Автор Михаил Шейнкман, радио Sputnik
Вот тебе, бабушка, и Рютт'ев день. Говорят, парламентской победе премьера Нидерландов Ангела Меркель радовалась едва ли не больше его самого. Глава ее канцелярии Петер Альтмайер, надо полагать, выразил не только свое мнение, когда назвал этот результат "великим". "О, Нидерланды, вы – чемпионы!", – написал он в Twitter. Не слышал, наверное, что даже сам Марк Рютте признал свои выборы лишь "четвертьфиналом" для ЕС. А единственный раз после четвертьфинала сборная этой страны становилась чемпионом Европы в далеком 1988 году. Но в команде премьера нет ни Гуллита, ни Ван Бастена, ни Кумана с Райкардом.
Тем не менее, если Рютте кому-нибудь и проиграл, то самому себе. Минус девять мест от результата 2012 года. Но тогда не было миграционного кризиса, не было Brexit'а, Трампа и этой всепоглощающей наглости евроскептиков. Он первый, кто сумел прервать серию их удач. По крайней мере, он так думает. И, когда подчеркивает эпическую важность своего успеха, похоже, искренне полагает, что одолел самого Трампа, а не его голландскую копию. Хотя и одолел-то лишь потому, что Герт Вилдерс слишком рано доверился опросам, еще в январе сулившим ему триумф, и фактически бросил бороться. Но 19 депутатов – это все равно расширение по сравнению с прошлым созывом.
Так что, если Рютте ставил перед собой две задачи: устоять самому и не пропустить радикалов "Партии Свободы", то справился только на 50%. То есть все-таки нашел свою половину. Другое дело, что это далеко не лучшая половина. Во-первых, ему предстоят изнурительные переговоры о создании коалиции. И каждый из потенциальных партнеров прекрасно чувствует остроту момента и понимает, как его можно использовать. Если даже пять лет назад без всяких вызовов и угроз торговались почти два месяца, то сейчас эксперты и вовсе не исключают того, что не сторгуются. А это досрочные выборы.
Во-вторых, что-то надо делать с Турцией. Решительно развернуть пару ее министров за несколько дней до голосования – это, конечно, смело. А если это будет пара тысяч мигрантов? Или даже пара десятков тысяч? Анкара ведь уже пообещала впредь ни себя, ни их не сдерживать. Стадо голландских коров, кстати, она уже не сдержала. Выслала их обратно. А Рютте в ответ – ни му-му. Даже не отшутился. Понятно, что сейчас он занят другим. Ему бы дух перевести. Возможно, когда-нибудь в своих мемуарах он назовет эту победу самой тяжелой. Но, может быть, и последней. По крайней мере, Герт Вилдерс твердит, что Рютте от него не избавился.
И это еще вопрос, кто из них сейчас в более выгодном положении. Тот, кто оказался на лобном месте в окружении чрезвычайных проблем, или тот, что остался ждать своего часа в засаде? Впрочем, пока Рютте чувствует себя героем мирового масштаба. Говорит, что, невзирая на Brexit и выборы в США, его Голландия сказала "нет" "неправильному популизму". Значит ли это, что в его лице она признала популиста правильного, у него никто уточнять не стал. Праздник же. Пусть, порадуется. Может быть, больше и не придется. Ну, только если все-таки появится время на личную жизнь.
Хотите всегда быть в курсе последних событий в стране и мире? Подписывайтесь на наш Twitter и на канал радио Sputnik в Telegram. Обещаем, вам всегда будет что почитать – интересное, актуальное, полезное.