https://radiosputnik.ru/20200830/1576482911.html
Метаморфозы древней московской обители
Метаморфозы древней московской обители - Радио Sputnik, 30.08.2020
Метаморфозы древней московской обители
Концлагерь, колония, общежитие, военная организация, музей... Кого только не видела в своих стенах древняя обитель, монахом которой был великий Андрей Рублев. Об этом ‒ в очередном выпуске программы радио Sputnik "Российская летопись".
2020-08-30T08:33
2020-08-30T08:33
2020-08-30T08:54
в эфире
подкасты – радио sputnik
российская летопись
москва
гулаг
сергий радонежский
религия
https://cdn.radiosputnik.ru/images/07e4/08/1e/1576483122_0:0:3065:1724_1920x0_80_0_0_02b583a5f647389ac2b9ccf9a0fd0f76.jpg
Метаморфозы древней московской обители
Автор Владимир Бычков, радио Sputnik
Концлагерь, колония, общежитие, военная организация, музей... Кого только не видела в своих стенах древняя обитель, монахом которой был великий Андрей Рублев. Об этом ? в очередном выпуске программы радио Sputnik "Российская летопись".
В августе 1354 года святой митрополит Московский Алексий, возвращаясь из Константинополя по Черному морю, попал в сильную бурю. Он дал обет возвести храм во имя того праздника, который церковь будет праздновать в день, когда (и если) корабль благополучно достигнет суши. Вскоре буря утихла, и 16 августа, в день Нерукотворенного Образа Спаса, корабль причалил к берегу. По чудесному стечению обстоятельств, митрополит Алексий вез с собой образ Спаса Нерукотворного, которым его благословил Константинопольский патриарх.
Обет Алексия одобрил Сергий Радонежский, и послал к митрополиту для устроения обители своего ученика Андроника. Для монастыря был выбран холм в четырех верстах к востоку от Кремля, на высоком берегу Яузы у слияния с ручьем Золотой Рожок – так его назвали в память о константинопольской бухте Золотой Рог. В этом месте проходила дорога в Орду. Здесь в 1238 году московские ратники сражались с войском хана Батыя. На этом же месте в 1380 году московский митрополит Киприан встречал великого князя Дмитрия Донского, победоносно возвращавшегося с Куликовского поля…
Шестнадцатого августа 1357 года была освящена первая деревянная церковь – Спасская – новой обители, срубленная Андроником. В ней святитель Алексий и поставил тот самый образ Спаса Нерукотворного. А в 1420-х годах на этом месте был сооружен каменный Спасский собор – самый древний храм Москвы вне Кремля. Его заложили игумен монастыря Александр и "старец именем Андрей-иконописец" ? монах обители, великий Андрей Рублев. Собор, созданный при его участии, поражает своим оригинальным обликом. "Зело красен", говорили современники. А по мнению современных искусствоведов, Спасский собор – один из первых памятников эпохи русского Возрождения, который знаменует собой разрыв с византийской традицией и переход к национальному стилю зодчества.
Расписывали собор изографы Андрей Рублев и Даниил Черный. К сожалению, фрески были уничтожены в XVIII веке при реставрации храма, остались лишь небольшие фрагменты.
Кисти святого Андрея Рублева принадлежит знаменитый чудотворный образ Пресвятой Троицы, который до сих пор является непревзойденным образцом в иконописании. А ведь мало кто помнит, что рублевская "Троица" по-настоящему была открыта совсем недавно, чуть более ста лет назад. В 1904 году реставратор Василий Павлович Гурьянов снял с иконы несколько слоев поздней живописи. И испытал настоящее потрясение. Вместо "дымных" темно-оливковых ликов и сдержанной, суровой коричнево-красной гаммы одежд перед пораженными зрителями открылись яркие солнечные краски, прозрачные, поистине "райские" одежды ангелов. Реставратору они напомнили итальянские фрески и иконы XIV–XV веков...
Иконы на Руси покрывали чаще всего олифой. Но через 40-50 лет олифа темнела. И тогда поверх потемневшего лика иконописцы писали новое изображение. Как правило, оно совпадало по сюжету, но эту новую живопись нельзя было назвать точной копией старой. Часто изменялись пропорции, вносились какие-то новые детали. Установлено, что рублевская "Троица" с начала XVII века поновлялась четыре или пять раз.
Андрей Рублев также расписывал Благовещенский собор в Московском Кремле, иконостас и сам Успенский собор во Владимире и многие другие храмы. Иконописец скончался во время мора 17 октября 1428 года и был похоронен в Спасо-Андрониковом монастыре. Точное место его могилы неизвестно по причинам, о которых будет рассказано ниже.
Во второй половине XVII века вокруг обители были построены стены и башни, надвратная церковь Рождества Богородицы, настоятельские покои. Слева от Спасского собора высится празднично нарядный храм Михаила Архангела – яркий образец нарышкинского барокко. Его строила царица Евдокия Лопухина, первая жена Петра I, а поводом для постройки стало рождение наследника престола – царевича Алексея. К сожалению, судьба и царицы, и царского наследника, и храма сложились трагически. Царевич Алексей, обвиненный отцом в антигосударственном заговоре, умер при невыясненных обстоятельствах в 1718 году в Петропавловской церкви. А царица Евдокия по приказу супруга была насильно пострижена в монахини. Поэтому Михайловская церковь, построенная в 1694 году, простояла 45 лет не освященной – аж до 1739 года.
