобу дня. Например, "Волк на псарне":
"Волк ночью, думая залезть в овчарню, Попал на псарню"…
И попав в безвыходное положение, начал говорить так:
"Друзья! к чему весь этот шум?
Я, ваш старинный сват и кум,
Пришел мириться к вам, совсем не ради ссоры"…
Но ловчий перервал сладкую речь волка словами:
"Ты сер, а я, приятель, сед"…
Думаете, общая тема? Ан нет! Басня "Волк на псарне" была создана Крыловым в ответ на попытки Наполеона в сентябре 1812 года договориться с Кутузовым о перемирии, которое было решительно отвергнуто русским полководцем. Михаил Илларионович, получив басню Крылова, прочитал ее офицерам своего штаба после одного из сражений. А дойдя до строки "а я, приятель, сед", Кутузов снял головной убор и продемонстрировал всем свою седую голову...
Крылов почти всю жизнь служил в Императорской публичной библиотеке, достиг высоких чинов. Благодаря своим басням и расположению к нему императора Николая I. Раз Крылов шел по Невскому, что для тучного баснописца была редкость, и встречает императора, который, увидев его издали, закричал: '"Ба, ба, ба, Иван Андреевич, что за чудеса? ? встречаю тебя на Невском. Куда идешь?" Иван Андреевич ответил. На что Николай I ему сказал: "Что же это, Крылов, мы так давно с тобою не видались". ? "Я и сам, государь, так же думаю, кажется, живем довольно близко, а не видимся".
Царская семья благоволила к Крылову, и он получал иногда приглашения на обеды к вдовствующей императрице Марии Федоровне и великим князьям. Эти обеды Крылов недолюбливал, говорил: ох уже эти царские повара! Возвращаешься домой голодный-преголодный…
Гастрономические подвиги Крылова повергали его друзей в ужас. Однажды вечером Крылов пришел к сенатору Абакумову. Хозяин и его гости стали уговаривать баснописца отужинать с ними, но он отказывался, упирая на то, что его дома ждет стерляжья уха. Потом все-таки сдался на уговоры. За ужином Иван Андреевич изрядно подкрепился, в одиночку съев едва ли не столько же, как и все остальные гости вместе взятые. Проглотив последний кусок, Крылов стал собираться домой. Абакумов удивился: "Помилуйте, Иван Андреевич, да теперь-то вам куда торопиться? Ведь вы уже поужинали!"
Крылов сердито ответил: "Да сколько же раз мне говорить вам, что меня дома стерляжья уха ожидает. Боюсь, как бы не простыла".
А 1838 году, на праздновании 50-летия литературной деятельности, он стал "дедушкой Крыловым". Было много высоких гостей, и среди них – маленькие великие князья, почитатели таланта баснописца. На это обратил внимание остроумный князь П.А. Вяземский, и выступая с поздравительными куплетами в честь юбиляра, выбрал в качестве рефрена слова – "Здравствуй, дедушка Крылов!"...
Баснописец был высокого роста, тучный, с седыми, всегда растрепанными волосами. Одевался неряшливо: сюртук носил постоянно запачканный, жилет надет вкривь и вкось. Однажды его пригласили на придворный маскарад, и он не мог решить, какой костюм ему придумать. Решил посоветоваться со своей знакомой. Дама с иронией сказала: "Да вы, Иван Андреевич, лучше вымойтесь и причешитесь, вас никто и не узнает".
Но при этом мало кто мог состязаться с Иваном Андреевичем и в остроумии. Была у него однажды рожа (воспаление на ноге), которая долго мешала ему гулять. Наконец, с трудом вышел он на Невский. Едет мимо приятель, и, не останавливаясь, кричит ему: "А что рожа, прошла?" Крылов вслед ему: "Проехала!"
Во время прогулки его обгоняют три студента. Один из них, вероятно, не зная Крылова, громко сказал товарищу: ? Смотри, туча идет. ? И лягушки заквакали, ? спокойно отвечал баснописец в тон студенту.
Один из завистников как-то спросил его: "И чего это вас все время печатают?" "Так ведь басни дети читают, ? ответил Крылов. ? А дети, как известно, книжки рвут, вот их и переиздают".
