Рейтинг@Mail.ru
Алексей Федорченко: у меня не было желания снять фильм о войне - Радио Sputnik, 03.03.2020
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
00:00
01:00
02:00
03:00
04:00
05:00
06:00
07:00
08:00
09:00
10:00
11:00
12:00
13:00
14:00
15:00
16:00
17:00
18:00
19:00
20:00
21:00
22:00
23:00
00:00
01:00
02:00
03:00
04:00
05:00
06:00
07:00
08:00
09:00
10:00
11:00
12:00
13:00
14:00
15:00
16:00
17:00
18:00
19:00
20:00
21:00
22:00
23:00
Новости
00:00
4 мин
Контекст
00:54
2 мин
Новости
01:00
4 мин
Контекст
01:55
2 мин
Новости
02:00
4 мин
Контекст
02:56
2 мин
Новости
03:00
4 мин
Контекст
03:54
2 мин
Новости
04:00
4 мин
Контекст
04:54
2 мин
Новости
05:00
4 мин
Контекст
05:49
2 мин
Новости
06:00
4 мин
Контекст
06:54
2 мин
Новости
07:00
4 мин
Контекст
08:58
2 мин
Новости
09:00
4 мин
Новости
10:00
4 мин
Новости
12:00
4 мин
Новости
12:30
3 мин
Новости
13:00
4 мин
Контекст
13:26
2 мин
Новости
13:30
3 мин
Новости
14:00
4 мин
Новости
14:30
3 мин
Новости
15:00
4 мин
Контекст
15:27
2 мин
Новости
15:30
3 мин
Новости
16:00
4 мин
Контекст
16:27
2 мин
Новости
16:30
3 мин
Новости
17:00
4 мин
Новости
17:30
3 мин
Контекст
17:58
2 мин
Новости
18:00
4 мин
Новости
19:00
4 мин
Контекст
19:58
2 мин
Новости
20:00
4 мин
Новости
20:30
3 мин
Новости
21:00
4 мин
Новости
21:30
3 мин
Контекст
21:58
2 мин
Новости
22:00
4 мин
Новости
22:30
3 мин
Новости
23:00
4 мин
Новости
23:30
3 мин
Контекст
23:58
2 мин
Новости
00:00
4 мин
Новости
01:00
4 мин
Контекст
01:54
1 мин
Новости
02:00
4 мин
Контекст
02:51
1 мин
Новости
03:00
4 мин
Новости
04:00
4 мин
Контекст
04:49
1 мин
Новости
05:00
4 мин
Контекст
05:55
1 мин
Новости
06:00
4 мин
Новости
07:00
4 мин
Новости
08:00
4 мин
Новости
09:00
4 мин
Контекст
09:58
1 мин
Новости
10:00
4 мин
Новости
11:00
4 мин
Новости
12:00
4 мин
Новости
12:30
3 мин
Новости
13:00
4 мин
Контекст
13:27
1 мин
Новости
13:30
3 мин
Новости
14:00
4 мин
Новости
14:30
3 мин
Справимся вместе
Платформа публичной собственности и наказание за организацию мятежа
14:33
22 мин
Новости
Главные темы часа
15:00
4 мин
Прямой эфир
Блэкаут в Абхазии, разговор Путина и Орбана и кадровый дефицит
15:04
22 мин
Контекст
Украинские колл-центры
15:27
1 мин
Новости
Главные темы часа
15:30
3 мин
Прямой эфир
ЧП в Приднестровье, судьба активов РФ и учет заболеваемости школьников
15:33
22 мин
Новости
Главные темы часа
16:00
4 мин
Прямой эфир
В эфире
16:04
22 мин
Узнать за 90 секунд
Последнее великое открытие было русским
16:27
2 мин
Новости
Главные темы часа
16:30
3 мин
Поговори со мной
Как относиться к своим и чужим ошибкам?
16:33
25 мин
Узнать за 90 секунд
Скучен день до вечера, коли делать нечего
16:58
2 мин
Новости
Главные темы часа
17:00
4 мин
Теория заблуждений
В эфире
17:04
24 мин
Новости
Главные темы часа
17:30
3 мин
Теория заблуждений
В эфире
17:33
25 мин
Контекст
Мошенники в мессенджерах
17:58
2 мин
Новости
Главные темы часа
18:00
4 мин
Вечер на радио Sputnik
В эфире
18:04
54 мин
Узнать за 90 секунд
Последнее великое открытие было русским
18:58
2 мин
Новости
Главные темы часа
19:00
4 мин
Вечер на радио Sputnik
В эфире
19:04
54 мин
Контекст
Российские колл-центры
19:58
1 мин
Новости
Главные темы часа
20:00
4 мин
Четко. Понятно
В эфире
20:04
54 мин
Узнать за 90 секунд
Скучен день до вечера, коли делать нечего
20:58
2 мин
Новости
Главные темы часа
21:00
4 мин
Комиссар исчезает
В эфире
21:04
54 мин
Контекст
Украинские колл-центры
21:58
1 мин
Новости
Главные темы часа
22:00
4 мин
Новости
Главные темы часа
22:30
3 мин
Узнать за 90 секунд
Последнее великое открытие было русским
22:58
2 мин
Новости
Главные темы часа
23:00
4 мин
Новости
Главные темы часа
23:30
3 мин
Контекст
Мошенники в мессенджерах
23:58
2 мин
ВчераСегодня
К эфиру
Москва 91,2 FM
Москва 91,2 FM
Санкт-Петербург 91,5 FM
Анапа 94,1 FM
Волгоград 101,1 FM
Донецк 93.4 FM
Казань 105,8 FM
Калининград 87,7 FM
Киров 101,0 FM
Красноярск 99,9 FM
Луганск 96.6 FM
Пермь 91,2 FM
Псков 102,6 FM
Ростов-на-Дону 99,2 FM
Самара 99,1 FM
Саратов 105,8 FM
Севастополь 105,6 FM
Симферополь 102,3 FM
Сочи 97.2 FM
Улан-Удэ 102,8 FM
Уфа 91,1 FM
Хабаровск 93,8 FM
Херсон 88,1 FM
Челябинск 99,5 FM
Якутск 103,6 FM
Сказано в эфире

