Рейтинг@Mail.ru
"Кухаркины дети", их радетели и потомки - Радио Sputnik, 28.06.2019
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
00:00
01:00
02:00
03:00
04:00
05:00
06:00
07:00
08:00
09:00
10:00
11:00
12:00
13:00
14:00
15:00
16:00
17:00
18:00
19:00
20:00
21:00
22:00
23:00
00:00
01:00
02:00
03:00
04:00
05:00
06:00
07:00
08:00
09:00
10:00
11:00
12:00
13:00
14:00
15:00
16:00
17:00
18:00
19:00
20:00
21:00
22:00
23:00
Новости
00:00
4 мин
Контекст
00:57
2 мин
Новости
01:00
4 мин
Контекст
01:56
2 мин
Новости
02:00
4 мин
Контекст
02:57
2 мин
Новости
03:00
4 мин
Контекст
03:56
2 мин
Новости
04:00
4 мин
Контекст
04:56
2 мин
Новости
05:00
4 мин
Контекст
05:56
2 мин
Новости
06:00
4 мин
Контекст
06:56
2 мин
Новости
07:00
4 мин
Новости
08:00
4 мин
Новости
09:00
4 мин
Новости
11:00
4 мин
Новости
12:00
4 мин
Новости
12:30
3 мин
Новости
13:00
4 мин
Контекст
13:26
2 мин
Новости
13:30
3 мин
Новости
14:00
4 мин
Новости
14:30
3 мин
Новости
15:00
4 мин
Контекст
15:26
2 мин
Новости
15:30
3 мин
Новости
16:00
4 мин
Новости
16:30
3 мин
Новости
17:00
4 мин
Новости
17:30
3 мин
Контекст
17:58
2 мин
Новости
18:00
4 мин
Новости
19:00
4 мин
Контекст
19:58
2 мин
Новости
20:00
4 мин
Новости
21:00
4 мин
Контекст
21:58
2 мин
Новости
22:00
4 мин
Новости
22:30
3 мин
Новости
23:00
4 мин
Новости
23:30
3 мин
Контекст
23:58
2 мин
Новости
00:00
4 мин
Новости
01:00
4 мин
Новости
02:00
4 мин
Контекст
02:58
2 мин
Новости
03:00
4 мин
Новости
04:00
4 мин
Новости
05:00
4 мин
Контекст
05:58
2 мин
Новости
06:00
4 мин
Новости
07:00
4 мин
Новости
08:00
4 мин
Новости
10:00
4 мин
Новости
12:00
4 мин
Новости
12:30
3 мин
Новости
13:00
4 мин
Контекст
13:26
2 мин
Новости
13:30
3 мин
Новости
14:00
4 мин
Новости
14:30
3 мин
Новости
15:00
4 мин
Новости
15:30
3 мин
Новости
16:00
4 мин
Новости
16:30
3 мин
Новости
17:00
4 мин
Новости
17:30
3 мин
Новости
18:00
4 мин
Новости
18:30
3 мин
Вечер на радио Sputnik
Обмен заложников между Израилем и ХАМАС и приоритеты Армении
18:33
25 мин
Новости
19:00
4 мин
Новости
19:30
3 мин
Контекст
19:58
2 мин
Новости
20:00
4 мин
Прямой эфир
В эфире
20:04
54 мин
Узнать за 90 секунд
Кто заводит наши часики
20:58
2 мин
Новости
Главные темы часа
21:00
4 мин
Новости
Главные темы часа
21:30
3 мин
Контекст
Причинно-следственные связи
21:58
2 мин
Новости
Главные темы часа
22:00
4 мин
Новости
Главные темы часа
22:30
3 мин
Узнать за 90 секунд
Мошенники НПЛ
22:58
2 мин
Новости
Главные темы часа
23:00
4 мин
Новости
Главные темы часа
23:30
3 мин
Контекст
В политическом измерении
23:58
2 мин
ВчераСегодня
К эфиру
Москва 91,2 FM
Москва 91,2 FM
Санкт-Петербург 91,5 FM
Анапа 94,1 FM
Волгоград 101,1 FM
Донецк 93.4 FM
Казань 105,8 FM
Калининград 87,7 FM
Киров 101,0 FM
Красноярск 99,9 FM
Луганск 96.6 FM
Пермь 91,2 FM
Псков 102,6 FM
Ростов-на-Дону 99,2 FM
Самара 99,1 FM
Саратов 105,8 FM
Севастополь 105,6 FM
Симферополь 102,3 FM
Сочи 97.2 FM
Улан-Удэ 102,8 FM
Уфа 91,1 FM
Хабаровск 93,8 FM
Херсон 88,1 FM
Челябинск 99,5 FM
Якутск 103,6 FM
Авторы

"Кухаркины дети", их радетели и потомки

Читать в
Дзен
В.О. Ключевский писал: "В России нет средних талантов, простых мастеров, а есть одинокие гении и миллионы никуда не годных людей". Почему получилось именно так? Розанов знает.
