Спецпроект "Путь к международному диалогу. Российская повестка Межпарламентского союза", часть 1
Межпарламентский союз существует с 1889 года. Это самый авторитетный институт сотрудничества парламентариев, созданный для продвижения идей мира. Сегодня в нем представлены 173 государства и 11 региональных парламентских ассамблей (в качестве ассоциированных членов), в частности, ПАСЕ и Межпарламентская ассамблея СНГ. Работают четыре постоянных комитета – по вопросам мира и международной безопасности; по устойчивому развитию, финансам и торговле; по демократии и правам человека; по делам ООН. Высшим органом является созываемая дважды в год ассамблея.
"Межпарламентский союз во все годы своего существования претендовал на то, чтобы стать парламентским измерением ООН. Сейчас эти отношения пока не на такой высокой стадии, но они формализованы. В начале этого года было подписано основополагающее соглашение о взаимодействии и сотрудничестве между ООН и МПС, со стороны обеих структур его подписали первые лица – генеральные секретари. Я уверен, что в дальнейшем это сотрудничество будет только нарастать, а организации станут только сближаться друг с другом".
Работу Межпарламентского союза яснее всего отражают итоговые документы ассамблей и сессий, среди них есть по-настоящему исторические, прорывные. В этом ряду – принятая на 154-й сессии в Париже универсальная "Декларация о критериях свободных и справедливых выборов", где именно такие выборы определяются "ключевым элементом в осуществлении демократии". Но, по оценке Константина Косачева, наиболее актуальным документом, в том числе в контексте предстоящей Ассамблеи в Петербурге, является "Всеобщая декларация о демократии", принятая МПС 20 лет назад, в сентябре 1997 года на 161-й сессии в Каире:
"Почему я считаю ее важной? Во-первых, потому что тема очень актуальна. А во-вторых, потому что через десять лет после этого уже Генассамблея ООН поддержала мысли, высказанные МПС, и впервые в истории ООН сформулировала свою позицию в виде специальной резолюции. Там есть констатация, как никогда актуальная и сейчас, связанная с различием демократий при общности черт. Цитирую: "Не существует одной модели демократии, демократия не является собственностью какой-то страны или какого-то региона". На мой взгляд, это очень важная позиция, особенно с учетом последовательных попыток Запада экспортировать демократию, демократизировать отдельные страны и регионы. Мы рассчитываем, что на предстоящей Ассамблее эти положения декларации МПС и резолюции ООН найдут свое подтверждение в новой резолюции Межпарламентского союза", – заключил Константин Косачев.