Алексей Федорченко: у меня не было желания снять фильм о войне

© РИА Новости / Екатерина Чеснокова | Перейти в медиабанкРежиссер Алексей Федорченко на премьере своего фильма "Война Анны" в рамках 29-го Открытого Российского кинофестиваля "Кинотавр" в Сочи. 3 июня 2018
Режиссер Алексей Федорченко на премьере своего фильма Война Анны в рамках 29-го Открытого Российского кинофестиваля Кинотавр в Сочи. 3 июня 2018
Читать в
Дзен
Автор нашумевших "Овсянок" и "Ангелов революции" Алексей Федорченко представил свой новый фильм "Война Анны". О поиске историй и образов в кино режиссер рассказал в интервью радио Sputnik после показа фильма на фестивале "Кинотавр".

Алексей Федорченко живет и снимает кино в Екатеринбурге. Его новый фильм "Война Анны" рассказывает о девочке, которая чудом выжила после расстрела всей ее семьи и прячется в камине украинской школы, ставшей комендатурой на время фашисткой оккупации. Анна наблюдает за войной и жизнью из своего укрытия, зритель наблюдает за ней. Сценарий был написан на основе реальной истории, найденной режиссером в интернете. Роль Анны сыграла шестилетняя Марта Козлова, за весь фильм она не произносит ни слова. О съемках фильма и о поиске новых образов в кино Алексей Федорченко рассказал в интервью радио Sputnik.

– В последнее время мы привыкли, что фильмы о войне снимаются в жанре боевиков или детективов. У вас получилась совершенно другая история.

– У меня не было желания снять фильм о войне. С научной, киноведческой точки зрения была идея снять фильм в закрытом пространстве. У меня была клаустрофобия, я боялся всего этого. Для меня высшим пилотажем стал фильм "Погребенный заживо", когда камера не выходит из гроба, все снимается внутри, режиссер держит и держит события, возникает напряжение. Я думал, как это можно сделать. Или еще фильм "Лифт", когда все происходит в одном пространстве, отношения между людьми. Это предыстория. Все шло оттуда, когда через локальную камерную сцену в закрытом пространстве получается выйти на планетарный уровень.

– Исполнительница главной роли Марта в жизни выглядит очень застенчивой, есть такое? Она совсем не похожа на свою героиню –  маленькую девочку с взрослым лицом.

– Она в жизни совершенно другая: нежная, чистая, тонкая, веселая, простая, прекрасная. Я сначала увидел ее фотографию, потом встретился с ней и немножко расстроился – ничего общего между Мартой в жизни и Мартой на фотографии не было. Я немного напрягся и стал делать дополнительный кастинг, но потом удостоверился, что решение правильное. Вот посмотрите (показывает фотографию в телефоне). Ей здесь пять лет, а лицо абсолютно другое. Она сейчас младше, по-моему, чем была. 

– Сложно было доставать ее из детского мира?