В этом выпуске вы также услышите:
– "Светило русской администрации" граф Сперанский.
audio/mpeg
Как Маликульмульк стал "дедушкой Крыловым"
Автор Владимир Бычков, радио Sputnik
Крылов писал басни и на злобу дня. Например, "Волк на псарне" была создана как ответ на попытки Наполеона в сентябре 1812 года договориться с Кутузовым о перемирии. Об этом в программе радио Sputnik "Российская летопись" расскажет ее автор и ведущий Владимир Бычков.
В ноябре 1844 года скончался баснописец Иван Андреевич Крылов. Автор 236 басен, собранных в девять прижизненных сборников. "Лебедь, Рак и Щука", "Волк и Ягненок", "Ворона и Лисица", "Квартет", "Стрекоза и Муравей", "Мартышка и очки"…
Большая часть сюжетов басен Крылова оригинальна, но отдельные из них восходят к басням Лафонтена, который, в свою очередь, заимствовал их у Эзопа и Федра.
Многие выражения из басен Крылова стали крылатыми: "а ларчик просто открывался", "да только воз и ныне там", "дразнить гусей", "ай, Моська! Знать, она сильна, что лает на слона", "беда, коль пироги начнет печи сапожник, а сапоги тачать пирожник", "а Васька слушает да ест", "как белка в колесе", "рыльце в пуху", "ходить на задних лапках"…
Крылов, сын бедного офицера, не закончил никакого учебного курса. Отличная память, любовь к чтению и отцовский сундук с книгами – это все, что было в детстве. А пришлось оно на трагический для России момент – восстание Пугачева. Более того, будущий баснописец поневоле оказался в самой гуще событий. Его отец был капитаном Яицкой крепости, которую осадили бунтовщики. Отец отправил жену с сыном в Оренбург, подальше от войны, как ему казалось. Не тут-то было! Вскоре пугачевцы осадили и эту крепость. Пушкин в "Истории Пугачева" писал, что атаман "поклялся повесить не только... Крылова, но и все семейство... Таким образом обречен был смерти и четырехлетний ребенок, впоследствии славный Крылов".
Конечно же, кровавый бунт, лишения и голод наложили неизгладимый отпечаток на ребенка. Некоторые исследователи полагают, что психологическими последствиями детских потрясений стала позднее широко известная невоздержанность Крылова в еде – постоянный предмет шуток его друзей.
После подавления пугачевского восстания Крылов-старший перешел на гражданскую службу – председателем магистрата в Твери. И хотя название должности звучит вроде бы внушительно, жалованье было скудным для семьи с двумя маленькими детьми. А вскоре отец и вовсе умер. На том и кончилось детство Крылова. Еще отроком он вынужден был пойти служить – писцом в губернский магистрат Твери, где раньше работал его отец. Потом мать поехала с детьми в Петербург хлопотать о пенсии. Из этого ничего не вышло, но Крылов остался в столице, сумел устроиться канцеляристом в Казенной палате. Какой никакой, а все-таки заработок! В те времена без связей трудно было рассчитывать на хорошую должность. Можно называть это как угодно – кумовство, непотизм – но это явление неистребимо, в том числе и в силу традиций, пока существует нормальный институт семьи и брака. "Ну как не порадеть родному человечку!.."
Но в молодости такие вещи волнуют мало. Молодой Крылов страстно увлекся театром, стал вхож в актерскую среду, всерьез увлекся драматургией. Уже в 14 лет он написал комическую оперу "Кофейница", а еще через несколько лет – комедии "Бешеная семья", "Сочинитель в прихожей" и "Проказники".
Потом Крылова бросило в другую крайность – в журналистику. Он нашел покровителя в лице Ивана Герасимовича Рахманинова, владельца частной типографии. До Великой Французской революции императрица Екатерина II даже поощряла развитие частных книгопечатен.