В этот день, … лет назад
Тридцатого июня подписан и 1 июля 1887 года был издан так называемый циркуляр "О кухаркиных детях" министра народного просвещения графа Ивана Давыдовича Делянова.
Официально он назывался – "О сокращении гимназического образования". Документ должен был ограничить доступ в эти учебные заведения детей из "неблагородных" сословий. Дескать, выпускников классических гимназий с гуманитарным уклоном и так предостаточно. Да и учили, мягко сказать, плохо и не тому, чему надо бы. В.В. Розанов, много посвятивший статей и трудов проблемам семьи и образования, вспоминал в "Опавших листьях":
"Я учился в Костромской гимназии, и в 1-м классе мы учили: "Я человек хотя и маленький, но у меня 32 зуба и 24 ребра". Потом – позвонки.
Только доучившись до VI класса, я бы узнал, что "был Сусанин", какие-то стихи о котором мы (дома и на улице) распевали еще до поступления в гимназию:
...не видно ни зги!"
...вскричали враги.
© РИА Новости / Максим Богодвид | Перейти в медиабанкКвартира музей В.И. Ленина и скульптурная группа "Мария Александровна Ульянова с сыном Володей" на территории Ульяновского музея-мемориала В.И. Ленина в Ульяновске
Квартира музей В.И. Ленина и скульптурная группа Мария Александровна Ульянова с сыном Володей на территории Ульяновского музея-мемориала В.И. Ленина в Ульяновске
Квартира музей В.И. Ленина и скульптурная группа "Мария Александровна Ульянова с сыном Володей" на территории Ульяновского музея-мемориала В.И. Ленина в Ульяновске
И сердце замирало от восторга о Сусанине, умирающем среди поляков...
Потом Симбирская гимназия (II и III классы) – и я не знал ничего о Симбирске, о Волге….
Потом Нижегородская гимназия. Там мне ставили двойки по латыни, и я увлекался Боклем! Даже странно было бы сравнивать "Минина и Пожарского" с Боклем: Бокль был подобен "по гордости и славе" с Вавилоном, а те, свои князья, – скучные мещане "нашего закоулка"...
Потом университет. "У них была реформация, а у нас нечесаный поп Аввакум". Там – римляне, у русских же – Чичиковы.
Как не взять бомбу; как не примкнуть к партии "ниспровержения существующего строя"".
Подчеркну: Розанов писал о российской школе, существовавшей полтора века назад. Полтора! То есть уже тогда с системой образования нужно было что-то делать. А лучше – в корне менять. Мало того, что она была инертна, догматична и не пробуждала в учениках желания постигать науки, она еще убивала всякое разумное представление о жизни. Обыкновенной, которая кипит за стенами гимназии. Кого готовили? Хотели, конечно, умных и законопослушных юношей с горящим взором и желанием приносить пользу стране. А часто выходило-то нечто совсем несообразное. Схоластика уничтожает все лучшие побуждения, а схоластика, возведенная в догму, становится тюрьмой для личности и его духа, вводит его в мир ирреального восприятия действительности, где слово и дело имеют совсем другие смыслы и диаметрально противопоставлены друг другу.
