Рейтинг@Mail.ru
От Сокольников до Парка на метро! День рождения Московского метрополитена - Радио Sputnik, 03.03.2020
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
00:00
01:00
02:00
03:00
04:00
05:00
06:00
07:00
08:00
09:00
10:00
11:00
12:00
13:00
14:00
15:00
16:00
17:00
18:00
19:00
20:00
21:00
22:00
23:00
00:00
01:00
02:00
03:00
04:00
05:00
06:00
07:00
08:00
09:00
10:00
11:00
12:00
13:00
14:00
15:00
16:00
17:00
18:00
19:00
20:00
21:00
22:00
23:00
Новости
00:00
4 мин
Новости
01:00
4 мин
Новости
02:00
4 мин
Новости
03:00
4 мин
Новости
04:00
4 мин
Новости
05:00
4 мин
Новости
06:00
4 мин
Новости
07:00
4 мин
Новости
08:00
4 мин
Новости
08:30
3 мин
Новости
09:00
4 мин
Новости
10:00
4 мин
ИЗОЛЕНТА live
Курс Мерца, ответ РФ на изъятие активов и китайская "панда-дипломатия"
10:04
111 мин
Новости
12:00
4 мин
Новости
12:30
3 мин
Новости
13:00
4 мин
Новости
13:30
3 мин
Новости
14:00
4 мин
Новости
14:30
3 мин
Новости
15:00
4 мин
Новости
15:30
3 мин
Новости
16:00
4 мин
Новости
16:30
3 мин
Новости
17:00
4 мин
Новости
17:30
3 мин
Новости
18:00
4 мин
Новости
19:00
4 мин
Новости
20:00
4 мин
Новости
20:30
3 мин
Новости
21:00
4 мин
Новости
22:00
4 мин
Новости
22:30
3 мин
Новости
23:00
4 мин
Новости
23:30
3 мин
Новости
00:00
4 мин
Новости
01:00
4 мин
Новости
02:00
4 мин
Новости
03:00
4 мин
Новости
04:00
4 мин
Новости
05:00
4 мин
Новости
06:00
4 мин
Новости
07:00
4 мин
Новости
08:00
4 мин
Новости
09:00
4 мин
Новости
09:30
3 мин
Новости
10:00
4 мин
Новости
12:00
4 мин
Новости
12:30
3 мин
Новости
13:00
4 мин
Новости
13:30
3 мин
Новости
14:00
4 мин
Новости
14:30
3 мин
Новости
15:00
4 мин
Новости
15:30
3 мин
Новости
16:00
4 мин
Новости
16:30
3 мин
Новости
17:00
4 мин
Новости
17:30
3 мин
Новости
18:00
4 мин
Новости
19:00
4 мин
Новости
20:00
4 мин
Починяем примус с Евгением Примаковым
В эфире
20:04
54 мин
Узнать за 90 секунд
Дирижабль
20:58
2 мин
Новости
Главные темы часа
21:00
4 мин
Допрос Вассермана
В эфире
21:04
24 мин
Новости
Главные темы часа
21:30
3 мин
Допрос Вассермана
В эфире
21:33
25 мин
Контекст
Саммит отчаявшихся милитаристов
21:58
2 мин
Новости
Главные темы часа
22:00
4 мин
Теория заблуждений
Армен Гаспарян. О каких гарантиях безопасности для Киева идет речь?
22:04
23 мин
Новости
Главные темы часа
22:30
3 мин
Теория заблуждений
Армен Гаспарян. Почему русские продолжают сострадать украинцам?
22:33
24 мин
Узнать за 90 секунд
Венера
22:58
2 мин
Новости
Главные темы часа
23:00
4 мин
В сухом остатке
Дмитрий Бавырин. Похороны НАТО в Германии, рождественское перемирие
23:04
22 мин
Новости
Главные темы часа
23:30
3 мин
Визави с миром
Европейская угроза России – насколько реальна?
23:33
24 мин
Контекст
Разброд и шатания: кража активов РФ выйдет ЕС боком
23:58
2 мин
ВчераСегодня
К эфиру
Москва 91.2 FM
Москва 91.2 FM
Санкт-Петербург 91.5 FM
Анапа 94.1 FM
Балтийск 94.7 FM
Владивосток 97.7 FM
Волгоград 101.1 FM
Донецк 93.4 FM
Екатеринбург 91.4 FM
Казань 105.8 FM
Калининград 87.7 FM
Киров 101.0 FM
Краснодар 97.8 FM
Красноярск 99.9 FM
Кропоткин 91.5 FM
Луганск 96.6 FM
Нижний Новгород 90.8 FM
Новосибирск 92.4 FM
Пермь 91.2 FM
Псков 102.6 FM
Ростов-на-Дону 99.2 FM
Самара 99.1 FM
Саратов 105.8 FM
Севастополь 105.6 FM
Симферополь 102.3 FM
Сочи 97.2 FM
Улан-Удэ 102.8 FM
Уфа 91.1 FM
Хабаровск 93.8 FM
Херсон 88.1 FM
Челябинск 99.5 FM
Якутск 103.6 FM
Авторы