И вот, покуда не грянул революционный гром в Париже, Крылов успел издать восемь номеров своего журнала "Почта духов, или Ученая, нравственная и критическая переписка арабского философа Маликульмулька с водяными, воздушными и подземными духами". Такие издания были популярны в те времена: эпистолярный жанр, гротеск и сатира, высмеивающая современные идеи и нравы. И все это скрыто за совершенно фантастическими масками гномов и волшебника Маликульмулька, то есть самого Крылова. Это некое подобие венецианского карнавала, но только в литературе. Во всем доля театральной условности, в которой беседа ведется между людьми, чьи лица скрыты масками. И можно лишь догадываться о том, к кому обращена та или иная реплика, против кого направлены сатирические стрелы.
Моду на такие журналы завела сама Екатерина, она же их и закрыла, когда отчетливо и явственно поняла, что вначале, действительно, было слово. Сначала – энциклопедисты и философия Просвещения, а потом, как их логичное продолжение, революция и гильотина.
И, видимо, как раз закрытие журнала и неудовольствие государыни убедило Крылова в том, что ему нужны новые жанры и формы для творчества, свободные от рамок и независимые от вкусовщины и чужих мнений. И такой жанр Иван Андреевич отыскал – это басня и ее "эзопов язык". Причем он писал их не только на общеморализаторские темы, но и на злобу дня. Например, "Волк на псарне":
"Волк ночью, думая залезть в овчарню, Попал на псарню"…
И попав в безвыходное положение, начал говорить так:
"Друзья! к чему весь этот шум?
Я, ваш старинный сват и кум,
Пришел мириться к вам, совсем не ради ссоры"…
Но ловчий перервал сладкую речь волка словами:
"Ты сер, а я, приятель, сед"…
Думаете, общая тема? Ан нет! Басня "Волк на псарне" была создана Крыловым в ответ на попытки Наполеона в сентябре 1812 года договориться с Кутузовым о перемирии, которое было решительно отвергнуто русским полководцем. Михаил Илларионович, получив басню Крылова, прочитал ее офицерам своего штаба после одного из сражений. А дойдя до строки "а я, приятель, сед", Кутузов снял головной убор и продемонстрировал всем свою седую голову...
Крылов почти всю жизнь служил в Императорской публичной библиотеке, достиг высоких чинов. Благодаря своим басням и расположению к нему императора Николая I. Раз Крылов шел по Невскому, что для тучного баснописца была редкость, и встречает императора, который, увидев его издали, закричал: '"Ба, ба, ба, Иван Андреевич, что за чудеса? ? встречаю тебя на Невском. Куда идешь?" Иван Андреевич ответил. На что Николай I ему сказал: "Что же это, Крылов, мы так давно с тобою не видались". ? "Я и сам, государь, так же думаю, кажется, живем довольно близко, а не видимся".
Царская семья благоволила к Крылову, и он получал иногда приглашения на обеды к вдовствующей императрице Марии Федоровне и великим князьям. Эти обеды Крылов недолюбливал, говорил: ох уже эти царские повара! Возвращаешься домой голодный-преголодный…
Гастрономические подвиги Крылова повергали его друзей в ужас. Однажды вечером Крылов пришел к сенатору Абакумову. Хозяин и его гости стали уговаривать баснописца отужинать с ними, но он отказывался, упирая на то, что его дома ждет стерляжья уха. Потом все-таки сдался на уговоры. За ужином Иван Андреевич изрядно подкрепился, в одиночку съев едва ли не столько же, как и все остальные гости вместе взятые. Проглотив последний кусок, Крылов стал собираться домой. Абакумов удивился: "Помилуйте, Иван Андреевич, да теперь-то вам куда торопиться? Ведь вы уже поужинали!"
Крылов сердито ответил: "Да сколько же раз мне говорить вам, что меня дома стерляжья уха ожидает. Боюсь, как бы не простыла".
А 1838 году, на праздновании 50-летия литературной деятельности, он стал "дедушкой Крыловым". Было много высоких гостей, и среди них – маленькие великие князья, почитатели таланта баснописца. На это обратил внимание остроумный князь П.А. Вяземский, и выступая с поздравительными куплетами в честь юбиляра, выбрал в качестве рефрена слова – "Здравствуй, дедушка Крылов!"...
