Автор Михаил Шейнкман, радио Sputnik
Премьер Голландии Марк Рютте – а здесь считают, что его можно будет так называть и после 15 марта – окрестил парламентскую кампанию в своей стране "европейским четвертьфиналом". И для тех, кто не понял спортивную метафору, уточнил, что полуфинал пройдет во Франции, где в мае изберут президента, а финал – осенью в Германии на выборах в бундестаг. Скромно, но со вкусом. С одной стороны, указал Нидерландам на их место в иерархии ЕС. Но, с другой стороны, заявил о намерении первым в этом сезоне больших голосований прервать уверенную поступь евроскептиков.
И, судя по опросам, это у него получится. "Трамп" не пройдет. С известных пор так здесь называют лидера праворадикалов и главного соперника Марка Рютте Герта Вилдерса. Хотя тем самым Вилдерсом, грозой либералов, мигрантов и еврохлюпиков, он стал задолго до того, как мир увидел настоящего Трампа в Белом доме. Но с таким усилением, казалось, он обречен на успех. Еще в январе, пусть только на погрешность, но он опережал премьера. С новым президентом США они на самом деле похожи. И по форме головы, и по содержанию мыслей в ней, и по способу их изложения. Вилдерс тоже с этой самой головой ушел в Twitter.
Но его как раз, говорят, именно это и сгубило. Завсегдатай массовых мероприятий, гроссмейстер игры на публику, он исчез из живого общения, поскольку один из его охранников сдал банде марокканцев сведения о передвижениях своего клиента. И не то чтобы его совсем потеряли из вида, но не все разделили его заботу о собственной безопасности. Иные посчитали это малодушием, если не трусостью. А Рютте, между тем, в кои-то веки показал себя мужиком. Турки подоспели вовремя. Вроде бы со своим самоваром, но как ложка к обеду. За считанные дни до выборов.
Рютте, в принципе, против турок же ничего не имеет. Это у Вилдерса все просто. Запретить Коран, ликвидировать мусульманские школы, закрыть въезд мигрантам из исламских стран, выйти из ЕС. Незатейливо, народно и понятно. Что, собственно, и снискало ему популярность. Но даже личная победа принесла бы ему лишь моральное удовлетворение. Для правящей коалиции нужны партнеры. А все его партнеры за границей. "Нацфронт" во Франции, "Лига Севера" в Италии, "Альтернатива для Германии". А в Голландии среди прочих 27 партий, претендующих на парламент, ему и поговорить не с кем. Не хотят с ним общаться, не то что связываться.
Хотя с тем же Рютте они как бы одного электорального поля ягоды. Но это святее папы римского быть нельзя, а правее Рютте можно, а по Вилдерсу – даже нужно. В политике они отличаются, как, например, в математике – степень: в основе цифра одна, но результат разный. Или, как в химии – число молекул. O2, скажем, или O3. Рютте говорит, что необходим стране как кислород. А Вилдерс утверждает, что кислорода ей уже не хватает и требует очистить атмосферу озоном. Их расхождения – в названии. У Рютте Народная партия за свободу и демократию. А у Вилдерса Партия свободы, и без всяких примесей. Но дышать ее воздухом, похоже, ему и впредь отдельно от власти. И надеяться на полуфинал с финалом. Только уже в качестве болельщика.