От Сокольников до Парка на метро! День рождения Московского метрополитена

Читать в
Дзен
О строительстве метро власти Москвы задумывались еще задолго до революции. Но не удавалось найти акционеров. Тогда в приоритете были конки. А потом помешала Первая мировая война...

В этот день, … лет назад

Пятнадцатого мая 1935 года открылась первая линия Московского метрополитена – от станции "Сокольники" до станции "Парк культуры". 

Еще в 1872 году инженер Василий Титов предложил проект подземной железной дороги от Курского вокзала до Лубянской площади. Были даже проведены исследования грунта в местах возможного строительства. Однако Городская дума и представители церкви забраковали проект.

В.А. Гиляровский в "Москве и москвичах" писал: "В городской думе не раз поговаривали о метро, но как-то неуверенно. Сами "отцы города" чувствовали, что при воровстве, взяточничестве такую панаму разведут, что никаких богатств не хватит…

– Только разворуют, толку не будет. 

А какой-то поп говорил в проповеди:

– За грехи нас ведут в преисподнюю земли. 

"Грешники" поверили и испугались".

Но дело, конечно, было не в "грехах" и "преисподней". Хотя проект, помимо всего прочего, предполагал снос 10 храмов, что до советских времен воспринималось кощунственно. Главным стало другое препятствие: проект был очень дорогостоящий – найти акционеров с нужным количеством денег никак бы не удалось. Тогда в приоритете было строительство конно-железных городских дорог.

И все-таки к идее московского метро возвращались вновь и вновь: если во времена проекта Титова в Первопрестольной проживало 600 тысяч человек, то уже к концу XIX века – более миллиона.

Один из самых амбициозных и масштабных проектов был представлен в 1902 году инженерами П.А. Балинским и Е.К. Кнорре. Он предполагал возведение на Красной площади центрального вокзала, от которого начинались бы три линии метро: одна – вдоль Бульварного кольца, вторая – по Садовому (ну, почти что нынешняя кольцевая линия!) и радиальная – от Петровского парка до Серпуховской заставы (это ж нынешняя Замоскворецкая линия! Только с "вывертом" к Павелецкому вокзалу). Частично метро должно было пройти под землей, но в основном – по эстакадам. Как, скажем, U-bahn'ы в Германии. Даже есть такая открытка: рельсы метро на десятиметровой высоте проложены вдоль Кремлевской стены…

Но Городская дума "завернула" этот проект с резолюцией: "Господам Кнорре и Балинскому в их домогательствах отказать…". Говорят, что не последнюю роль в этом сыграли владельцы трамвайных парков.