В конце XVIII века в обители была построена огромная надвратная колокольня – одна из красивейших в Москве. По проекту архитектора Родиона Казакова звонница должна была быть выше Ивана Великого. Однако император Павел I не одобрил этой затеи: он приказал зодчему сделать ее пониже, дабы не нарушать старомосковскую традицию. Таким образом, высота андрониковской колокольни составила 72 с половиной метра, что на восемь с половиной метров ниже Ивана Великого.
В 1812 году обитель была разграблена наполеоновскими солдатами, а после этого подожжена. Пожар уничтожил ценнейший архив. В Спасском соборе сгорел иконостас, обрушился барабан храма.
В XIX веке при монастыре было открыто духовное училище и библиотека. Ежегодно, в день празднования перенесения иконы Спаса Нерукотворного, у стен обители устраивались массовые гулянья москвичей. Монастырь славился своим хором – слушать его не раз приходил композитор Сергей Рахманинов.
Как и в каждой русской обители, в Андрониковом существовало кладбище. На нем были похоронены великий московский князь Симеон Гордый, сын Ивана Калиты, и три его сына. Они умерли от чумы в 1353 году. Здесь нашли свой последний приют профессор Московского университета, филолог Антон Барсов, дед писателя Льва Толстого – генерал князь Николай Волконский, отец поэта Евгения Боратынского, а также его дяди – адмиралы Богдан и Илья Боратынские, Павел Демидов, представитель знаменитого рода горнозаводчиков, ученый, основавший в Ярославле Лицей.
В некрополе были семейные захоронения многих аристократических фамилий, купеческих родов. Здесь же покоятся воины, погибшие в Северную войну, павшие в Бородинском сражении. Недалеко от Спасского собора была погребена Мария Лопухина, урожденная графиня Толстая – русская Джоконда, увековеченная на знаменитом портрете кисти Владимира Боровиковского.
В советское время Андроников монастырь постигла участь многих других обителей. Сначала он был ограблен. Новыми властями было конфисковано свыше 2-х килограммов золота, более 28 пудов серебра, 625 бриллиантов, жемчужная риза. При этом надо заметить, что ценности православной церкви создавались в основном на добровольные пожертвования, а потому, по сути, никак не могли подлежать национализации.
Здания обители были переданы в ведение чекистов, которые организовали здесь концлагерь – предвестник ГУЛАГа. Потом здесь размещалась колония для беспризорников. В 1928 года рабочие соседнего завода "Серп и молот" (до 1917 года – завод Гужона) устроили в монастырских зданиях большое общежитие. Некрополь был ликвидирован – на его месте устроили футбольное поле. Надгробные памятники частью были уничтожены, частью – проданы. На эти средства у стен обители был построен небольшой парк отдыха. В начале 1930-х годов был взорвана и разобрана на кирпич величественная колокольня. В середине 1930-х – 1940-х годах в стенах монастыря размещались учреждения Наркомата обороны.
В 1947 году, когда проходили празднования 800-летия Москвы, деятели культуры во главе с академиком И.Э. Грабарем, знаменитым художником, искусствоведом и реставратором, обратились к властям с просьбой о создании на территории Андроникова монастыря Музея древнерусской живописи. Просьба, благодаря настойчивости Грабаря, была удовлетворена, а постановление о создании музея подписал сам Сталин. В настоящее время коллекция Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева насчитывает около 10 тысяч произведений.
В день памяти преподобного Андрея Рублева, 17 июля 1989 года, в Спасском соборе были возобновлены богослужения. А перед входом в монастырь открыт памятник великому иконописцу.
Но вернемся к так до сих пор и не разрешенной загадке – месте погребения Андрея Рублева. Еще в конце XVIII века надгробная плита на могиле изографа была в полной неприкосновенности – ее обозревал историк Федор Иванович Миллер. В начале 1930-х годов эту плиту, по-видимому, видел замечательный подвижник – архитектор-реставратор древнерусского зодчества Петр Дмитриевич Барановский, пытавшийся сделать в советское богоборческое время почти невозможное – сохранить для потомков древние храмы и монастыри. За это он подвергался арестам, сидел в лагерях.
Вспоминается характерный случай. В 1933 году Лазарь Каганович, в то время 1-й секретарь Московского горкома партии, намеревался снести в Кремле церковь Спаса на Бору. Барановский попытался заступиться за храм. Но Каганович сразу взял с места в карьер: "Почему вы против сноса этой рухляди? Вы что, против Сталинского плана реконструкции Москвы?" Петр Дмитриевич начал было объяснять: Спас на Бору – один из самых древних храмов Москвы, в нем не раз бывал Дмитрий Донской.. Каганович прервал реставратора вопросом: "А кто такой Дмитрий Донской?" Храм в итоге снесли.
Барановскому по архивным источникам удалось установить, что Андрей Рублев был похоронен под колокольней Спасского собора Андроникова монастыря. Однажды, копая какую-то траншею, рабочие наткнулись на старинную могильную плиту. Это произошло поздним осенним вечером, поэтому Барановский не смог разглядеть плиту как следует. Он успел лишь скопировать с помощью угля и бумаги полустертую надпись на ней.
