15:26 04.06.2019
(обновлено: 10:00 05.06.2019)
Расстрел на площади Тяньаньмэнь: 30 лет китайской трагедии
Читать в
Многие считают: если бы волнения в Пекине в 1989 году не были прекращены силой ‒ а иначе не получалось, ‒ не было бы сегодняшних достижений Китая.
Наверное, многие видели знаменитые кадры расстрела на площади Тяньаньмэнь в Пекине – раненых и погибших везут на велорикшах, гусеницы танка, которые вот-вот наедут на лежащих под ними людей, и молодой человек с авоськой в руке, стоящий перед танковой колонной. Этот снимок сделал репортер агентства Associated Press с шестого этажа пекинской гостиницы. Потом журнал Time включил неизвестного бунтаря с фото в список 100 самых влиятельных людей XX века.
Предыстория
В конце 70-х годов, когда после смерти Мао Цзэдуна к власти пришел Дэн Сяопин, Китай начал двигаться по пути реформ. И сначала это воспринималось "на ура". В 1984 году студенты Пекинского университета на параде на той же самой площади Тяньаньмэнь несли транспарант "Да здравствует Сяопин". Заметим, верховного лидера приветствовали неформально, без фамилии, что говорит о большой поддержке среди населения его политики реформ и открытости.
© REUTERS / Arthur Tsang/File PhotoМужчина стоит перед колонной танков на проспекте Вечного Мира в Пекине, Китай. 5 июня 1989
Мужчина стоит перед колонной танков на проспекте Вечного Мира в Пекине, Китай. 5 июня 1989
Но к середине 80-х капитализм с китайской спецификой дал крен. Рыночная экономика привела к расслоению в обществе, появились спекулянты, буйным цветом расцвела коррупция. Естественно, все это постепенно подпитывало протестные настроения. А к 1989 году к этим побочным последствиям политики преобразований добавилась непростая экономическая ситуация – высокая инфляция и безработица. И как следствие – брожение внутри партийной элиты, потому что с одной стороны – власти открывали страну, предоставляя беспрецедентные для КНР возможности, а с другой – проводили политические кампании "по борьбе с духовным загрязнением", опасаясь, чтобы эти свободы не вышли за берега. В качестве показательной порки время от времени наказывали отдельных представителей СМИ и интеллигенции. Правда, в отличие от времен Мао Цзэдуна их просто увольняли (во времена Великого кормчего за свои убеждения люди платили жизнью).
Первые протесты начались в 1986 году. Их поддержал генсек Коммунистической партии Ху Яобан, чего власти, конечно, не смогли ему простить. Его отстранили от должности за излишний либерализм и отправили под домашний арест. Через три года, 15 апреля 1989 года, опальный Ху Яобан умер от сердечного приступа. Это и стало толчком для очередной волны выступлений на площади Тяньаньмэнь, когда митинг памяти постепенно перерос в протесты и кровопролитие.
Манифестанты разбили на площади палаточный лагерь. Одни требовали политических преобразований и свободы, другие выступали против инфляции и плохих условий жизни. Митинговали больше месяца и не поддавались ни на какие уговоры разойтись. Едва ли не со слезами на глазах призывал закончить беспорядки новый генсек партии Чжао Цзыян, но безуспешно. Демонстранты стояли насмерть. Как потом оказалось, в прямом смысле.
Разгон демонстрантов – кульминация
В ночь с 3 на 4 июня 1989 года армия получила приказ расчистить площадь от демонстрантов. К тому времени в Пекине уже действовало военное положение, что позволяло властям применить силу. К этому склонялся и лидер партии Дэн Сяопин, который дал понять, что силовое подавление протестов является одним из наиболее вероятных вариантов развития событий.
© AP Photo / Xinhua News AgencyГосударственный, военный и партийный лидер Китая Дэн Сяопин
© AP Photo / Xinhua News Agency
Государственный, военный и партийный лидер Китая Дэн Сяопин
Буквально за часы "Врата небесного спокойствия" (так "Тяньаньмэнь" переводится на русский) перестали быть таковыми. Точное число жертв расстрела неизвестно до сих пор и, наверное, уже не будет известно никогда. Китайский Красный Крест приводил цифры в две тысячи шестьсот человек. Официальный Пекин утверждал, что погиб 241 человек. Но список погибших так и не был опубликован. Также не было никакого расследования тех событий.
После разгона демонстрантов начались массовые аресты. Власти запретили иностранную прессу. А в китайских СМИ до сих пор вообще не упоминают о тех событиях. То ли потому, что не считают нужным обсуждать решение властей, то ли потому, что прошло слишком много времени и это кажется неинтересным для читателей. Ведь отношение официального Пекина к трагедии на площади Тяньаньмэнь не изменилась ни на толику. Власти считают подавление студенческих протестов единственным возможным решением: им пришлось разогнать протестующих на площади Тяньаньмэнь ради спасения КНР от хаоса. В противном случае страна никогда не смогла бы достичь нынешнего экономического успеха.
© РИА Новости / Илья Питалев | Перейти в медиабанкВоеннослужащий у портрета Мао Цзэдуна на площади Тяньаньмэнь в Пекине
Военнослужащий у портрета Мао Цзэдуна на площади Тяньаньмэнь в Пекине
В Китае в истории событий на площади Тяньаньмэнь уже давно поставлена точка. Но год от года Запад использует эту трагическую дату для очередной попытки давления на Поднебесную. Вот и на этот раз Госдеп США попытался потребовать полный отчет о погибших и пропавших на площади Тяньаньмэнь. А госсекретарь Майк Помпео заявил, что однопартийное государство в Китае не терпит инакомыслия и нарушает права человека. На что в посольстве Китая в Вашингтоне ответили вполне определенно: "любые попытки кого бы то ни было навязать свою волю китайскому народу или же запугать его обречены на провал".
Автор Ольга Гаврилова, радио Sputnik