Как это мило, когда ответственный чиновник интересуется древней историей! Это будоражит медийное пространство бурными восклицаниями восторга интеллектом этого чиновника. А тут вообще чиновник непростой – министр иностранных дел Великобритании. На его слова даже обратили внимание в МИД России. Официальный представитель внешнеполитического ведомства Мария Захарова отметила, что в Москве не считают нужным обижаться на слова Бориса Джонсона, сравнившего Россию со Спартой.
Захарова сказала: "Мы смотрим на эти заявления как на заявления Бориса Джонсона. Обижаться на них нельзя".
Но все равно хочется спросить: этот министр действительно считает, что США и Европа – это Афины? А как же геноцид покоренных народов в Америке, Африке и Азии? А как же работорговля? А как же опиумные войны? А как же две мировые войны? А Хиросима с Нагасаки?.. Дальше даже продолжать не буду. Каждый может удлинять этот список до бесконечности. Причем все эти войны были исключительно завоевательными.
Теперь о России. Философ Иван Александрович Ильин писал: "Историк Соловьев насчитывает с 1240 г. по 1462 г. (за 222 года) – 200 войн и нашествий. С четырнадцатого века по двадцатый (за 525 лет) военный историк Сухотин насчитывает 329 лет войны. Россия провоевала две трети своей жизни". Но Ильин писал об этом еще во времена Великой Отечественной… Не в этом суть! Главное, что России на протяжении всей своей тысячелетней истории постоянно воевала. Причем, заметьте, в подавляющем большинстве случаев это были исключительно оборонительные войны. Образно говоря: только-только со своей родной земли одну сволочь прогнали, а за ней следом уже другая нечисть ползет…
В заключение расскажу легенду о древней Спарте. Один завоеватель пошел на нее с войной. И выслал спартанцам требование о капитуляции. А иначе, угрожал завоеватель, "если я возьму штурмом ваш город, то сотру его с лица земли, мужчин перебью, а женщин и детей продам в рабство". Ответ из Спарты не заставил себя ждать. На крошечном кусочке пергамента было начертано одно-единственное слово: "Если"…
Автор Владимир Филиппов, радио Sputnik