© РИА НовостиКритик и философ Василий Розанов
Критик и философ Василий Розанов
Критик и философ Василий Розанов
Власти это понимали, но коренным образом ничего изменить не могли. Где найдешь такое количество новых преподавателей, которые не были бы заражены схоластикой? Тут уже надо говорить масштабнее – про все общество. Его надо было как-то менять. А как же наследственные родимые пятна? А как же укоренившиеся привычки? Это обширный вопрос, поэтому буду говорить сейчас только о школе. Добролюбовы, Чернышевские, Писаревы, Михайловские и Благосветловы появились ведь не на пустом месте. Их тоже учили во всяких школах с программой, одобренной свыше. Потом эта же программа, слегка подредактированная новыми начальниками, учила новые поколения. Даже не замечая того, что ростки нигилизма уже вовсю распустились пышными сорняками. Ульяновы и прочие тоже ведь учились в тех же самых образовательных учреждениях министерства народного просвещения.
Недаром Розанов в своем творчестве уделял столько места семье и образованию. Семья – основа общества, образование и воспитание – главные скрепы этого фундамента. Мудрый человек и блестящий мыслитель! Поэтому его при советской власти и не печатали. Розанов буквально кричал властям: займитесь наконец-то воспитанием подрастающих поколений! Схоластика и бездушие родит благосветловых, а те в свою очередь "родят" савинковых, азефов и прочих "радетелей" "угнетенного человечества"...
Но и Делянов тоже подошел к проблеме механистически. Он просто поменял немного вектор развития, не изменив сути. Вслед за его циркуляром стали массово учреждаться училища: промышленные, ремесленные, химико-технические. Дескать, в России начинается индустриализация, нужны квалифицированные специалисты, люди со средним профессионально-техническим образованием.
© РИА Новости | Перейти в медиабанкПортрет русского историка Ключевского
Портрет русского историка Ключевского
Портрет русского историка Ключевского
Историк Василий Осипович Ключевский хорошо понял необходимость этих реформ. Он писал: "В России нет средних талантов, простых мастеров, а есть одинокие гении и миллионы никуда не годных людей. Гении ничего не могут сделать, потому что не имеют подмастерьев, а с миллионами ничего нельзя сделать, потому что у них нет мастеров. Первые бесполезны, потому что их слишком мало, вторые беспомощны, потому что их слишком много".
Но схоластика и нигилизм прочно вошли в сознание. Гимназисты и студенты уже "глядели в Наполеоны". Публицист и политик правого толка (а в молодости – радикального) Александр Самойлович Изгоев справедливо отмечал: "Средний массовый интеллигент в России большей частью не любит своего дела и не знает его. Он – плохой учитель, плохой инженер, плохой журналист, непрактичный техник и проч. и проч. Его профессия представляет для него нечто случайное, побочное, не заслуживающее уважения. Если он увлечется своей профессией, всецело отдастся ей – его ждут самые жестокие сарказмы со стороны товарищей, как настоящих революционеров, так и фразерствующих бездельников"…
Савва Игнатьевич в "Покровских воротах" говорит: "Боюсь, теряю квалификацию. Что человек без ремесла? Вон гляди, как Лев Евгеньевич мается".
В этом глубинная суть проблемы. Савва Игнатьевич, его поколение видели в интеллигенции и полуинтеллигентной касте людей, наделенных всей широтой власти, лишь крайне вредных "фразерствующих бездельников", способных лишь на то, чтобы устроить революцию, уничтожить народное хозяйство, насадить репрессивными мерами свои радикальные законы. В начале XX века Россию называли "житницей Европы" (первое место в мире по производству главнейших сельскохозяйственных структур, 2/5 всего мирового экспорта крестьянской продукции). А спустя всего-то 10 лет, в 1921 году, новой власти ("комиссарам в пыльных шлемах", как писал романтичный Б.Ш. Окуджава) пришлось у ненавистных капиталистов просить хлеб голодающим Поволжья. 10 лет! А больше и не нужно. Для того, чтобы уничтожить все под корень, достаточно лозунга, нагана и фразерствующих активистов. Некоторые говорят: когда это было! Потом-то "жить стало лучше, жить стало веселее" (сакраментальная фраза еще одного "романтика"). Для справки: в начале 1970-х годов СССР импортировал 7 миллионов тонн пшеницы в год, а в 1982 году – уже 45 миллионов. В 1981 году СССР стал крупнейшим импортером мяса – 1 миллион тонн в год.