В 1913 году уже сама Городская дума разработала проект метрополитена. Предполагалось построить три подземных линии: от Каланчевской площади (от трех вокзалов) до Брянского (Киевского) вокзала, от Виндавского (Рижского) вокзала до нынешней платформы ЗИЛ (до Павелецкого вокзала) и от Тверской заставы (Белорусского вокзала) до Калитников (в общем, до Курского вокзала).

Проект, судя по всему, был хорошо продуман и технически обоснован. Он соединял метро с вокзалами, железнодорожными станциями, трамвайными линиями. Ни дать ни взять – нынешнее МЦК!.. Потому что и дореволюционный проект предполагал в перспективе "нарезание" круговых линий метро. 

Приступили к строительству, но началась Первая мировая война. На память от этого проекта метро осталось лишь здание депо в Калитниках. 

К метропланам вернулись только в 1931 году. На Пленуме ЦК ВКП(б) было принято решение о строительстве первой линии Московского метрополитена. Главным строителем назначили тогдашнего первого секретаря МГК партии Л.М. Кагановича. 

Первая линия длиной более 11 километров была проложена от станции "Сокольники" до станции "Парк культуры" с ответвлением на "Смоленскую". По ней курсировали 12 четырехвагонных составов. Линия состояла из 13 станций, 17 вестибюлей и эскалаторов для подъема и спуска пассажиров. 

Тоннели были глубокого заложения, хотя один из планов предполагал, говоря современными понятиями, строительство "легкого" метро. Но власти, видимо, догадываясь, что у метро будут не только чисто гражданские функции, распорядились уходить вглубь. И предчувствия не обманули! Во время Великой Отечественной войны глубокие тоннели и станции использовались как бомбоубежища. И не только спасли многие жизни, но и дали новые – за время авианалетов в метро родилось 217 детей.

И строили не просто станции – дворцы! Основа – гранит и мрамор. Оформляли эти дворцы (нужно было бы, конечно, придумать какой-нибудь синоним, так как в предыдущем предложении я слово "дворцы" уже написал, но язык не поворачивается назвать эти творения "подземкой") лучшие архитекторы и художники. Среди них: Алексей Щусев, строитель Марфо-Мариинской обители, мавзолея Ленина и здания НКВД на Лубянке; Иван Фомин, один из основателей советского монументального классицизма; Владимир Гельфрейх и Владимир Щуко, создатели Большого Каменного моста и здания Библиотеки имени Ленина; Борис Иофан, автор "Дома на набережной" и санатория "Барвиха"; Павел Корин, творец "Руси уходящей" и триптиха "Александр Невский"; Евгений Лансере, Александр Дейнека, скульпторы – Вера Мухина, Николай Томский, Матвей Манизер, Евгений Вучетич, Георгий Мотовилов…

Метро планировали открыть к 17 годовщине революции – 7 ноября 1934 года. Однако не успели изготовить и установить все эскалаторы. 

Первоначально Московский метрополитен носил имя Кагановича, который, как мы помним, возглавлял строительство подземки. Его еще называли "железным наркомом" – в 1935 году он был назначен народным комиссаром путей сообщения. Он говорил: "Наш Московский метрополитен замечателен именно тем, что там не просто мрамор, – нет, там не просто гранит, – нет, там не просто металл, – нет, там не только бетон, – нет! Там в каждом куске мрамора, в каждом куске металла и бетона, в каждой ступени эскалатора сквозит новая душа человека, наш социалистический труд, там наша кровь, наша любовь, наша борьба за нового человека, за социалистическое общество"…

В 1955 году Московскому метрополитену присвоили имя Ленина – наступили другие времена! А еще два года спустя "железный нарком" вообще был объявлен членом "антипартийной группы" (Маленкова – Кагановича – Молотова), снят со всех постов, а позднее и вовсе исключен из партии…

Чтоб солнце улыбалось

Бетону-кирпичу

И Лазарь Каганович

Нас хлопнул по плечу.