Баснописец был высокого роста, тучный, с седыми, всегда растрепанными волосами. Одевался неряшливо: сюртук носил постоянно запачканный, жилет надет вкривь и вкось. Однажды его пригласили на придворный маскарад, и он не мог решить, какой костюм ему придумать. Решил посоветоваться со своей знакомой. Дама с иронией сказала: "Да вы, Иван Андреевич, лучше вымойтесь и причешитесь, вас никто и не узнает".
Но при этом мало кто мог состязаться с Иваном Андреевичем и в остроумии. Была у него однажды рожа (воспаление на ноге), которая долго мешала ему гулять. Наконец, с трудом вышел он на Невский. Едет мимо приятель, и, не останавливаясь, кричит ему: "А что рожа, прошла?" Крылов вслед ему: "Проехала!"
Во время прогулки его обгоняют три студента. Один из них, вероятно, не зная Крылова, громко сказал товарищу: ? Смотри, туча идет. ? И лягушки заквакали, ? спокойно отвечал баснописец в тон студенту.
Один из завистников как-то спросил его: "И чего это вас все время печатают?" "Так ведь басни дети читают, ? ответил Крылов. ? А дети, как известно, книжки рвут, вот их и переиздают".
В этом выпуске вы также услышите:
– "Светило русской администрации" граф Сперанский.
audio/mpeg
В ноябре 1844 года скончался баснописец Иван Андреевич Крылов. Автор 236 басен, собранных в девять прижизненных сборников. "Лебедь, Рак и Щука", "Волк и Ягненок", "Ворона и Лисица", "Квартет", "Стрекоза и Муравей", "Мартышка и очки"…Большая часть сюжетов басен Крылова оригинальна, но отдельные из них восходят к басням Лафонтена, который, в свою очередь, заимствовал их у Эзопа и Федра. Многие выражения из басен Крылова стали крылатыми: "а ларчик просто открывался", "да только воз и ныне там", "дразнить гусей", "ай, Моська! Знать, она сильна, что лает на слона", "беда, коль пироги начнет печи сапожник, а сапоги тачать пирожник", "а Васька слушает да ест", "как белка в колесе", "рыльце в пуху", "ходить на задних лапках"…Крылов, сын бедного офицера, не закончил никакого учебного курса. Отличная память, любовь к чтению и отцовский сундук с книгами – это все, что было в детстве. А пришлось оно на трагический для России момент – восстание Пугачева. Более того, будущий баснописец поневоле оказался в самой гуще событий. Его отец был капитаном Яицкой крепости, которую осадили бунтовщики. Отец отправил жену с сыном в Оренбург, подальше от войны, как ему казалось. Не тут-то было! Вскоре пугачевцы осадили и эту крепость. Пушкин в "Истории Пугачева" писал, что атаман "поклялся повесить не только... Крылова, но и все семейство... Таким образом обречен был смерти и четырехлетний ребенок, впоследствии славный Крылов".Конечно же, кровавый бунт, лишения и голод наложили неизгладимый отпечаток на ребенка. Некоторые исследователи полагают, что психологическими последствиями детских потрясений стала позднее широко известная невоздержанность Крылова в еде – постоянный предмет шуток его друзей.После подавления пугачевского восстания Крылов-старший перешел на гражданскую службу – председателем магистрата в Твери. И хотя название должности звучит вроде бы внушительно, жалованье было скудным для семьи с двумя маленькими детьми. А вскоре отец и вовсе умер. На том и кончилось детство Крылова. Еще отроком он вынужден был пойти служить – писцом в губернский магистрат Твери, где раньше работал его отец. Потом мать поехала с детьми в Петербург хлопотать о пенсии. Из этого ничего не вышло, но Крылов остался в столице, сумел устроиться канцеляристом в Казенной палате. Какой никакой, а все-таки заработок! В те времена без связей трудно было рассчитывать на хорошую должность. Можно называть это как угодно – кумовство, непотизм – но это явление неистребимо, в том числе и в силу традиций, пока существует нормальный институт семьи и брака. "Ну как не порадеть родному человечку!.."