Ночью ученому удалось установить, что найденная плита – надгробие первой трети XV века. Рублев, напомню, умер в 1428 году. Место находки также указывало на то, что это могла быть плита с могилы иконописца. Но, поспешив наутро к бесценной находке, Барановский был убит катастрофическим известием. Ночью рабочие разбили плиту и посыпали каменной крошкой дорожки, раскисшие от осеннего дождя…
Так оборвалась тонкая нить, которая вела вглубь веков, к могиле Андрея Рублева.
В этом выпуске вы также услышите:
– Петербургские наводнения и поэма "Медный всадник".
audio/mpeg
Метаморфозы древней московской обители
Автор Владимир Бычков, радио Sputnik
Концлагерь, колония, общежитие, военная организация, музей... Кого только не видела в своих стенах древняя обитель, монахом которой был великий Андрей Рублев. Об этом ? в очередном выпуске программы радио Sputnik "Российская летопись".
В августе 1354 года святой митрополит Московский Алексий, возвращаясь из Константинополя по Черному морю, попал в сильную бурю. Он дал обет возвести храм во имя того праздника, который церковь будет праздновать в день, когда (и если) корабль благополучно достигнет суши. Вскоре буря утихла, и 16 августа, в день Нерукотворенного Образа Спаса, корабль причалил к берегу. По чудесному стечению обстоятельств, митрополит Алексий вез с собой образ Спаса Нерукотворного, которым его благословил Константинопольский патриарх.
Обет Алексия одобрил Сергий Радонежский, и послал к митрополиту для устроения обители своего ученика Андроника. Для монастыря был выбран холм в четырех верстах к востоку от Кремля, на высоком берегу Яузы у слияния с ручьем Золотой Рожок – так его назвали в память о константинопольской бухте Золотой Рог. В этом месте проходила дорога в Орду. Здесь в 1238 году московские ратники сражались с войском хана Батыя. На этом же месте в 1380 году московский митрополит Киприан встречал великого князя Дмитрия Донского, победоносно возвращавшегося с Куликовского поля…
Шестнадцатого августа 1357 года была освящена первая деревянная церковь – Спасская – новой обители, срубленная Андроником. В ней святитель Алексий и поставил тот самый образ Спаса Нерукотворного. А в 1420-х годах на этом месте был сооружен каменный Спасский собор – самый древний храм Москвы вне Кремля. Его заложили игумен монастыря Александр и "старец именем Андрей-иконописец" ? монах обители, великий Андрей Рублев. Собор, созданный при его участии, поражает своим оригинальным обликом. "Зело красен", говорили современники. А по мнению современных искусствоведов, Спасский собор – один из первых памятников эпохи русского Возрождения, который знаменует собой разрыв с византийской традицией и переход к национальному стилю зодчества.
Расписывали собор изографы Андрей Рублев и Даниил Черный. К сожалению, фрески были уничтожены в XVIII веке при реставрации храма, остались лишь небольшие фрагменты.
Кисти святого Андрея Рублева принадлежит знаменитый чудотворный образ Пресвятой Троицы, который до сих пор является непревзойденным образцом в иконописании. А ведь мало кто помнит, что рублевская "Троица" по-настоящему была открыта совсем недавно, чуть более ста лет назад. В 1904 году реставратор Василий Павлович Гурьянов снял с иконы несколько слоев поздней живописи. И испытал настоящее потрясение. Вместо "дымных" темно-оливковых ликов и сдержанной, суровой коричнево-красной гаммы одежд перед пораженными зрителями открылись яркие солнечные краски, прозрачные, поистине "райские" одежды ангелов. Реставратору они напомнили итальянские фрески и иконы XIV–XV веков...
Иконы на Руси покрывали чаще всего олифой. Но через 40-50 лет олифа темнела. И тогда поверх потемневшего лика иконописцы писали новое изображение. Как правило, оно совпадало по сюжету, но эту новую живопись нельзя было назвать точной копией старой. Часто изменялись пропорции, вносились какие-то новые детали. Установлено, что рублевская "Троица" с начала XVII века поновлялась четыре или пять раз.
Андрей Рублев также расписывал Благовещенский собор в Московском Кремле, иконостас и сам Успенский собор во Владимире и многие другие храмы. Иконописец скончался во время мора 17 октября 1428 года и был похоронен в Спасо-Андрониковом монастыре. Точное место его могилы неизвестно по причинам, о которых будет рассказано ниже.
Во второй половине XVII века вокруг обители были построены стены и башни, надвратная церковь Рождества Богородицы, настоятельские покои. Слева от Спасского собора высится празднично нарядный храм Михаила Архангела – яркий образец нарышкинского барокко. Его строила царица Евдокия Лопухина, первая жена Петра I, а поводом для постройки стало рождение наследника престола – царевича Алексея. К сожалению, судьба и царицы, и царского наследника, и храма сложились трагически. Царевич Алексей, обвиненный отцом в антигосударственном заговоре, умер при невыясненных обстоятельствах в 1718 году в Петропавловской церкви. А царица Евдокия по приказу супруга была насильно пострижена в монахини. Поэтому Михайловская церковь, построенная в 1694 году, простояла 45 лет не освященной – аж до 1739 года.
В конце XVIII века в обители была построена огромная надвратная колокольня – одна из красивейших в Москве. По проекту архитектора Родиона Казакова звонница должна была быть выше Ивана Великого. Однако император Павел I не одобрил этой затеи: он приказал зодчему сделать ее пониже, дабы не нарушать старомосковскую традицию. Таким образом, высота андрониковской колокольни составила 72 с половиной метра, что на восемь с половиной метров ниже Ивана Великого.