– Да нет, она прекрасно работала, а сейчас я не знаю, как с ней работать –  она стала более детская что ли. Она работала, как взрослая актриса. Что-то подсказывала, вжилась в роль, говорила – Анна так не поступила бы. 

–  Вы рассказывали историю про помидоры, которые Марта не любит, и поэтому она отказывалась сниматься в сцене, где ей нужно съесть помидор. Как вы ее уговорили? 

– Я уговаривал. Не только я, но и вся группа. В итоге мы напичкали помидор сиропом, она его съела. Но в кадре, конечно, если вы разглядите этот кадр, она с таким отвращением ест помидор, хотя должна с вожделением его есть – это первая пища за много дней. Она все-таки брезгливо к нему относится. 

– Во временном смысле тема войны все дальше от нас, мы все чаще слышим о ней в пересказах вторых, третьих лиц. Нет ли у вас ощущения, что она может превратиться в миф и стать историей об истории? 

– Она уже стала. Для попсового кино, для телевизора удобнее пользоваться штампами. Люди не изучают материалы, они смотрят какие-то фильмы, для них главные слова – это референсы и фокус-группы. Фокус-группа ориентируется на вчерашнее кино, и она ждет вчерашнего кино. Когда ты делаешь референс, то ты делаешь так, как кто-то делал, то есть тоже ориентируешься на вчерашнее кино. У меня на площадке запрещены эти слова. Даже отборщики фестивалей воспринимают новое кино, ориентируясь на свою базу насмотренности. Они ждут новое кино таким, как они себе его представляют. 

Вы попали в конкурс Роттердамского фестиваля, затем на  "Кинотавр". Получается, вы угадываете желания отборщиков фестивалей?

– Нет, не угадываю, и они никогда не угадают то, что я буду делать в следующий раз. И этим я интересен. И себе тоже. 

– У вас много подлинных деталей в фильме. Где вы их находите и как собираете? 

– Я отношусь к фильму как к научно-исследовательской работе. Режиссерскому сценарию предшествует огромная исследовательская работа – в документах, архивах, фотографиях того времени. У меня редко бывают придуманные кадры, фактически все мои истории – документальные. Они приобретают уровень сказки за счет насыщения фантастическими реальными деталями. Мы ленивые и не интересуемся историей, мы ориентируемся на школу и фильмы. А вот когда начинаешь изучать, то находишь миллион удивительных, фантастических образов, предметов, событий, лиц, историй, которые просто надо поднять и сделать. Это очень просто.

Что вы нашли для этого фильма? 

– Все (смеется).

– Собирали книги… 

– Да не то чтобы собирал, взял и купил украинские учебники 30-40-х годов, в них были настоящие гербарии. Настоящие предметы старой школы. Мы собирали по каким-то музеям, деревенским школам. Самое классное – это когда предмет является "кадрообразующим" или "сценообразующим", то есть предмет не просто стоит на месте, а важен как арт-объект. Когда появляется в кадре, условно говоря, заспиртованная змея, она за собой вытаскивает сцену. Или я нахожу свастику-печенье, и она рождает сцену как бы фантастическую, но абсолютно реальную и документальную.

– Что у вас первоначально – предмет или сцена? 

– Главное – сцена. В сцене должен быть арт-объект, им может быть предмет, актер, звук. 

– Как река в фильме "Овсянки", например?

– Да, желательно, чтобы арт-объект был один, край – два. Если это  понтонный мост, который колышет река (как в фильме "Овсянки" – ред.), то больше ничего не надо. У меня много символов в картине, но я с ними сам борюсь. Когда есть актер с удивительной паузой, удивительной мимикой, то все – ничего больше не надо. Кадр собран, сцена есть, не надо ее перенасыщать избыточными смыслами.

– Вы, условно, после "докрашиваете" картинку современными техническими средствами?  

– Я стараюсь их использовать как можно меньше. Мне сейчас, как и всем, приелось кино как мультик, когда можно все нарисовать. И классно, когда ты минимальными киносредствами можешь передать эмоции и рассказать сложную историю. Для меня это важно, и я стараюсь, чтобы компьютерной графики было как можно меньше, только там, где совсем невозможно сделать или спрятать, тогда я пользуюсь ей.

– Для фильма был организован краудфандинг, деньги довольно быстро собрали. Вас это удивило или вы были уверены в успехе?