Это из песни о Московском метрополитене, написанной в 1936 году. А еще вспоминается "Песня старого извозчика" в исполнении Леонида Утесова:

Ну и как же это только получается?

Что-то в жизни перепуталось хитро:

Чтоб запрячь тебя, я утром отправляюся

От Сокольников до Парка на метро!..

Автор Владимир Бычков, радио Sputnik

У радио Sputnik отличные паблики ВКонтакте и Facebook. А для любителей короткого, но емкого слова, — Twitter.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала
Главные темы часа. 00:00Переговоры Зеленского и Уиткоффа в Берлине и геноцид в ДонбассеБитва за энергию: победителю достанется всёМилитаристы и переговорщики: нашла коса на каменьВыход США из НАТО, возвращение соотечественников и запрет никабовТретий мир" становится первымГлавные темы часа. 01:00Алексей Решетун о красоте нашего тела и уродливой смертиКак Пушкин перестал быть сказочникомСудмедэксперт Алексей Решетун: преступлений сейчас стало гораздо меньшеМежпланетный двигатель: прорыв в освоении космосаВперед, в прошлое: к нам возвращается старый, добрый винилГлавные темы часа. 02:00Бессильная злоба: Россия остается великой спортивной державойУпрямец, разгадавший тайнуСпорт и возвращенные регионы: тяжело, но посильноКуба: сальса, автостоп и пламенный патриотизмНа кону – здоровье нацииГлавные темы часа. 03:00Сила музыки на фоне канонадыРепетиция теракта: кто атаковал нью-йоркский небоскреб?Культурный фронт: на линии боевого соприкосновенияФантастика"Первый пошел": Австралия поставила подростковые аккаунты вне законаГлавные темы часа. 04:00Эдгард Запашный и Нина Ватт. Как правильно дрессировать собак?Чудо морскоеДно океанаЭдгард Запашный и Нина Ватт. Когда собака – это хороший подарок?СтраусыПлейсы, робуксы, обби, ролеплеи: Roblox – под запретомГлавные темы часа. 05:00Хроническая граница: Таиланд и Камбоджа раскачивают ИндокитайПокорители небаВзвешенный диалог на основе доверия: Владимир Путин – в АшхабадеПоследний шанс? Анкара и Дамаск готовят наступление на курдовМирная ядерная бомбаГлавные темы часа. 06:00Богатые и знаменитые: как Сталин опекал писателейБорджиа: "так проходит земная слава"Сталинская премия: награда, меняющая жизньМоцартРациональность, а не леньГлавные темы часа. 07:00Киев без НАТО, эффект Долиной на рынке "вторички", индекс новогоднего столаГлавные темы часа. 08:00Юрий Светов. Переговоры в Берлине и новая тактика ЗеленскогоГлавные темы часа. 08:30Николай Солабуто. Последствия изъятия активов России и прогноз по ставке ЦБКитыГлавные темы часа. 09:00Роман Донецкий. "Война городов", требования Киева, стрельба в СиднееГлавные темы часа. 10:00Главные темы часа. 12:00Почему США и ЕС не могут договориться о мире на Украине?ИзраильГлавные темы часа. 12:30Цели Трампа на Украине и ответственность за убийства журналистовГлавные темы часа. 13:00Сумма иска ЦБ к Euroclear, требования Киева и контроль над ЗАЭСАнтидрон: Россия ввела в строй новую систему безопасностиГлавные темы часа. 13:30Нападение на учительницу в Петербурге и тренды рынка труда РФ в 2026 годуГлавные темы часа. 14:00Андрей Безруков. Почему США начали воспринимать Европу как конкурента?Главные темы часа. 14:30Андрей Безруков. Почему Россия не может развиваться в одиночку?