В 1812 году обитель была разграблена наполеоновскими солдатами, а после этого подожжена. Пожар уничтожил ценнейший архив. В Спасском соборе сгорел иконостас, обрушился барабан храма.
В XIX веке при монастыре было открыто духовное училище и библиотека. Ежегодно, в день празднования перенесения иконы Спаса Нерукотворного, у стен обители устраивались массовые гулянья москвичей. Монастырь славился своим хором – слушать его не раз приходил композитор Сергей Рахманинов.
Как и в каждой русской обители, в Андрониковом существовало кладбище. На нем были похоронены великий московский князь Симеон Гордый, сын Ивана Калиты, и три его сына. Они умерли от чумы в 1353 году. Здесь нашли свой последний приют профессор Московского университета, филолог Антон Барсов, дед писателя Льва Толстого – генерал князь Николай Волконский, отец поэта Евгения Боратынского, а также его дяди – адмиралы Богдан и Илья Боратынские, Павел Демидов, представитель знаменитого рода горнозаводчиков, ученый, основавший в Ярославле Лицей.
В некрополе были семейные захоронения многих аристократических фамилий, купеческих родов. Здесь же покоятся воины, погибшие в Северную войну, павшие в Бородинском сражении. Недалеко от Спасского собора была погребена Мария Лопухина, урожденная графиня Толстая – русская Джоконда, увековеченная на знаменитом портрете кисти Владимира Боровиковского.
В советское время Андроников монастырь постигла участь многих других обителей. Сначала он был ограблен. Новыми властями было конфисковано свыше 2-х килограммов золота, более 28 пудов серебра, 625 бриллиантов, жемчужная риза. При этом надо заметить, что ценности православной церкви создавались в основном на добровольные пожертвования, а потому, по сути, никак не могли подлежать национализации.
Здания обители были переданы в ведение чекистов, которые организовали здесь концлагерь – предвестник ГУЛАГа. Потом здесь размещалась колония для беспризорников. В 1928 года рабочие соседнего завода "Серп и молот" (до 1917 года – завод Гужона) устроили в монастырских зданиях большое общежитие. Некрополь был ликвидирован – на его месте устроили футбольное поле. Надгробные памятники частью были уничтожены, частью – проданы. На эти средства у стен обители был построен небольшой парк отдыха. В начале 1930-х годов был взорвана и разобрана на кирпич величественная колокольня. В середине 1930-х – 1940-х годах в стенах монастыря размещались учреждения Наркомата обороны.
В 1947 году, когда проходили празднования 800-летия Москвы, деятели культуры во главе с академиком И.Э. Грабарем, знаменитым художником, искусствоведом и реставратором, обратились к властям с просьбой о создании на территории Андроникова монастыря Музея древнерусской живописи. Просьба, благодаря настойчивости Грабаря, была удовлетворена, а постановление о создании музея подписал сам Сталин. В настоящее время коллекция Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева насчитывает около 10 тысяч произведений.
В день памяти преподобного Андрея Рублева, 17 июля 1989 года, в Спасском соборе были возобновлены богослужения. А перед входом в монастырь открыт памятник великому иконописцу.
Но вернемся к так до сих пор и не разрешенной загадке – месте погребения Андрея Рублева. Еще в конце XVIII века надгробная плита на могиле изографа была в полной неприкосновенности – ее обозревал историк Федор Иванович Миллер. В начале 1930-х годов эту плиту, по-видимому, видел замечательный подвижник – архитектор-реставратор древнерусского зодчества Петр Дмитриевич Барановский, пытавшийся сделать в советское богоборческое время почти невозможное – сохранить для потомков древние храмы и монастыри. За это он подвергался арестам, сидел в лагерях.
Вспоминается характерный случай. В 1933 году Лазарь Каганович, в то время 1-й секретарь Московского горкома партии, намеревался снести в Кремле церковь Спаса на Бору. Барановский попытался заступиться за храм. Но Каганович сразу взял с места в карьер: "Почему вы против сноса этой рухляди? Вы что, против Сталинского плана реконструкции Москвы?" Петр Дмитриевич начал было объяснять: Спас на Бору – один из самых древних храмов Москвы, в нем не раз бывал Дмитрий Донской.. Каганович прервал реставратора вопросом: "А кто такой Дмитрий Донской?" Храм в итоге снесли.
Барановскому по архивным источникам удалось установить, что Андрей Рублев был похоронен под колокольней Спасского собора Андроникова монастыря. Однажды, копая какую-то траншею, рабочие наткнулись на старинную могильную плиту. Это произошло поздним осенним вечером, поэтому Барановский не смог разглядеть плиту как следует. Он успел лишь скопировать с помощью угля и бумаги полустертую надпись на ней.
Ночью ученому удалось установить, что найденная плита – надгробие первой трети XV века. Рублев, напомню, умер в 1428 году. Место находки также указывало на то, что это могла быть плита с могилы иконописца. Но, поспешив наутро к бесценной находке, Барановский был убит катастрофическим известием. Ночью рабочие разбили плиту и посыпали каменной крошкой дорожки, раскисшие от осеннего дождя…
Так оборвалась тонкая нить, которая вела вглубь веков, к могиле Андрея Рублева.