Но в молодости такие вещи волнуют мало. Молодой Крылов страстно увлекся театром, стал вхож в актерскую среду, всерьез увлекся драматургией. Уже в 14 лет он написал комическую оперу "Кофейница", а еще через несколько лет – комедии "Бешеная семья", "Сочинитель в прихожей" и "Проказники".Потом Крылова бросило в другую крайность – в журналистику. Он нашел покровителя в лице Ивана Герасимовича Рахманинова, владельца частной типографии. До Великой Французской революции императрица Екатерина II даже поощряла развитие частных книгопечатен. И вот, покуда не грянул революционный гром в Париже, Крылов успел издать восемь номеров своего журнала "Почта духов, или Ученая, нравственная и критическая переписка арабского философа Маликульмулька с водяными, воздушными и подземными духами". Такие издания были популярны в те времена: эпистолярный жанр, гротеск и сатира, высмеивающая современные идеи и нравы. И все это скрыто за совершенно фантастическими масками гномов и волшебника Маликульмулька, то есть самого Крылова. Это некое подобие венецианского карнавала, но только в литературе. Во всем доля театральной условности, в которой беседа ведется между людьми, чьи лица скрыты масками. И можно лишь догадываться о том, к кому обращена та или иная реплика, против кого направлены сатирические стрелы.Моду на такие журналы завела сама Екатерина, она же их и закрыла, когда отчетливо и явственно поняла, что вначале, действительно, было слово. Сначала – энциклопедисты и философия Просвещения, а потом, как их логичное продолжение, революция и гильотина.И, видимо, как раз закрытие журнала и неудовольствие государыни убедило Крылова в том, что ему нужны новые жанры и формы для творчества, свободные от рамок и независимые от вкусовщины и чужих мнений. И такой жанр Иван Андреевич отыскал – это басня и ее "эзопов язык". Причем он писал их не только на общеморализаторские темы, но и на злобу дня. Например, "Волк на псарне":"Волк ночью, думая залезть в овчарню,Попал на псарню"…И попав в безвыходное положение, начал говорить так:"Друзья! к чему весь этот шум?Я, ваш старинный сват и кум,Пришел мириться к вам, совсем не ради ссоры"…Но ловчий перервал сладкую речь волка словами:"Ты сер, а я, приятель, сед"…Думаете, общая тема? Ан нет! Басня "Волк на псарне" была создана Крыловым в ответ на попытки Наполеона в сентябре 1812 года договориться с Кутузовым о перемирии, которое было решительно отвергнуто русским полководцем. Михаил Илларионович, получив басню Крылова, прочитал ее офицерам своего штаба после одного из сражений. А дойдя до строки "а я, приятель, сед", Кутузов снял головной убор и продемонстрировал всем свою седую голову...Крылов почти всю жизнь служил в Императорской публичной библиотеке, достиг высоких чинов. Благодаря своим басням и расположению к нему императора Николая I. Раз Крылов шел по Невскому, что для тучного баснописца была редкость, и встречает императора, который, увидев его издали, закричал: '"Ба, ба, ба, Иван Андреевич, что за чудеса? ‒ встречаю тебя на Невском. Куда идешь?" Иван Андреевич ответил. На что Николай I ему сказал: "Что же это, Крылов, мы так давно с тобою не видались". ‒ "Я и сам, государь, так же думаю, кажется, живем довольно близко, а не видимся". Царская семья благоволила к Крылову, и он получал иногда приглашения на обеды к вдовствующей императрице Марии Федоровне и великим князьям. Эти обеды Крылов недолюбливал, говорил: ох уже эти царские повара! Возвращаешься домой голодный-преголодный… Гастрономические подвиги Крылова повергали его друзей в ужас. Однажды вечером Крылов пришел к сенатору Абакумову. Хозяин и его гости стали уговаривать баснописца отужинать с ними, но он отказывался, упирая на то, что его дома ждет стерляжья уха. Потом все-таки сдался на уговоры. За ужином Иван Андреевич изрядно подкрепился, в одиночку съев едва ли не столько же, как и все остальные гости вместе взятые. Проглотив последний кусок, Крылов стал собираться домой. Абакумов удивился: "Помилуйте, Иван Андреевич, да теперь-то вам куда торопиться? Ведь вы уже поужинали!"