И, наконец, главное: все эти правдолюбцы, мыслители, революционеры и борцы за народное счастье – герцены, добролюбовы, чернышевские, керенские – были уверены, что делают для России благое дело.
© РИА Новости / Владимир ФедоренкоПисатель Александр Солженицын
Писатель Александр Солженицын
Писатель Александр Солженицын
А.И. Солженицын в "Архипелаге ГУЛАГе" верно подметил: "Если бы чеховским интеллигентам, все гадавшим, что будет через двадцать-тридцать-сорок лет, ответили бы, что через сорок лет на Руси будет пыточное следствие, будут сжимать череп железным кольцом, опускать человека в ванну с кислотами... пытать по неделе бессонницей, жаждой и избивать в кровавое мясо, – ни одна бы чеховская пьеса не дошла до конца, все герои пошли бы в сумасшедший дом".
Выходит, возвращаясь к воспоминаниям Розанова, что 32 зуба нужны для того, чтобы их выбили, а ребра – для того, чтобы их сломали...
Есть старая-старая истина: благими намерениями вымощена дорога в ад. Добавлю, опять же об образовании. Народники не знали народ, поэтому их "хождения в народ" не было понятно народу. Тогда народники взялись за бомбы (Нужно же было как-то привести "темный" народ в светлое будущее!). А Ленин вообще рассматривал Россию и ее народ как некий детонатор, пороховой заряд, взрыв которого приведет к мировой революции. Что потом станется с оставшимися в живых после такого взрыва аборигенами, вождей это не касалось. Они – мыслители и трибуны, "поэты революции" и "кремлевские мечтатели". Все остальное – проза жизни. Им не до этого. (Ленин прямо никогда не говорил, что любая кухарка может управлять государством, но "кухарку" поминал не раз. А если есть кухарка, то где-то поблизости и ее дети).
© РИА Новости / Л. Красин | Перейти в медиабанкВладимир Ильич Ленин на заседании пленума ЦК РКП(б) в Кремле. Москва, 5 октября 1922 года
Владимир Ильич Ленин на заседании пленума ЦК РКП(б) в Кремле. Москва, 5 октября 1922 года
Владимир Ильич Ленин на заседании пленума ЦК РКП(б) в Кремле. Москва, 5 октября 1922 года
Для наглядности – о полете фантазии. Цитата из статьи Ленина "О работе Наркомпроса" (т. 42): "предполагая, что мы сделали четвертый шаг от капи­тализма к коммунизму, я допускаю, решаюсь допустить, что вместо варварской "рас­клейки", портящей газету, мы прибиваем ее деревянными гвоздями – железных нет, железа и на "четвертом шаге" у нас будет нехватка!". То есть уже тогда предполагался перманентный дефицит ("Голубчик! Я не говорю уже о паровом отоплении. Не говорю. Пусть: раз социальная революция – не нужно топить"). Деревянные гвозди. Оригинально! И шпалы из навоза... А потому не надо спрашивать, почему к 70-летию революции "житница Европы" стала одним из самых главных импортеров продовольствия.
Но вернемся к Делянову, тем более, что и он тоже имеет отношение к причинам и следствиям, изложенным мною выше. Его циркуляр, конечно, был в чем-то дискриминационным и ретроградным (впрочем, он не вводил репрессивных мер). Делянов лишь краешком уловил суть и необходимость изменений. Но, видимо, не хватило знаний, опыта и средств (не о материальных средствах речь), чтобы провести нужную государству и обществу реформу образования. К тому же, Делянов – типичный чиновник с его извечной думой-опасением: а ну как чего выйдет?!