В этом выпуске вы также услышите:
– Петербургские наводнения и поэма "Медный всадник".
audio/mpeg
В августе 1354 года святой митрополит Московский Алексий, возвращаясь из Константинополя по Черному морю, попал в сильную бурю. Он дал обет возвести храм во имя того праздника, который церковь будет праздновать в день, когда (и если) корабль благополучно достигнет суши. Вскоре буря утихла, и 16 августа, в день Нерукотворенного Образа Спаса, корабль причалил к берегу. По чудесному стечению обстоятельств, митрополит Алексий вез с собой образ Спаса Нерукотворного, которым его благословил Константинопольский патриарх.Обет Алексия одобрил Сергий Радонежский, и послал к митрополиту для устроения обители своего ученика Андроника. Для монастыря был выбран холм в четырех верстах к востоку от Кремля, на высоком берегу Яузы у слияния с ручьем Золотой Рожок – так его назвали в память о константинопольской бухте Золотой Рог. В этом месте проходила дорога в Орду. Здесь в 1238 году московские ратники сражались с войском хана Батыя. На этом же месте в 1380 году московский митрополит Киприан встречал великого князя Дмитрия Донского, победоносно возвращавшегося с Куликовского поля…Шестнадцатого августа 1357 года была освящена первая деревянная церковь – Спасская – новой обители, срубленная Андроником. В ней святитель Алексий и поставил тот самый образ Спаса Нерукотворного. А в 1420-х годах на этом месте был сооружен каменный Спасский собор – самый древний храм Москвы вне Кремля. Его заложили игумен монастыря Александр и "старец именем Андрей-иконописец" ‒ монах обители, великий Андрей Рублев. Собор, созданный при его участии, поражает своим оригинальным обликом. "Зело красен", говорили современники. А по мнению современных искусствоведов, Спасский собор – один из первых памятников эпохи русского Возрождения, который знаменует собой разрыв с византийской традицией и переход к национальному стилю зодчества.Расписывали собор изографы Андрей Рублев и Даниил Черный. К сожалению, фрески были уничтожены в XVIII веке при реставрации храма, остались лишь небольшие фрагменты.Кисти святого Андрея Рублева принадлежит знаменитый чудотворный образ Пресвятой Троицы, который до сих пор является непревзойденным образцом в иконописании. А ведь мало кто помнит, что рублевская "Троица" по-настоящему была открыта совсем недавно, чуть более ста лет назад. В 1904 году реставратор Василий Павлович Гурьянов снял с иконы несколько слоев поздней живописи. И испытал настоящее потрясение. Вместо "дымных" темно-оливковых ликов и сдержанной, суровой коричнево-красной гаммы одежд перед пораженными зрителями открылись яркие солнечные краски, прозрачные, поистине "райские" одежды ангелов. Реставратору они напомнили итальянские фрески и иконы XIV–XV веков...Иконы на Руси покрывали чаще всего олифой. Но через 40-50 лет олифа темнела. И тогда поверх потемневшего лика иконописцы писали новое изображение. Как правило, оно совпадало по сюжету, но эту новую живопись нельзя было назвать точной копией старой. Часто изменялись пропорции, вносились какие-то новые детали. Установлено, что рублевская "Троица" с начала XVII века поновлялась четыре или пять раз.Андрей Рублев также расписывал Благовещенский собор в Московском Кремле, иконостас и сам Успенский собор во Владимире и многие другие храмы. Иконописец скончался во время мора 17 октября 1428 года и был похоронен в Спасо-Андрониковом монастыре. Точное место его могилы неизвестно по причинам, о которых будет рассказано ниже. Во второй половине XVII века вокруг обители были построены стены и башни, надвратная церковь Рождества Богородицы, настоятельские покои. Слева от Спасского собора высится празднично нарядный храм Михаила Архангела – яркий образец нарышкинского барокко. Его строила царица Евдокия Лопухина, первая жена Петра I, а поводом для постройки стало рождение наследника престола – царевича Алексея. К сожалению, судьба и царицы, и царского наследника, и храма сложились трагически. Царевич Алексей, обвиненный отцом в антигосударственном заговоре, умер при невыясненных обстоятельствах в 1718 году в Петропавловской церкви. А царица Евдокия по приказу супруга была насильно пострижена в монахини. Поэтому Михайловская церковь, построенная в 1694 году, простояла 45 лет не освященной – аж до 1739 года. В конце XVIII века в обители была построена огромная надвратная колокольня – одна из красивейших в Москве. По проекту архитектора Родиона Казакова звонница должна была быть выше Ивана Великого. Однако император Павел I не одобрил этой затеи: он приказал зодчему сделать ее пониже, дабы не нарушать старомосковскую традицию. Таким образом, высота андрониковской колокольни составила 72 с половиной метра, что на восемь с половиной метров ниже Ивана Великого.В 1812 году обитель была разграблена наполеоновскими солдатами, а после этого подожжена. Пожар уничтожил ценнейший архив. В Спасском соборе сгорел иконостас, обрушился барабан храма.