Крылов сердито ответил: "Да сколько же раз мне говорить вам, что меня дома стерляжья уха ожидает. Боюсь, как бы не простыла".А 1838 году, на праздновании 50-летия литературной деятельности, он стал "дедушкой Крыловым". Было много высоких гостей, и среди них – маленькие великие князья, почитатели таланта баснописца. На это обратил внимание остроумный князь П.А. Вяземский, и выступая с поздравительными куплетами в честь юбиляра, выбрал в качестве рефрена слова – "Здравствуй, дедушка Крылов!"...Баснописец был высокого роста, тучный, с седыми, всегда растрепанными волосами. Одевался неряшливо: сюртук носил постоянно запачканный, жилет надет вкривь и вкось. Однажды его пригласили на придворный маскарад, и он не мог решить, какой костюм ему придумать. Решил посоветоваться со своей знакомой. Дама с иронией сказала: "Да вы, Иван Андреевич, лучше вымойтесь и причешитесь, вас никто и не узнает".Но при этом мало кто мог состязаться с Иваном Андреевичем и в остроумии. Была у него однажды рожа (воспаление на ноге), которая долго мешала ему гулять. Наконец, с трудом вышел он на Невский. Едет мимо приятель, и, не останавливаясь, кричит ему: "А что рожа, прошла?" Крылов вслед ему: "Проехала!"Во время прогулки его обгоняют три студента. Один из них, вероятно, не зная Крылова, громко сказал товарищу:‒ Смотри, туча идет.‒ И лягушки заквакали, ‒ спокойно отвечал баснописец в тон студенту.Один из завистников как-то спросил его: "И чего это вас все время печатают?" "Так ведь басни дети читают, ‒ ответил Крылов. ‒ А дети, как известно, книжки рвут, вот их и переиздают".В этом выпуске вы также услышите:– "Светило русской администрации" граф Сперанский.Автор Владимир Бычков, радио SputnikКоротко и по делу. Только отборные цитаты в нашем Телеграм-канале.
санкт-петербург
пугачев
пушкин
Радио Спутник
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
2020
Владимир Бычков
https://cdn.radiosputnik.ru/images/147864/47/1478644726_749:0:3743:2994_100x100_80_0_0_905ee0b9ba84015abc1396146c74b9f7.jpg
Владимир Бычков
https://cdn.radiosputnik.ru/images/147864/47/1478644726_749:0:3743:2994_100x100_80_0_0_905ee0b9ba84015abc1396146c74b9f7.jpg
Новости
ru-RU
https://radiosputnik.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
Радио Спутник
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
https://cdn.radiosputnik.ru/images/07e4/0b/1d/1586806159_0:0:2048:1536_1920x0_80_0_0_6edceecb07612e8cb62f453f44a9fec8.jpgРадио Спутник
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Владимир Бычков
https://cdn.radiosputnik.ru/images/147864/47/1478644726_749:0:3743:2994_100x100_80_0_0_905ee0b9ba84015abc1396146c74b9f7.jpg
в эфире, подкасты – радио sputnik, российская летопись, история, литература, санкт-петербург, пугачев, пушкин, иван крылов
В эфире, Подкасты – Радио Sputnik, Российская летопись, история, Литература, Санкт-Петербург, Пугачев, Пушкин, Иван Крылов
В ноябре 1844 года скончался баснописец Иван Андреевич Крылов. Автор 236 басен, собранных в девять прижизненных сборников. "Лебедь, Рак и Щука", "Волк и Ягненок", "Ворона и Лисица", "Квартет", "Стрекоза и Муравей", "Мартышка и очки"…
Большая часть сюжетов басен Крылова оригинальна, но отдельные из них восходят к басням Лафонтена, который, в свою очередь, заимствовал их у Эзопа и Федра.