Главные темы часа. 15:00Школьники выбирают колледжи, новый вид отпуска и панды в ЯпонииПираты Карибского моря: США взялись за нефтяные танкерыГлавные темы часа. 15:30Цифровые АО, горнолыжный отдых и животные в самолетеГлавные темы часа. 16:00Михаил Делягин. Укрепление рубля и борьба с "серой экономикой"РакетопланГлавные темы часа. 16:30Любовь и смерть: как "певец революции" связал жизнь с двойным агентомГлавные темы часа. 17:00Русское мышление и переговоры США и УкраиныГлавные темы часа. 17:30Конец Pax Americana: почему Европа отворачивается от США?Беспредел по-польски: российского ученого арестовали за соблюдение законовГлавные темы часа. 18:00Руслан Осташко. Киберспорт и развитие российских технологийКораблиГлавные темы часа. 19:00Руслан Осташко. Крах украинской энергосистемы, захват окраин КупянскаГлавные темы часа. 20:00Владимир Мединский. 200 лет со дня восстания декабристовГлавные темы часа. 20:30Владимир Мединский. Почему Наполеон напал на Москву в 1812 году?Советы и Штаты: краткосрочный роман 1980-хГлавные темы часа. 21:00Производство микрочипов в России, интернет в самолетахГлавные темы часа. 22:00Главные темы часа. 22:30СиртакиГлавные темы часа. 23:00Главные темы часа. 23:30Вторая жизнь дирижаблестроенияГлавные темы часа. 00:00Как голливудская звезда в Россию влюбиласьГлавные темы часа. 01:00Драка за легендарный суперкладГлавные темы часа. 02:00Рядом с земным ядромГлавные темы часа. 03:00Главные темы часа. 04:00Главные темы часа. 05:00Калязинское чудо: телескоп, направленный в будущееГлавные темы часа. 06:00Титаны подводного царстваГлавные темы часа. 07:00Иск Трампа к Би-би-си, диагнозы нейросетей и топ подарков на Новый годГлавные темы часа. 08:00Андрей Пономарь. Гарантии безопасности для Киева и борьба украинцев с ТЦКГлавные темы часа. 09:00Дмитрий Еловский. Курс Трампа и "мирные усилия" Британии Главные темы часа. 09:30Анатолий Бублик. Привлекательность паспорта РФ и перспективы безвизаГлавные темы часа. 10:00Нападение на школу в Одинцове, "беременный" туризм, редактирование геномаГлавные темы часа. 12:00Вербовка подростков, гарантии для Украины, контроль за бывшими мошенникамиЗощенкоГлавные темы часа. 12:30Итоги торговой войны США и Китая: кто проиграл и кто выиграл? Главные темы часа. 13:00Нападение подростка на школу в Одинцове и гарантии безопасности для КиеваНе только на хлеб с маслом: россияне хотят достойно зарабатыватьГлавные темы часа. 13:30Ситуация с гонконгским гриппом в РФ и отказ компаний от корпоративовГлавные темы часа. 14:00Нападение на школу в Одинцове, вербовка подростковБыкиГлавные темы часа. 14:30Европейские гарантии безопасности, конфискация активовГлавные темы часа. 15:00Развитие отношений России и Африки, Евротройка против мира на УкраинеСаммит отчаявшихся милитаристовГлавные темы часа. 15:30Инвестиции в стартапы, импорт техники, безвиз с ИндиейГлавные темы часа. 16:00Дмитрий Бавырин. Похороны НАТО в Германии, рождественское перемириеГлавные темы часа. 16:30Европейская угроза России – насколько реальна?Главные темы часа. 17:00Армен Гаспарян. О каких гарантиях безопасности для Киева идет речь?Главные темы часа. 17:30Армен Гаспарян. Почему русские продолжают сострадать украинцам?Разброд и шатания: кража активов РФ выйдет ЕС бокомГлавные темы часа. 18:00Дмитрий Пучков. Нападения в школах и дело Долиной в Верховном судеЛевоногий президентГлавные темы часа. 19:00Дмитрий Пучков. В Париже украли Рождество, драка в РадеГлавные темы часа. 20:00От Сокольников до Парка на метро! День рождения Московского метрополитена