В XIX веке при монастыре было открыто духовное училище и библиотека. Ежегодно, в день празднования перенесения иконы Спаса Нерукотворного, у стен обители устраивались массовые гулянья москвичей. Монастырь славился своим хором – слушать его не раз приходил композитор Сергей Рахманинов. Как и в каждой русской обители, в Андрониковом существовало кладбище. На нем были похоронены великий московский князь Симеон Гордый, сын Ивана Калиты, и три его сына. Они умерли от чумы в 1353 году. Здесь нашли свой последний приют профессор Московского университета, филолог Антон Барсов, дед писателя Льва Толстого – генерал князь Николай Волконский, отец поэта Евгения Боратынского, а также его дяди – адмиралы Богдан и Илья Боратынские, Павел Демидов, представитель знаменитого рода горнозаводчиков, ученый, основавший в Ярославле Лицей. В некрополе были семейные захоронения многих аристократических фамилий, купеческих родов. Здесь же покоятся воины, погибшие в Северную войну, павшие в Бородинском сражении. Недалеко от Спасского собора была погребена Мария Лопухина, урожденная графиня Толстая – русская Джоконда, увековеченная на знаменитом портрете кисти Владимира Боровиковского.В советское время Андроников монастырь постигла участь многих других обителей. Сначала он был ограблен. Новыми властями было конфисковано свыше 2-х килограммов золота, более 28 пудов серебра, 625 бриллиантов, жемчужная риза. При этом надо заметить, что ценности православной церкви создавались в основном на добровольные пожертвования, а потому, по сути, никак не могли подлежать национализации.Здания обители были переданы в ведение чекистов, которые организовали здесь концлагерь – предвестник ГУЛАГа. Потом здесь размещалась колония для беспризорников. В 1928 года рабочие соседнего завода "Серп и молот" (до 1917 года – завод Гужона) устроили в монастырских зданиях большое общежитие. Некрополь был ликвидирован – на его месте устроили футбольное поле. Надгробные памятники частью были уничтожены, частью – проданы. На эти средства у стен обители был построен небольшой парк отдыха. В начале 1930-х годов был взорвана и разобрана на кирпич величественная колокольня. В середине 1930-х – 1940-х годах в стенах монастыря размещались учреждения Наркомата обороны.В 1947 году, когда проходили празднования 800-летия Москвы, деятели культуры во главе с академиком И.Э. Грабарем, знаменитым художником, искусствоведом и реставратором, обратились к властям с просьбой о создании на территории Андроникова монастыря Музея древнерусской живописи. Просьба, благодаря настойчивости Грабаря, была удовлетворена, а постановление о создании музея подписал сам Сталин. В настоящее время коллекция Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева насчитывает около 10 тысяч произведений.В день памяти преподобного Андрея Рублева, 17 июля 1989 года, в Спасском соборе были возобновлены богослужения. А перед входом в монастырь открыт памятник великому иконописцу.Но вернемся к так до сих пор и не разрешенной загадке – месте погребения Андрея Рублева. Еще в конце XVIII века надгробная плита на могиле изографа была в полной неприкосновенности – ее обозревал историк Федор Иванович Миллер. В начале 1930-х годов эту плиту, по-видимому, видел замечательный подвижник – архитектор-реставратор древнерусского зодчества Петр Дмитриевич Барановский, пытавшийся сделать в советское богоборческое время почти невозможное – сохранить для потомков древние храмы и монастыри. За это он подвергался арестам, сидел в лагерях.Вспоминается характерный случай. В 1933 году Лазарь Каганович, в то время 1-й секретарь Московского горкома партии, намеревался снести в Кремле церковь Спаса на Бору. Барановский попытался заступиться за храм.Но Каганович сразу взял с места в карьер: "Почему вы против сноса этой рухляди? Вы что, против Сталинского плана реконструкции Москвы?"Петр Дмитриевич начал было объяснять: Спас на Бору – один из самых древних храмов Москвы, в нем не раз бывал Дмитрий Донской..Каганович прервал реставратора вопросом: "А кто такой Дмитрий Донской?" Храм в итоге снесли. Барановскому по архивным источникам удалось установить, что Андрей Рублев был похоронен под колокольней Спасского собора Андроникова монастыря. Однажды, копая какую-то траншею, рабочие наткнулись на старинную могильную плиту. Это произошло поздним осенним вечером, поэтому Барановский не смог разглядеть плиту как следует. Он успел лишь скопировать с помощью угля и бумаги полустертую надпись на ней.Ночью ученому удалось установить, что найденная плита – надгробие первой трети XV века. Рублев, напомню, умер в 1428 году. Место находки также указывало на то, что это могла быть плита с могилы иконописца. Но, поспешив наутро к бесценной находке, Барановский был убит катастрофическим известием. Ночью рабочие разбили плиту и посыпали каменной крошкой дорожки, раскисшие от осеннего дождя…Так оборвалась тонкая нить, которая вела вглубь веков, к могиле Андрея Рублева.В этом выпуске вы также услышите:– Петербургские наводнения и поэма "Медный всадник".Коротко и по делу. Только отборные цитаты в нашем Телеграм-канале.