Многие выражения из басен Крылова стали крылатыми: "а ларчик просто открывался", "да только воз и ныне там", "дразнить гусей", "ай, Моська! Знать, она сильна, что лает на слона", "беда, коль пироги начнет печи сапожник, а сапоги тачать пирожник", "а Васька слушает да ест", "как белка в колесе", "рыльце в пуху", "ходить на задних лапках"…
Крылов, сын бедного офицера, не закончил никакого учебного курса. Отличная память, любовь к чтению и отцовский сундук с книгами – это все, что было в детстве. А пришлось оно на трагический для России момент – восстание Пугачева. Более того, будущий баснописец поневоле оказался в самой гуще событий. Его отец был капитаном Яицкой крепости, которую осадили бунтовщики. Отец отправил жену с сыном в Оренбург, подальше от войны, как ему казалось. Не тут-то было! Вскоре пугачевцы осадили и эту крепость. Пушкин в "Истории Пугачева" писал, что атаман "поклялся повесить не только... Крылова, но и все семейство... Таким образом обречен был смерти и четырехлетний ребенок, впоследствии славный Крылов".
Конечно же, кровавый бунт, лишения и голод наложили неизгладимый отпечаток на ребенка. Некоторые исследователи полагают, что психологическими последствиями детских потрясений стала позднее широко известная невоздержанность Крылова в еде – постоянный предмет шуток его друзей.
После подавления пугачевского восстания Крылов-старший перешел на гражданскую службу – председателем магистрата в Твери. И хотя название должности звучит вроде бы внушительно, жалованье было скудным для семьи с двумя маленькими детьми. А вскоре отец и вовсе умер. На том и кончилось детство Крылова. Еще отроком он вынужден был пойти служить – писцом в губернский магистрат Твери, где раньше работал его отец. Потом мать поехала с детьми в Петербург хлопотать о пенсии. Из этого ничего не вышло, но Крылов остался в столице, сумел устроиться канцеляристом в Казенной палате. Какой никакой, а все-таки заработок! В те времена без связей трудно было рассчитывать на хорошую должность. Можно называть это как угодно – кумовство, непотизм – но это явление неистребимо, в том числе и в силу традиций, пока существует нормальный институт семьи и брака. "Ну как не порадеть родному человечку!.."
Но в молодости такие вещи волнуют мало. Молодой Крылов страстно увлекся театром, стал вхож в актерскую среду, всерьез увлекся драматургией. Уже в 14 лет он написал комическую оперу "Кофейница", а еще через несколько лет – комедии "Бешеная семья", "Сочинитель в прихожей" и "Проказники".
Потом Крылова бросило в другую крайность – в журналистику. Он нашел покровителя в лице Ивана Герасимовича Рахманинова, владельца частной типографии. До Великой Французской революции императрица Екатерина II даже поощряла развитие частных книгопечатен.
И вот, покуда не грянул революционный гром в Париже, Крылов успел издать восемь номеров своего журнала "Почта духов, или Ученая, нравственная и критическая переписка арабского философа Маликульмулька с водяными, воздушными и подземными духами". Такие издания были популярны в те времена: эпистолярный жанр, гротеск и сатира, высмеивающая современные идеи и нравы. И все это скрыто за совершенно фантастическими масками гномов и волшебника Маликульмулька, то есть самого Крылова. Это некое подобие венецианского карнавала, но только в литературе. Во всем доля театральной условности, в которой беседа ведется между людьми, чьи лица скрыты масками. И можно лишь догадываться о том, к кому обращена та или иная реплика, против кого направлены сатирические стрелы.
Моду на такие журналы завела сама Екатерина, она же их и закрыла, когда отчетливо и явственно поняла, что вначале, действительно, было слово. Сначала – энциклопедисты и философия Просвещения, а потом, как их логичное продолжение, революция и гильотина.
И, видимо, как раз закрытие журнала и неудовольствие государыни убедило Крылова в том, что ему нужны новые жанры и формы для творчества, свободные от рамок и независимые от вкусовщины и чужих мнений. И такой жанр Иван Андреевич отыскал – это басня и ее "эзопов язык". Причем он писал их не только на общеморализаторские темы, но и на злобу дня. Например, "Волк на псарне":
"Волк ночью, думая залезть в овчарню,
И попав в безвыходное положение, начал говорить так:
"Друзья! к чему весь этот шум?