Циркуляр был отменен через 13 лет и существенно не повлиял на систему гимназического образования и ее сословный состав. Но критиков было немало. Протестовала так называемая "либеральная общественность" (ученики Чернышевского, Ткачева и Нечаева, друзья Кибальчича, Савинкова и Азефа и более поздних "товарищей"). Она вовлекла в свои политические игры, как обычно, студентов. Оно и понятно: молодежь – это всегда заведомые леваки и пушечное мясо всех революций. (В таком возрасте всегда остро ощущается переизбыток гормонов при дефиците серого вещества).
© Павел Балабанов / РИА НовостиКартина художника Николая Петровича Богданова-Бельского "Устный счет"
Картина художника Николая Петровича Богданова-Бельского Устный счет
Картина художника Николая Петровича Богданова-Бельского "Устный счет"
Студенты ответили на "Циркуляр о кухаркиных детях" массовыми сходками и демонстрациями. Их разгоняли казаки и полиция. Гиляровский описал эту картину в "Москве и москвичах": "Конные жандармы носились за студентами. Работали с одной стороны нагайками, а с другой – палками и камнями. Свалка шла вовсю: на помощь полиции были вызваны казаки, они окружили толпу и под усиленным конвоем повели в Бутырскую тюрьму.
Во главе процессии обращал на себя внимание великан купчина в лисьей шубе нараспашку и без шапки. Это был подрядчик-строитель Громов. Его знала вся Москва за богатырскую фигуру. Во всякой толпе его плечи были выше голов окружающих. Он попал совершенно случайно в свалку прямо из трактира. Конный жандарм ударил его нагайкой по лицу. В ответ на это гигант сорвал жандарма с лошади и бросил в снег. И в результате его степенство шагал в тюрьму.
На улице его приказчик, стоявший в числе любопытных на тротуаре, узнал Громова.
– Сидор Мартыныч, что с вами? – крикнул он.
– Агапыч, беги домой, скажи там, что я со скубентами в ривалюцию влопалси! – изо всех сил рявкнул Громов"...
"А потому не спрашивай никогда, по ком звонит Колокол: он звонит по Тебе".
Автор Владимир Бычков, радио Sputnik
 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала
Главные темы часа. 00:00Угрозы США в адрес Путина, победа Лукашенко и "Эмилия Перес"Карьера батутаВ тройке лидеровШтаны или шампанское?Главные темы часа. 01:00Борьба с расизмом в Великобритании и новые ограничения для иноагентовНуарСтимул или убийца?ПередвижникиГлавные темы часа. 02:00Репатриация и российское гражданство для иностранцевКрутые горки английской журналистикиЭто – революцияСоветский щелчок по носу европейской ПВОГлавные темы часа. 03:00Современные учителя и текучесть кадров в школахКак напугать весь мирСовременная система образования и дистанционное обучениеНаучная династия: КапицыДети-предсказателиГлавные темы часа. 04:00Запад против Путина и самодискредитация либеральной повесткиКрасноречие защитыСлабость европейских лидеров и сменяемость властиПосол из извести и гипсаГлавные темы часа. 05:00Попытки Запада сорвать празднование Победы и границы УкраиныКак английское достояние стало русскимЛукашенко снова президент и принципы политической оппозицииСлон в подарокГлавные темы часа. 06:00Век живи – век трудисьКолдун колдуну розньГлавные темы часа. 07:00Перспективы мирных переговоров, дело Умерова, новые предметы в школахГлавные темы часа. 08:00Китайский Новый год, освобождение Освенцима без России, выбор белорусовЗУНТ против СПС: выбор ЛомоносоваГлавные темы часа. 09:00Ядерная полночь, DeepSeek против ChatGPT, отказ от Coca-ColaГлавные темы часа. 