Невидимая смерть: как поменялась война с новым оружием
© Фото : National Archive/Official German Photograph of WWIНемецкие солдаты во время газовой атаки
© Фото : National Archive/Official German Photograph of WWI
Читать в
Сначала была оглушительная канонада. Потом странно тихие разрывы снарядов. Солдаты подняли из окопов головы: в воздухе пахло горчицей, а из разбросанных повсюду мин вытекала маслянистая жидкость. Под конец Первой мировой войны в ночь на 13 июля 1917 года Германия впервые применила неизвестное химическое оружие.
Немецкая химическая атака был направлена против англо-французских войск, которые планировали наступление под бельгийским городом Ипр. Он и дал название смертоносному газу: иприт.
Газ-убийца
Итогом действия ипритных снарядов стало отравление почти двух с половиной тысяч солдат. Погибли не больше 90 человек, но те, кто остались в живых, уже не могли считаться полноценными бойцами. Действие иприта поначалу незаметно – только через шесть часов появляется покраснение пораженного участка кожи, затем в этом месте стремительно развиваются страшные язвы. От капель и паров иприта обычное летнее и даже зимнее обмундирование не защитит, при попадании в глаза почти всегда приходит слепота, от нескольких вдохов отекает носоглотка – может наступить удушье. Общеядовитое действие газа таково, что способно разрушить структуру ДНК.
© РИА Новости / Владимира ЗегоновОбразцы химоружия времен Первой мировой войны
Образцы химоружия времен Первой мировой войны
Иприт был первым отравляющим газом, созданным специально для массового убийства. Под другим названием его синтезировал еще в 1822 году бельгийский ученый Сезар Депре. И вот с этой "синтетической массой" уже в 1913-м, накануне Первой мировой войны, в лаборатории одного немецкого химика разбилась колба. Поражающее действие газа было обнаружено немедленно, о чем химик сообщил коллегам, а они поделились новостью с немецкими военными. Те наняли пару специалистов и потребовали довести химическую формулу до ума.
Война химиков
Иприт – отравляющий горчичный газ кожно-нарывного действия был новым, но не единственным видом химического оружия во время Первой мировой. Оно применялось так часто, что войну эту называют "газовой", а также "войной химиков". Кстати, британцы довольно быстро расшифровали начинку немецких мин под Ипром, и уже в 1918-м провели собственную ипритную атаку – за два месяца до перемирия.
© Фото : In Flanders Fields MuseumОдно из мест сражений Первой мировой войны близ города Ипр
Одно из мест сражений Первой мировой войны близ города Ипр
Если же говорить о том, "кто первый начал", то стоит вспомнить французов: они уже в августе 1914-го применили против немецких солдат гранаты со слезоточивым газом. И все же Германия воевала химическим оружием активнее всех. Там же, у Ипра, немецкая армия распылила 168 тонн хлора. Этот газ помимо своего прямого действия работал и как психологическое оружие – при одном только появлении хлорного зеленого облака солдаты обращались в бегство. Газовые атаки Германия применяла не только против британцев и французов, но и против канадской дивизии и защитников русской крепости Осовец.
Только через 80 лет после событий у Ипра применению газа-убийцы был положен конец: в 1997 году вступила в силу международная конвенция о запрете химического оружия. На момент ее подписания в хранилищах по всему миру находились 17 440 тонн иприта. В первые годы было уничтожено 86 % этого количества, уничтожение продолжается до сих пор.
Схватить за руку невидимку
Сегодня почти все страны мира являются членами ОЗХО (Организация по запрещению химического оружия), исключения составляют Израиль, Египет, Северная Корея и Южный Судан. Это означает, как пояснил эксперт по химическому оружию Антон Уткин, что арсеналы такого оружия практически повсеместно уничтожены, а для того чтобы не создавались новые, ОЗХО осуществляет международный контроль химической промышленности: ему подлежат все органические вещества, из которых можно сделать оружие массового уничтожения. По мнению Антона Уткина, повторение того, что было в Первую мировую войну, уже невозможно, но опасность применения химоружия есть:
«
"Химическая война возможна, когда применяются большие количества оружия – от нескольких тысяч тонн до десятков тысяч. Так было, в частности, когда Ирак применил более 100 тысяч химических боеприпасов в войне с Ираном. Однако в классическом варианте такой войны между государствами, скорее всего, больше не будет, а вот террористическая химическая война вполне возможна. Ведь в этом случае речь может идти о количествах одна тонна и меньше – даже с несколькими килограммами можно провести жестокий теракт, как это сделала секта "Аум Сенрике" в токийском метро в 1995 году. Или когда химическое оружие применялось террористами в Сирии – там зачастую одного баллона с хлором было достаточно для поражения значимого числа людей".
© AP Photo / Chikumo ChiakiПострадавшие при теракте в токийском метро организованном сектой "Аум Сенрикё"
© AP Photo / Chikumo Chiaki
Пострадавшие при теракте в токийском метро организованном сектой "Аум Сенрикё"
Когда речь идет о химическом оружии, подразумеваются вещества нервнопаралитического или кожно-нарывного действия. Но оружием может стать и просто токсичное промышленное вещество, если его применить против людей.
Опасность промышленного масштаба
Количество таких веществ в химическом производстве исчисляется миллионами тонн. Потенциально эти тонны тоже могут использоваться террористами, считает Антон Уткин, даже на уровне простой угрозы. Ведь чтобы осуществить теракт, не обязательно реализовывать угрозу, – достаточно пообещать ее исполнить, и это уже террористическая война. В этих условиях бдительный международный контроль и профилактические действия спецслужб – лучшая рекомендация. Просто вспомните, как говорил писатель-футуролог Станислав Лем: "Все, что может быть использовано как оружие, будет использовано как оружие".
Автор Ольга Бугрова, радио Sputnik
© РИА Новости / Алексей ВитвицкийВид на здание Организации по запрещению химического оружия в Гааге
Вид на здание Организации по запрещению химического оружия в Гааге
Хотите быть в центре событий? Подписывайтесь на радио Sputnik в Яндекс Новостях.