Я, ваш старинный сват и кум,
Пришел мириться к вам, совсем не ради ссоры"…
Но ловчий перервал сладкую речь волка словами:
"Ты сер, а я, приятель, сед"…
Думаете, общая тема? Ан нет! Басня "Волк на псарне" была создана Крыловым в ответ на попытки Наполеона в сентябре 1812 года договориться с Кутузовым о перемирии, которое было решительно отвергнуто русским полководцем. Михаил Илларионович, получив басню Крылова, прочитал ее офицерам своего штаба после одного из сражений. А дойдя до строки "а я, приятель, сед", Кутузов снял головной убор и продемонстрировал всем свою седую голову...
Крылов почти всю жизнь служил в Императорской публичной библиотеке, достиг высоких чинов. Благодаря своим басням и расположению к нему императора Николая I. Раз Крылов шел по Невскому, что для тучного баснописца была редкость, и встречает императора, который, увидев его издали, закричал: '"Ба, ба, ба, Иван Андреевич, что за чудеса? ‒ встречаю тебя на Невском. Куда идешь?" Иван Андреевич ответил. На что Николай I ему сказал: "Что же это, Крылов, мы так давно с тобою не видались". ‒ "Я и сам, государь, так же думаю, кажется, живем довольно близко, а не видимся".
Царская семья благоволила к Крылову, и он получал иногда приглашения на обеды к вдовствующей императрице Марии Федоровне и великим князьям. Эти обеды Крылов недолюбливал, говорил: ох уже эти царские повара! Возвращаешься домой голодный-преголодный…
Гастрономические подвиги Крылова повергали его друзей в ужас. Однажды вечером Крылов пришел к сенатору Абакумову. Хозяин и его гости стали уговаривать баснописца отужинать с ними, но он отказывался, упирая на то, что его дома ждет стерляжья уха. Потом все-таки сдался на уговоры. За ужином Иван Андреевич изрядно подкрепился, в одиночку съев едва ли не столько же, как и все остальные гости вместе взятые. Проглотив последний кусок, Крылов стал собираться домой. Абакумов удивился: "Помилуйте, Иван Андреевич, да теперь-то вам куда торопиться? Ведь вы уже поужинали!"
Крылов сердито ответил: "Да сколько же раз мне говорить вам, что меня дома стерляжья уха ожидает. Боюсь, как бы не простыла".
А 1838 году, на праздновании 50-летия литературной деятельности, он стал "дедушкой Крыловым". Было много высоких гостей, и среди них – маленькие великие князья, почитатели таланта баснописца. На это обратил внимание остроумный князь П.А. Вяземский, и выступая с поздравительными куплетами в честь юбиляра, выбрал в качестве рефрена слова – "Здравствуй, дедушка Крылов!"...
Баснописец был высокого роста, тучный, с седыми, всегда растрепанными волосами. Одевался неряшливо: сюртук носил постоянно запачканный, жилет надет вкривь и вкось. Однажды его пригласили на придворный маскарад, и он не мог решить, какой костюм ему придумать. Решил посоветоваться со своей знакомой. Дама с иронией сказала: "Да вы, Иван Андреевич, лучше вымойтесь и причешитесь, вас никто и не узнает".
Но при этом мало кто мог состязаться с Иваном Андреевичем и в остроумии. Была у него однажды рожа (воспаление на ноге), которая долго мешала ему гулять. Наконец, с трудом вышел он на Невский. Едет мимо приятель, и, не останавливаясь, кричит ему: "А что рожа, прошла?" Крылов вслед ему: "Проехала!"
Во время прогулки его обгоняют три студента. Один из них, вероятно, не зная Крылова, громко сказал товарищу:
‒ И лягушки заквакали, ‒ спокойно отвечал баснописец в тон студенту.
Один из завистников как-то спросил его: "И чего это вас все время печатают?"
"Так ведь басни дети читают, ‒ ответил Крылов. ‒ А дети, как известно, книжки рвут, вот их и переиздают".
В этом выпуске вы также услышите:
– "Светило русской администрации" граф Сперанский.
Автор Владимир Бычков, радио Sputnik
Коротко и по делу. Только отборные цитаты в нашем Телеграм-канале.