11:00Освобождение новых городов, пропавшие без вести, еда будущегоГлавные темы часа. 12:00Давление Запада на РФ, увеличение военных пенсий, борьба с пьянствомВсюду жизнь – даже там, где ее быть не должноГлавные темы часа. 12:30Макс Брандт. Где в России вкуснее всего, или Гастрономический туризмГлавные темы часа. 13:00Антироссийские проекты НАТО и бои за Красноармейск и Часов ЯрГлавные темы часа. 13:30Российский газ в Европе и рост цен на кофеГлавные темы часа. 14:00Единый QR-код и цифровой рубльГлавные темы часа. 14:30Новая волна отключений от SWIFT и льготная ипотекаГлавные темы часа. 15:00Кредит для Приднестровья и температурный рекорд в МосквеГлавные темы часа. 15:30Развитие гражданских дронов и западное вмешательство в дела РФГлавные темы часа. 16:00ОПЕК+ против Трампа и цветная революция в СербииПричуды генияГлавные темы часа. 16:30Что мешает людям жить вместе долго и счастливоГлавные темы часа. 17:00Переговоры с нелегитимным Зеленским и коррупция на УкраинеГлавные темы часа. 17:30Отставки и уголовные дела в Киеве и права на украинские землиГлавные темы часа. 18:00Китайский аналог ChatGPT и российские нейросетевые моделиВарить улиток или лечить мышей?..Главные темы часа. 19:00Каким должен быть патриотический контент?Главные темы часа. 20:00США уходят из Сирии, Европа борется за ГренландиюДолгорукийГлавные темы часа. 21:00Армения стремится в ЕС и судьба переговоров с ЗеленскимГлавные темы часа. 22:00Главные темы часа. 22:30Чему Суворов научился у МакедонскогоГлавные темы часа. 23:00Главные темы часа. 23:30Главные темы часа. 00:00СиртакиВ политическом измеренииГлавные темы часа. 01:00Война и мирПричинно-следственные связиГлавные темы часа. 02:00Разрыв шаблоновГлавные темы часа. 03:00Эйфелева башняГлавные темы часа. 04:00Передвижение домовГлавные темы часа. 05:00Юрий Левитан – главный голос Советского СоюзаГлавные темы часа. 06:00Мадагаскар – ни Африка, ни ИндияГлавные темы часа. 07:00Судьба "Домодедово", узурпации власти в Киеве, запреты на концертыГлавные темы часа. 08:00Кличко и Зеленский, предел для санкций, полезность книг, игр и селфиГлавные темы часа. 10:00Упавший самолет под Вашингтоном, исторические мифы, наследие А. П. ЧеховГлавные темы часа. 12:00Диверсанты ВСУ, обвинения ФРГ в адрес РФ, медсправки для водителейДинастия СтрогановыхГлавные темы часа. 12:30Вопрос импорта газа из РФ в ЕС и важные условия при поиске работыГлавные темы часа. 13:00Крушение самолета в США и отмена конституции в СирииГлавные темы часа. 13:30Юлия Белехова. Помощь бойцам и их адаптация к мирной жизниГлавные темы часа. 14:00Крушение самолета в США и расширение декретного отпускаЭкономическое планированиеГлавные темы часа. 14:30Польза нейросетей и патриотизм в детских лагеряхГлавные темы часа. 15:00Визит Мишустина в Казахстан и растраты ЕСГлавные темы часа. 15:30Аэропорт Домодедово под иностранным влиянием и поступление в ВУЗыГлавные темы часа. 16:00Падение банковской прибыли, инфляционные ожидания и компенсации для СирииМарионетка со счастливой судьбойГлавные темы часа. 16:30Главные темы часа. 17:00Олег Сирота о сырах, плесени и снова сырахГлавные темы часа. 17:30Олег Сирота о выборе коровы и жизни в деревнеГлавные темы часа. 18:00Имидж Украины на ЗападеГлавные темы часа. 18:30Главные темы часа. 19:00Потери ВСУ на фронте и милитаризация ПрибалтикиГлавные темы часа. 19:30Грузия без ПАСЕ и вмешательство Запада в дела РоссииГлавные темы часа. 20:00"Кухаркины дети", их радетели и потомки