москва
Радио Спутник
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
2020
Владимир Бычков
https://cdn.radiosputnik.ru/images/147864/47/1478644726_749:0:3743:2994_100x100_80_0_0_905ee0b9ba84015abc1396146c74b9f7.jpg
Владимир Бычков
https://cdn.radiosputnik.ru/images/147864/47/1478644726_749:0:3743:2994_100x100_80_0_0_905ee0b9ba84015abc1396146c74b9f7.jpg
Новости
ru-RU
https://radiosputnik.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
Радио Спутник
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
https://cdn.radiosputnik.ru/images/07e4/08/1e/1576483122_336:0:3065:2047_1920x0_80_0_0_d2eb1c0e160ef65977960dcd9a35abd9.jpgРадио Спутник
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Владимир Бычков
https://cdn.radiosputnik.ru/images/147864/47/1478644726_749:0:3743:2994_100x100_80_0_0_905ee0b9ba84015abc1396146c74b9f7.jpg
в эфире, подкасты – радио sputnik, российская летопись, москва, гулаг, сергий радонежский, религия
В эфире, Подкасты – Радио Sputnik, Российская летопись, Москва, ГУЛаг, Сергий Радонежский, Религия
В августе 1354 года святой митрополит Московский Алексий, возвращаясь из Константинополя по
Черному морю, попал в сильную бурю. Он дал обет возвести храм во имя того праздника, который церковь будет праздновать в день, когда (и если) корабль благополучно достигнет суши. Вскоре буря утихла, и 16 августа, в день Нерукотворенного Образа Спаса, корабль причалил к берегу. По чудесному стечению обстоятельств, митрополит Алексий вез с собой образ Спаса Нерукотворного, которым его благословил Константинопольский патриарх.
Обет Алексия одобрил
Сергий Радонежский, и послал к митрополиту для устроения обители своего ученика Андроника. Для монастыря был выбран холм в четырех верстах к востоку от Кремля, на высоком берегу Яузы у слияния с ручьем Золотой Рожок – так его назвали в память о константинопольской бухте Золотой Рог. В этом месте проходила дорога в Орду. Здесь в 1238 году московские ратники сражались с войском хана Батыя. На этом же месте в 1380 году московский митрополит Киприан встречал великого князя Дмитрия Донского, победоносно возвращавшегося с Куликовского поля…
Шестнадцатого августа 1357 года была освящена первая деревянная церковь – Спасская – новой обители, срубленная Андроником. В ней святитель Алексий и поставил тот самый образ Спаса Нерукотворного. А в 1420-х годах на этом месте был сооружен каменный Спасский собор – самый древний храм
Москвы вне Кремля. Его заложили игумен монастыря Александр и "старец именем Андрей-иконописец" ‒ монах обители, великий Андрей Рублев. Собор, созданный при его участии, поражает своим оригинальным обликом. "Зело красен", говорили современники. А по мнению современных искусствоведов, Спасский собор – один из первых памятников эпохи русского
Возрождения, который знаменует собой разрыв с византийской традицией и переход к национальному стилю зодчества.
Расписывали собор изографы Андрей Рублев и Даниил Черный. К сожалению, фрески были уничтожены в XVIII веке при реставрации храма, остались лишь небольшие фрагменты.
Кисти святого Андрея Рублева принадлежит знаменитый чудотворный образ Пресвятой Троицы, который до сих пор является непревзойденным образцом в иконописании. А ведь мало кто помнит, что рублевская "Троица" по-настоящему была открыта совсем недавно, чуть более ста лет назад. В 1904 году реставратор Василий Павлович Гурьянов снял с иконы несколько слоев поздней живописи. И испытал настоящее потрясение. Вместо "дымных" темно-оливковых ликов и сдержанной, суровой коричнево-красной гаммы одежд перед пораженными зрителями открылись яркие солнечные краски, прозрачные, поистине "райские" одежды ангелов. Реставратору они напомнили итальянские фрески и иконы XIV–XV веков...
Иконы на Руси покрывали чаще всего олифой. Но через 40-50 лет олифа темнела. И тогда поверх потемневшего лика иконописцы писали новое изображение. Как правило, оно совпадало по сюжету, но эту новую живопись нельзя было назвать точной копией старой. Часто изменялись пропорции, вносились какие-то новые детали. Установлено, что рублевская "Троица" с начала XVII века поновлялась четыре или пять раз.
Андрей Рублев также расписывал Благовещенский собор в Московском Кремле, иконостас и сам Успенский собор во
Владимире и многие другие храмы. Иконописец скончался во время мора 17 октября 1428 года и был похоронен в Спасо-Андрониковом монастыре. Точное место его могилы неизвестно по причинам, о которых будет рассказано ниже.
Во второй половине XVII века вокруг обители были построены стены и башни, надвратная церковь Рождества Богородицы, настоятельские покои. Слева от Спасского собора высится празднично нарядный храм Михаила Архангела – яркий образец нарышкинского барокко. Его строила царица Евдокия Лопухина, первая жена Петра I, а поводом для постройки стало рождение наследника престола – царевича Алексея. К сожалению, судьба и царицы, и царского наследника, и храма сложились трагически. Царевич Алексей, обвиненный отцом в антигосударственном заговоре, умер при невыясненных обстоятельствах в 1718 году в Петропавловской церкви. А царица Евдокия по приказу супруга была насильно пострижена в монахини. Поэтому Михайловская церковь, построенная в 1694 году, простояла 45 лет не освященной – аж до 1739 года.
В конце XVIII века в обители была построена огромная надвратная колокольня – одна из красивейших в Москве. По проекту архитектора Родиона Казакова звонница должна была быть выше Ивана Великого. Однако император Павел I не одобрил этой затеи: он приказал зодчему сделать ее пониже, дабы не нарушать старомосковскую традицию. Таким образом, высота андрониковской колокольни составила 72 с половиной метра, что на восемь с половиной метров ниже Ивана Великого.