– Дело  в том, что мы собирали деньги, продюсеры собирали, когда кино было практически готово. Мы работали со звуком, и нужно было закрыть какие-то дыры. Уже было понятно, что не стыдно собирать деньги на эту историю. Обычно мне стыдно. Я никогда не собирал на свои фильмы, мне кажется, что… ну что я буду на свое удовольствие просить денег у народа. Есть много больных детей, которым важнее помочь, чем мне. Поэтому я никогда этим не занимался. Я очень благодарен тем, кто дал деньги. Самый трогательный для меня был момент, когда бабушка, которая снималась в массовке нового фильма, услышала, как обсуждали краудфандинг, и из своих денег, не знаю, сколько она получила, пятьсот рублей дала на фильм. 

– Один из ваших документальных фильмов, который вы сейчас снимаете, посвящен Свердловской киностудии. Что сейчас там происходит, в каком она состоянии? 

– Свердловская киностудия фактически не существует как  кинопроизводящая организация. Это некий околокиношный центр, там устраивают экскурсии, есть киношколы, проводят какие-то встречи, то есть такой центр для молодежи, которая хочет заниматься кино. Но кино они не производят. Мой фильм посвящен не столько киностудии, он о российском кинопроизводстве середины 90-х годов. Я тогда работал на киностудии, был заместителем директора по экономике. И я пережил самые сложные времена российского кинопроизводства, когда все студии умерли в один год, начиная от московских и заканчивая всеми провинциальными студиями. Но поскольку я был в центре событий, то много знаю подробностей – удивительных, страшных. Тогда они были страшными и реально опасными для жизни. А сейчас это воспринимается как комедия, и я снимаю комедию. Съемки только начались, пока я снял штук пятнадцать интервью. Вся работа впереди. 

– Наверное, у вас были предложения переехать жить и работать в другой город. Почему вы остались и остаетесь в Екатеринбурге? 

– Мне там комфортно. Москва для меня большая, я приезжаю в Москву и сижу в гостинице. Как Марта в камине. Смысла не вижу переезжать – в Москве слишком много людей, и слишком много людей, которые кино занимаются. Есть интернет и самолет, можно снимать кино где угодно. Можно жить в деревне и снимать кино в Австралии. Мне мешала столица для кино. Да она всем мешает, как там можно что-то снимать, я не понимаю. Все приезжают снимать к нам или в Минск, Киев. У меня очень хорошая площадка, классная группа, шутки, любовь бесконечная. Актеры не хотят уезжать – такая забота вокруг них, здесь, в Москве, они не встречают такого, уже забыли про это. Приходит московский оператор, не скажу кто, и разговаривает матом на площадке, а у нас нет. У меня запрещено. На пятый день никто не матерится, попадают в нирвану, в другой мир. В Москве такое невозможно сделать, другой ритм. Я стараюсь не гнать, работаю в удовольствие. Я могу ничего не делать, потому что все придумано, все проговорено, все подготовлено –  режиссерский сценарий, раскадровка. Но если меня нет на площадке, все по-другому. 

Ничего не работает?

– Работает. Все будет хорошо, но мне не нравится. Я должен быть на площадке. Мистическая какая-то вещь независимо ни от чего. Кино – это режиссерское дело, должен быть человек, который держит всю группу в голове, все в голове. Он может ни слова не сказать, но если у него какой-то есть образ в голове, вот он – режиссер. И кино будет.

У радио Sputnik отличный паблик в Facebook, а для тех, кто предпочитает отечественное, — "ВКонтакте".

Есть еще Twitter, где все кратко, но емко. Обещаем!

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала
Главные темы часа. 00:00Кирилл Федоров. Роль Израиля в сирийском конфликте, судьба российских базЛюбитель "Марсельезы"Кто заводит наши часикиГлавные темы часа. 01:00Кирилл Федоров. Провокации со стороны ВСУ, контроль над Курахово в ДНРЛогический финалКазанский собор – правда и выдумкиГлавные темы часа. 02:00Владимир Мединский. День героев Отечества: история и традиции праздникаРеспублики-однодневкиВладимир Мединский. Награждение военных в Кремле, исторический путь РоссииКак английское достояние стало русскимКануло в ЛетуГлавные темы часа. 03:00Цифровой рубль, кибератаки на российские организацииСпоемте, друзьяКем был первый марафонецГлавные темы часа. 04:00Госпереворт в Сирии, страны ЕС не пускают беженцевРеакция жителей Сирии на госпереворот, слова Эрдогана о ПутинеВиктория и АлександрВек живи – век трудисьГлавные темы часа. 05:00Влияние Сирии на мировую экономику, транзит газа через УкраинуКурс доллара, уровень жизни в России, взыскание долгов с физлицРецепты манны небеснойДатский пират на русской службеКонфетный тест: верим?Главные темы часа. 06:00Юрий Левитан – главный голос Советского СоюзаСоветское иновещание: как это былоГлавные темы часа. 07:00Асад в России, сигнал "Орешника" Западу, экзамены для мигрантовГлавные темы часа. 09:00"Новая" Сирия, ужесточение мобилизации на Украине, встреча Орбана и ТрампаГлавные темы часа. 10:00Что будет с базами РФ в Сирии и готовят ли ВСУ "рождественское" наступлениеМосковский Кремль: гармония и алгебраГлавные темы часа. 12:00Суд по делу Нетаньяху, новая власть в Сирии, ситуация вокруг ХерсонаЧему Суворов научился у МакедонскогоГлавные темы часа. 12:30Проблемы релокантов, возвращение сбежавших из РФ звезд, Санта-иноагентГлавные темы часа. 13:00Начнет ли Запад глобальный конфликт и нужен ли Израилю ДамаскГлавные темы часа. 13:30Почему в России набирают популярность шеринговые сервисы"Купили 3000 розовых дрелей": что для ремонта берут на маркетплейсах?Главные темы часа. 14:00Ядерное оружие в Белоруссии, российские базы в СирииГлавные темы часа. 14:30Гражданская война в Сирии, роль ООН в урегулировании конфликтаГлавные темы часа. 15:00Ядерное оружие в Белоруссии, скандал во Франции, соцвыплаты АбхазииГлавные темы часа. 15:30Продвижение ВС РФ, штрафы за нелегальную продажу алкоголя, лаборатория ИИГлавные темы часа. 16:00Кирилл Бенедиктов. Трамп "отстранил" Байдена от власти, расширение СШАГлавные темы часа. 16:30О команде Трампа: профессионалы либо "чистильщики"?Главные темы часа. 17:00Дмитрий Евстафьев. Репрессии на на Украине, конец режима ЗеленскогоГлавные темы часа. 17:30Дмитрий Евстафьев. Ядерная доктрина, газовая дипломатия России и ГерманииГлавные темы часа. 18:00Дмитрий Пучков. Обучение детей мигрантов, задержание мошенниковГлавные темы часа. 19:00Дмитрий Пучков. Суд над Нетаньяху, расширение США, фильм "Субстанция"Главные темы часа. 20:00Революция в Америке, внутренняя депортация гражданГлавные темы часа. 20:30Отношение американцев к России, перемирие между Москвой и ВашингтономГлавные темы часа. 21:00Отношение солдат к войне, "задача дня" в армии, военные в фильмах и книгахГлавные темы часа. 21:30Эвакуация раненых, перемещение госпиталей, война с НАТОГлавные темы часа. 22:00Главные темы часа. 22:30Главные темы часа. 23:00Главные темы часа. 23:30Главные темы часа. 00:00Мошенники в мессенджерахЕще не белли, но уже казусКолдун колдуну розньГлавные темы часа. 01:00Украинские колл-центрыРусские авиатриссыВоздушная яма времениГлавные темы часа. 02:00Российские колл-центрыПричуды генияГлавные темы часа. 03:00В моркови все прекрасно: и вкус, и цвет, и корнеплод, и ботваСокол, голубь и жакоГлавные темы часа. 04:00Как напугать весь мирСлон в подарокГлавные темы часа. 05:00Главные темы часа. 06:00Толстой vs ЛомброзоЦарь среди колоколов, или Великий немойГлавные темы часа. 07:00Порядок в Курской области, проблемы Абхазии, повышение автоштрафовСкучен день до вечера, коли делать нечегоГлавные темы часа. 08:00Сирия и западные фейки, Белоруссия и "Орешник", мобилизация на УкраинеПоследнее великое открытие было русскимГлавные темы часа. 09:00Алексей Бобровский. Нефть и санкции, инфляция и накопления россиянГлавные темы часа. 10:00Ирина Филатова. Мигранты и русский язык, аромаингаляторы и алкоголь в СетиГлавные темы часа. 11:00Успехи на Курском направлении, пополнение армии ВСУ и потенциал геологииГлавные темы часа. 12:00Трамп за прекращение огня, номинанты на премию мира, ФСБ и кол-центрыГлавные темы часа. 12:30KPI для развития экономики и миллиарды для будущих патриотовГлавные темы часа. 13:00Ужесточение правил покупки алкоголя и перекрытие коридора снабжения ВСУГлавные темы часа. 13:30Елена Маркосян. Трамп и перемирие на Украине, "новая" Сирия, влиятельные политикиГлавные темы часа. 14:00Защита от игромании и безбарьерная средаГлавные темы часа. 14:30Алексей Федорченко: у меня не было желания снять фильм о войне