В 1812 году обитель была разграблена наполеоновскими солдатами, а после этого подожжена. Пожар уничтожил ценнейший архив. В Спасском соборе сгорел иконостас, обрушился барабан храма.
В XIX веке при монастыре было открыто духовное училище и библиотека. Ежегодно, в день празднования перенесения иконы Спаса Нерукотворного, у стен обители устраивались массовые гулянья москвичей. Монастырь славился своим хором – слушать его не раз приходил композитор Сергей Рахманинов.
Как и в каждой русской обители, в Андрониковом существовало кладбище. На нем были похоронены великий московский князь Симеон Гордый, сын Ивана Калиты, и три его сына. Они умерли от чумы в 1353 году. Здесь нашли свой последний приют профессор Московского университета, филолог Антон Барсов, дед писателя
Льва Толстого – генерал князь Николай Волконский, отец поэта Евгения Боратынского, а также его дяди – адмиралы Богдан и Илья Боратынские, Павел Демидов, представитель знаменитого рода горнозаводчиков, ученый, основавший в
Ярославле Лицей.
В некрополе были семейные захоронения многих аристократических фамилий, купеческих родов. Здесь же покоятся воины, погибшие в Северную войну, павшие в Бородинском сражении. Недалеко от Спасского собора была погребена Мария Лопухина, урожденная графиня Толстая – русская Джоконда, увековеченная на знаменитом портрете кисти Владимира Боровиковского.
В советское время Андроников монастырь постигла участь многих других обителей. Сначала он был ограблен. Новыми властями было конфисковано свыше 2-х килограммов золота, более 28 пудов серебра, 625 бриллиантов, жемчужная риза. При этом надо заметить, что ценности православной церкви создавались в основном на добровольные пожертвования, а потому, по сути, никак не могли подлежать национализации.
Здания обители были переданы в ведение чекистов, которые организовали здесь концлагерь – предвестник
ГУЛАГа. Потом здесь размещалась колония для беспризорников. В 1928 года рабочие соседнего завода "Серп и молот" (до 1917 года – завод Гужона) устроили в монастырских зданиях большое общежитие. Некрополь был ликвидирован – на его месте устроили футбольное поле. Надгробные памятники частью были уничтожены, частью – проданы. На эти средства у стен обители был построен небольшой парк отдыха. В начале 1930-х годов был взорвана и разобрана на кирпич величественная колокольня. В середине 1930-х – 1940-х годах в стенах монастыря размещались учреждения Наркомата обороны.
В 1947 году, когда проходили празднования 800-летия Москвы, деятели культуры во главе с академиком И.Э. Грабарем, знаменитым художником, искусствоведом и реставратором, обратились к властям с просьбой о создании на территории Андроникова монастыря Музея древнерусской живописи. Просьба, благодаря настойчивости Грабаря, была удовлетворена, а постановление о создании музея подписал сам Сталин. В настоящее время коллекция Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева насчитывает около 10 тысяч произведений.
В день памяти преподобного Андрея Рублева, 17 июля 1989 года, в Спасском соборе были возобновлены богослужения. А перед входом в монастырь открыт памятник великому иконописцу.
Но вернемся к так до сих пор и не разрешенной загадке – месте погребения Андрея Рублева. Еще в конце XVIII века надгробная плита на могиле изографа была в полной неприкосновенности – ее обозревал историк Федор Иванович Миллер. В начале 1930-х годов эту плиту, по-видимому, видел замечательный подвижник – архитектор-реставратор древнерусского зодчества Петр Дмитриевич Барановский, пытавшийся сделать в советское богоборческое время почти невозможное – сохранить для потомков древние храмы и монастыри. За это он подвергался арестам, сидел в лагерях.
Вспоминается характерный случай. В 1933 году Лазарь Каганович, в то время 1-й секретарь Московского горкома партии, намеревался снести в Кремле церковь Спаса на Бору. Барановский попытался заступиться за храм.
Но Каганович сразу взял с места в карьер: "Почему вы против сноса этой рухляди? Вы что, против Сталинского плана реконструкции Москвы?"
Петр Дмитриевич начал было объяснять: Спас на Бору – один из самых древних храмов Москвы, в нем не раз бывал Дмитрий Донской..
Каганович прервал реставратора вопросом: "А кто такой Дмитрий Донской?" Храм в итоге снесли.
Барановскому по архивным источникам удалось установить, что Андрей Рублев был похоронен под колокольней Спасского собора Андроникова монастыря. Однажды, копая какую-то траншею, рабочие наткнулись на старинную могильную плиту. Это произошло поздним осенним вечером, поэтому Барановский не смог разглядеть плиту как следует. Он успел лишь скопировать с помощью угля и бумаги полустертую надпись на ней.
Ночью ученому удалось установить, что найденная плита – надгробие первой трети XV века. Рублев, напомню, умер в 1428 году. Место находки также указывало на то, что это могла быть плита с могилы иконописца. Но, поспешив наутро к бесценной находке, Барановский был убит катастрофическим известием. Ночью рабочие разбили плиту и посыпали каменной крошкой дорожки, раскисшие от осеннего дождя…
Так оборвалась тонкая нить, которая вела вглубь веков, к могиле Андрея Рублева.
В этом выпуске вы также услышите:
– Петербургские наводнения и поэма "Медный всадник".
Коротко и по делу. Только отборные цитаты в нашем Телеграм-канале.